Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия отдыха сквозь призму анализа психологии работоспособности




Донбасская национальная академия стороительства и архитектуры.

 

Постановка проблемы. Вопрос восстановления жизненных сил организма имеет большое практическое значение. Напряженный характер профессиональной деятельности современного человека зачастую оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Серьезность отрицательных последствий эмоциональных перенапряжений определяет актуальность исследования методов по ее восстановлению.

Отдых - такая же разновидность человеческой деятельности, как и труд. И не уделить отдыху внимания, обойти отдых стороной, обделить отдых долей философского осмысления означает просто необъективно отобразить реальность бытия, ведь отдых - его жизненно необходимая и весомая часть! Напомню, что любая продуктивность в той или иной деятельности достигает своего пика только при гармоничной смене видов деятельности. Чередование труда и отдыха - необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Труд и отдых бывают разными. То, что для некоторых является отдыхом, для других составляет предмет труда, а то, что многие считают трудом, некоторые считают развлечением. Так или иначе, но смена видов и форм деятельности - важный момент в жизнеобеспечении общества.

Под философией отдыха автор понимает определенный комплекс общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремящихся дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности.

На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии отдыха в его содержание. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем, как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей.

Рассмотрим это явление социального бытия на примере психологии профессиональной работоспособности.

Прежде всего определим, что такое работоспособность человека и методы ее оценки. Однако перед тем, как дать определение понятию «работоспособность», нужно уточнить ряд других тесно связанных с ним терминов.

Под эффективностью работы понимают степень успешности достижения человеком стоящих перед ним трудовых целей. При определении эффективности учитывают количество затрат, необходимых для получения определенного результата и результаты, полученные при данных затратах. При оценке эффективности различают:

- объективные показатели: производительность и качество труда;

- субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

Надежность работы - вероятность безошибочного протекания рабочего процесса в течение определенного промежутка времени при заданной интенсивности работы.

Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности.

Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности: а) актуализированную — реально существующую в данный момент; б) резервную. Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.

Существуют различные методы оценки работоспособности человека, что отражено на следующем Рис.:

Методы оценки работоспособности человека

Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами. В практике научных исследований в качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности. Выделение этих элементов или операций производится на основании предварительного психофизиологического анализа профессиональной деятельности и составления профессиограмм. При этом ведется учет показателей производительности труда, качества работы, динамики ошибок в работе и анализ их психофизиологической сущности. Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики.

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т.д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций. Например, для субъективной оценки психологического состояния человека используют тесты САН, Спилбергера и др.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

- сенсорный

- сенсомоторный

- логический

В свою очередь сенсомоторный труд может быть преимущественно сенсорным или моторным. Умственный труд логического типа может быть связан с решением стандартных задач, жестко определяемых инструкциями, и с решением неформальных задач, видоизменяющихся в зависимости от сопутствующих факторов и при условии недостатка информации.

Следует отметить, что приемлемая умственная работоспособность сохраняется в достаточно широком диапазоне функционального состояния работника, и по физиологическим и психофизиологическим показателям мы можем только косвенно судить об эффективности умственной работы. Показатели, которые используют для косвенной оценки уровня работоспособности человека, отображены на приведенням ниже Рис..

При этом следует отметить, что речь идет об измерении не максимальной, а необходимой (или заданной) эффективности работника, которая определяется контрольными цифрами плановых показателей, уровнем прибыли, техническим оснащением производства, профессиональной подготовкой специалиста и пр. Кроме того, следует по возможности учитывать и мотивацию человека. В частности исследования показали, что объем и качество работы выше при ориентации работника на конкретный высокий результат по сравнению с ориентацией на неопределенный максимум.

 

Косвенные показатели работоспособности человека. Динамика работоспособности.

Работоспособность зависит от физических, умственных (психических), психологических особенностей человека, его квалификации и состояния здоровья. Наиболее подвижными факторами, определяющими работоспособность, являются психологическая стимуляция деятельности и состояние здоровья человека. Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов:

1. Период врабатываемости (адаптационный период). Он возникает с момента начала трудовой деятельности и обычно длится 20 - 30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, он сосредотачивается на трудовой Деятельности, у него включаются механизмы автоматический действий и т.д.

2. Период оптимальной работоспособности. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью.

3. Период компенсации. Продолжительность 1-2 часа Уровень работоспособности продолжает быть устойчиво высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости.

4. Период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению. При этом наблюдаются субъективные признаки утомления. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

5. Период снижения работоспособности. Производительность труда постепенно снижается на 20 - 25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Если в течение рабочей смены работник делает перерыв на обед (длительностью ½-1 час), то динамика изменения работоспособности будет иной. Уже за 25-40 минут до перерыва она начнет падать и фактически достигает неприемлемых значений за 5-10 минут до перерыва. Хотя формально человек продолжает работать, психологически он уже «обедает». После завершения длительного обеденного перерыва работник не сразу выходит в режим оптимальной работоспособности, а снова проходит через стадию врабатываемости. Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника. Специалисты так объясняют эти явления:

«Наиболее часто в практике наблюдаются снижения работоспособности, связанные с перерывом в работе и психологическим угнетением. Перерыв обычно обусловлен обедом. При этом кривая изменения работоспособности имеет стандартный характер: снижается перед обедом и не сразу восстанавливается после него. Изменения работоспособности обусловлены развивающимся утомлением или явлениями «психологической демобилизации» в предобеденный период и необходимым этапом врабатываемости при возобновлении работы (при приеме пищи так же физиологической слабостью, сопровождающей пищеварительный процесс)».

При длительной работе возможно выделить и дополнительную – шестой период динамики работоспособности - стадию восстановления работоспособности. Она характеризуется снижением психического напряжения и развитием восстановительных процессов в организме. Можно также выделить несколько вариантов этой стадии:

- текущее восстановление (в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов);

- срочное восстановление (применяемое с помощью фармакологических или психологических методов);

- отставленное восстановление (естественное восстановление ресурсов организма через несколько часов или дней после завершения работы, включающее длительный период сна и отдыха);

Исследователи отмечают, что на фоне характерной динамики изменения работоспособности могут быть изменения, обусловленные кратковременными психологическими и физиологическими причинами (психологическая стимуляция, изменения воздушной среды, температуры помещения и т.п.). Психологическая стимуляция может осуществляться на любом этапе работоспособности. Она связана с волевым усилием оператора, которое обычно отражает его установку на повышение производительности труда или же является следствием требований ситуационного характера. В первом случае это может носить характер «конечного порыва», обычно возникающего в период снижения работоспособности.

Психологическая обстановка способна также угнетать работоспособность на любом этапе трудового процесса. Степень снижения работоспособности и её продолжительность зависят от выраженности психотравмирующей ситуации и от личности оператора. Угнетающие воздействие отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, общеизвестно.

Имеются так же наблюдения о характерных изменениях работоспособности специалистов в течение года. Наивысшая производительность, по данным некоторых авторов, наблюдаются в декабре и январе, в конце августа начинается спад производительности умственного труда. Наибольшее значение с позиции организации безопасности труда имеет изменение работоспособности, которая также характеризуется периодом адаптации в начале недели и периодом спада на завершающем этапе.

В.И.Барабаш и В.С.Шкрабак обращают внимание на необходимость учета колебаний работоспособности человека в целях повышения эффективности и безопасности труда. При этом они рекомендуют учитывать следующие эмпирические положения

1. Оператору необходимо знать динамику работоспособности для того, чтобы корректировать свою деятельность.

2. Колебания бдительности человека коррелируют с кривой изменения работоспособности.

3. Темп предъявления нагрузки оператору или рабочему на конвейере должен соответствовать периоду врабатываемости и периоду снижения работоспособности.

4. Длительные перерывы в работе сопровождаются спадом не только работоспособности, но и внимания.

5. Человек способен усилием воли повышать внимание и работоспособность на определенный период времени, но эта способность не абсолютна.

6. Снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и величины нагрузки в это время и особого внимания к профилактике травматизма

7. Для поддержания работоспособности следует правильно чередовать периоды активного труда и кратковременного отдыха. Наиболее эффективны перерывы в период неустойчивой компенсации.

8. Отдых может достигаться сменой характера труда, активными действиями в процессе производственной гимнастики.

9. Режим труда и отдыха целесообразно индивидуализировать не только с учетом характера человека, его возможностей, но и с учетом физического и психического состояния в конкретный день.

Для чего нужен отдых?

Прямое назначение отдыха – восстановление эмоциональных, умственных и физических, способностей организма после нагрузки и обеспечение оптимального состояния человека для бедующих нагрузок.

Для каждого человек под слово «отдых» понимает по-разнаму. Так то что для одного отдых может быть трудом для другого.Например для людей с «сидячей» работой и интенсивной мозговой нагрузкой необходимым и оптимальным отдыхом есть физическая нагрузка.Но не все соответствуют этому правилу и зачастую вместо похода в зал предпочитают полежать на диване и ничего не делать.

С какими еще проблемами сталкиваются люди когда слышат слово «отдых». В городе это в первую очередь недостаток зеленых насаждений и мест для отдыха. Также можно добавить рациональное использование и охрана природно-ресурсного потенциала – одна из самых важных проблем современности во многих регионах мира. И именно эти проблемы мы ощущаем когда хотим просто отдохнуть от серых будней в каком либо парке недалеко от дома. Ведь человек не робот и ему нужно восстанавливать свои силы и нервы для дальнейшей продуктивной работы. Современное положение рекреационных систем таково что они больше ориентированы на получение прибыли и не могут оказывать оптимально-благоприятное воздействия на жителей таких территорий. Определение территориальных параметров рекреационных территорий обусловлено природным потенциалом этих территорий, их качеством, вместимостью, положением относительно других территорий в черте или за чертой города и транспортной доступностью.

Основными проблемами городов можно отнести высокую загазованность воздуха (так называемый «смог»), интенсивное движение транспорта,шум, нервное напряжение что неблагоприятно сказываются на жителях таких городов. Во избежание катастрофических последствий от этих проблем и создаются различные виды территорий отдыха. В черте города это в первую очередь парки, бульвары, скверы, все водные объекты. Которые в свою очередь за счет озеленения и комфортных условий расположения помогают нам справиться с этими проблемами. Большие парки обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ, недаром их называют «лёгкими городов». Кроме того, они очищают воздух от различных видов загрязнений, в том числе и шумового, так как шум разрушающе воздействует на нервную систему. Поэтому очень важно наличие зелёных насаждений вдоль автомагистралей и вокруг различных рекреационных объектов.

Парки благоприятно влияют на термический режим. В летний период они снижают теплоощущение человека в дни с дискомфортом перегрева примерно от 1 до 5 градусов в зависимости от площади паркового массива: площадь в 1 га снижает на 1 градус, площадь в 15–20 га – на 5 градусов.

Итак из вышесказанного следует что каждый человек выбирает для себя такой вид отдых который ему доступен в веду его образа жизни и места жительства. На современном этапе развития общества, все более актуальной становится проблема поиска методов и способов для восстановления жизненных сил организма человека. Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и повседневной жизни.

Для обеспеченности людей оптимальными местами отдыха необходимо производить исследования объектами которых станут рекреационные территории в нашей стране. Предметами таких исследований могут быть парки,скверы, водные объекты, спортивные комплексы и т.д..

После всего вышесказанного можно отметить что проблема полноценного отдыха и восстановления многогранна и очень интересна для дальнейших исследований как с философской точки зрения, так и с коммерческой.

 

Литература:

 

1. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. Психология безопасности труда. Уч. пособие. – С.-Пб.: СПбГАУ, 1996. - 298 с.

2. Панченко Т. Ф. Нові наукові навчальні напрями в ландшафтній архітектурі / Т. Ф. Панченко, С. М. Проценко, Л. І. Рубан // Сучасні проблеми архітектури та містобудування: наук.-техн. зб. – К.: КНУБА, 2011. – Вип. 28. – С. 285–289.

3. Панченко Т.Ф. Містобудування. Довідник проектувальника. – К.: Справочник проектировщика. – М.: Укрархбудінформ, 2001.

4. Панченко Т.Ф. Панченко Т. Ф. Ландшафтні проблеми урбанізму як навчальна дисципліна (зарубіжний досвід) / Т. Ф. Панченко, А. В. В’язовська // Сучасні проблеми архітектури та містобудування: наук.-техн. зб. – К.: КНУБА, 2011. – Вип. 28. – С. 34–39.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: Владос, 2005.

6. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. Справочное пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 248 с.

 

ШАЙМУХАМЕТОВ С.О., БАБЕНКО В.М.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.