Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Йога (само слово йога означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как объединение) — понятие в индийской культуре




Йога

Йога (само слово "йога" означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как "объединение") — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психи кой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальних школ (даршан) философии индуизма Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школою санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является болем теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер: «Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...».

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёхсанскритских терминов. И.К.Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

• Карма-йога — «йога деятельности»

• Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»

• Джнана-йога — «йога знания».

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описання Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

Если подвести условный итог под всеми существующими течениями и представлениями о йоге, то становится ясным то факт, что для этого напрвления мыслительно-практической деятельности древнеиндийского индивидуума основной темой борьбы является его борьба за освобождение ума и разума от материальной деятельности. И определенная противоречивость данного положения сразу бросается в глаза, становится докозательством слабости подобной половинчатой позиции. Ибо как иначе можно объяснить деятельность направленную против самой деятельности, как таковой? И это не простая вербальная тавталогия, а логическая ловушка, парадокс. Именно этот недостаток находит свое последовательное и закономерное разрешение в рамках теории буддизма.

Известные «Четыре благородные истины», «восьмеричный путь спасения» и четыре ступени медитативной практики буддизма выводят борьбу человека на высший уровень – уровень борьбы с самой материальной жизнью, а не его материальной деятельностью в рамках этой жизни. Такая борьба принимает действительно онтологический характер ибо в результате перехода на измененный характер сознания материальная, биологическая жизнь утрачивает будь-какую ценность, опускаясь скорее даже до отрицательного значения нежели положительного. Таким образом, состязание, разигрывающееся в сосзнании древнеиндийского человека, реально приобретает космический, вселенский масштаб, который для непосвященных может быть адекватно раскрыт только в чувственных образах шедевров античной культуры.

Заканчивая анализ йоги и буддизма в развитии специфических форм «состязательности» в границах древнеиндийской культуры следует упамянуть и те немногочисленные факты практического физического применения их в жизни древнеиндийского общества, которые все же можно выявить при более тщательном взгляде на его историю.

Так, например, известно, что йога, как древнейшая религиозно-философская концепция, без сомнения повлияла на развитие боевых искусств Индии. И если общеразвивающее и оздоровительное направление йоги знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью чем, боевые искусства Китая, Кореи и Японии, хотя многие самые разные древние стили до сих пор сохранились в отдельных районах Индии. Считается, что небольшой популярности индийских стилей способствовует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей надо рассматривать как легенды. Самым же ярким проявлением вляния його на физическую культуру Древней Индии маллакхамб - выполнение различных гимнастических трюков и поз из йоги в положении виса на веревке или на шесте. Индусы считают что это не только развивает здоровое и крепкое тело, но и укрепляет силу воли и разум. Что же касается логики абсолютной абстракции борьбы, то шахматам, рожденным в Индии, среди игр нет равных и по сей день.

Проведенный анализ широкого круга источников древневосточной культуры позволяет сделать следующий вываод. Во-первых, борьба, как соревновательность, в разных сферах внутрикультурных взаимоотношений была свойственна и цивилизации Древней Греции, и цивилизациям Древней Индии и Древнего Китая. Во-вторых, борьбе, как сопевновательности, в культуре цивилизаций Древнего мира характерны и многие типологически общие черты, и ряд специфических особенностей. В-третьих, то главное, что определило особенность существовавшего отличия между греческим агоном и его восточными аналогами лежало в области общего видового отличия цивилизаций «западного» и «восточного» типа. Прежде всего в нашем случае имеется ввиду экстровертность первого и интровертный характер второго варианта культуры. Эта особенность, определявшаяся многими факторами, находящимися за пределами цели нашого исследования, наложила глибокий отпечаток на понимание смысла и восприятие цели борьбы-соревнования, на ее ценностные ориентиры и практические задачи. Кроме того, следует обратить внимание на глубокую интегрированость борьбы-соревнования в общую атмосферу духовной и культурной жизни их собственных цивилизаций, особенно подчеркнув существование глубокой связи между внутрикультурными формами борьбы-соревнования и существовавшими в то врмя мировоззренческими представлениями, системами взглядов и поведенческими установками.

Литература:

 

1. Агон. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. М.,1995. С.19.

2. Аристотель. Метафизика. IX, 1; 1046а 10-20.

3. Билинский Б. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом.

4. Гомер. Илиада. М., 1987. XVIII. 490-510.

5. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003. С.291.

6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 8-5 вв. до н.э. Л., 1985. С. 81, 88

7. Кессиди Ф. К проблеме «греческого чуда». Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. С.564.

1. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло). Вопросы философии. 1992.- №2. - С.21, 23.

8. Платон Софист, 251 е

9. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С.87-92.

10. Хофмайстер Х. Воля к войне или бессилие политики. Философско-политический трактат. СПб., 2006. С. 38, 37

11. Юнгер Ф.Г. Греческие мифы. СПб.: «Владимир Даль», 2006. С.255, 256

12. Яровой А.В. Агональное пространство культуры. Рубикон. Сб.науч. работ. Вып. 24. Ростов-на-Дону, 2003. С.4;

 

 


Наші автори

 

Бабенко В.М., к філос. н., доц., доц. кафедри історії і філософії ДонНАБА, Україна.

Богуславская В.Г., к.і.н., доц., доц. кафедри історії і філософії ДонНАБА, Україна.

Булавін Е.І., викладач Донецького училища культури, Україна.

Губская В.Л., студ. ДонНАБА, Україна.

Кірсанова Т.О., ас. кафедри історії і філософії ДонНАБА

Колосова Н.В., аспірант ДонНАБА, Україна.

Кутненко С.С., магістр ДонНАБА.

Лакисов А.Л. магістр ДонНАБА.

Мазурина І.О., ас. кафедри економічної теорії та фінансів ДоНАБА.

Мамичева А., студ. ДонНАБА, Україна.

Норкіна Т.П., ас. кафедри економычноїъ теорії і фінансів ДонНАБА, Україна.

Парфилова Е.С., студ. ДонНАБА, Україна.

Петров О.О., к.і.н., доц., доц. кафедри історії і філософії ДонНАБА, Україна.

Петрухан Я.Ю., студ. ДонНАБА, Україна.

Романенко-Бурлуцький Я.Л., ас. кафедри історії і філософії ДонНАБА

Сокол В.А., аспірант Волинського національного університету ім.Лесі Українки, Україна.

Соловйова М., студ. ДонНАБА, Україна.

Стасенко С.О., к. філос. н., доц., доц. кафедри історії і філософії ДонНАБА, Україна.

Тарханова Н.О. к.екон.н., доц., доц. кафедри економічної теорії та фінансів ДонНАБА, Україна.

Тимошко Г.В. к.психол.н., доц., зав. кафедри історії і філософії, декан факультету гуманітарної підготовки ДонНАБА, Україна.

Шаймухаметов С.О., студ. ДонНАБА, Україна.

 


 

Наукове видання

 

 

АКАДЕМІЧНІ ЧИТАННЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.