Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование звука!!!




Методические рекомендации для профессионального поклонения.

При нашем создании Бог наделил каждого из нас драго­ценным даром. Этот дар - наш голос. И, наверное, только тот человек, который потерял этот дар, может вполне оценить его. Голос - это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эла­стичных голосовых связок. Кроме этого, в образовании голо­са также участвуют воздушные пути человека: легкие, брон­хи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости.

Голос - это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.

 

Благодаря голосу мы общаемся, выражаем свои эмо­ции и мысли и, конечно же, поем. Однако интересно, что общаться человек может научиться и без участия голоса -жестами, при помощи технических изобретений, а вот петь без голоса невозможно.

Постановка голоса- это достижение предельной естественности и свободы звукообразования, устойчивости и ровности звучания, максимальное рас­ширение диапазона голоса, а также увеличение его силы, яркости и красочности тембра, приобретение звонкости, полётности, способности «литься» на одном дыхании при минимальной затрате мышечной энергии, то есть без лишнего напряжения.

Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резона­торов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техниче­скими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом. Также голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадно­го пения и так далее. Всю свою жизнь мы будем эксплуа­тировать голос, изучать его возможности.

 

 

Краткое сведение о голосовом аппарате

Все органы, участвующие в голосообразовании, в сово­купности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все.

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного моз­га с двигательными и чувствительными нервами, соеди­няющими эти центры со всеми указанными органами.

Рис. 1. Звукопроизводящий аппарат.

1 - гортань; 2 - дыхательное горло;

3 разветвление бронхов; 4 - легкие;

5 - диафрагма.

Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (аф­ферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в го­лосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с цен­тральной нервной системой, которая организует их функ­ции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Органы голосового аппарата (Рис. 2)

 

Рис. 2. Сагиттальный разрез через полость носа, глотки и гортани:

1 - лобная пазуха; 2 - верхняя раковина; 3 - средняя раковина; 4 - нижняя раковина; 5 - твердое нёбо; 6 - мягкое нёбо; 7- подъязычковая кость; 8 - надгортанник; 9 - щитовидный хрящ; 10 - истинная голосовая складка; 11 - трахея; 12 - основная пазуха; 13 - глоточное отверстие евстахиевой трубы; 14 - нёбная миндалина; 15 — II шейный позвонок; 16 - перстеневидный хрящ; 17 - пищевод.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее от­деле и представляет собой трубку, верхнее отверстие кото­рой открывается в полости глотки, а нижнее непосредст­венно продолжается в трахею.

Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок, а также переплетенные сна­ружи и изнутри мышцами.

Внутренняя поверхность гортани, как и всех полост­ных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный - определяет величину гортани.

Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гор­тань, имеет овальную форму, образуется спереди подвиж­ным гортанным хрящом - надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника накло­няется назад, закрывая его отверстие.

Во время пения вход в гортань суживается и прикры­вается надгортанником. Это явление имеет большое значе­ние для образования художественно ценных качеств певче­ского звука, для певческой опоры.

Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболоч­ки, находящиеся один над другим. Между ними имеют­ся небольшие симметричные углубления - морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние голосовыми складками.

Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стен­ках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при пев­ческом голосообразовании.

Голосовые складки при дыхании образуют щель тре­угольной формы, называемую голосовой щелью. При голо­сообразовании голосовые складки сближаются или смыка­ются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутро­вой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называют­ся вокальными мышцами.

Мышечные волокна располагаются параллельно внут­реннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.

Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы.

Все мышцы гортани делятся на наружные и внутрен­ние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осу­ществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с ле­жащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и подни­мают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для го-лосообразования.

Внизу гортань непосредственно переходит в дыха­тельное горло или трахею (Рис. 3).

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хря­щевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластин­ки между собой соединены связками и переплетены цирку­лярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при со­кращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мел­кие. Самые мелкие бронхи - бронхиолы — заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Рис. 3. Схема строения легких, бронхов, гортани и верхних резонаторов:

1 - легкое; 2 - бронх; 3 - бронхиола; 4 - альвеолы; 5 - язык; гортань; 7 - трахея; 8 - маленький язычок; 9 - надгортанник.

 

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры. Они не подчинены непосредственно нашему сознанию и работоют автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мы­шечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких правое и левое, которые помещаются в герме­тически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади - грудным от­делом позвоночника. Позвоночный столб соединен с груд­ной костью дугообразными ребрами.

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые при­нимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вды-хатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость груд­ной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыха­тельными.

Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный ор­ган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафраг­ма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диа­фрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличи­вая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из попереч­но-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчине­но нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и измене­нии их силы.

Полости, находящиеся над голосовыми складками: но­совая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - назы­ваются надставной трубой.

Верхняя часть этой трубы - носовая полость (Рис. 4).

Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

Рис. 4. Проекция носовых полостей и придаточных полостей носа на наружные покровы лица:

1 - лобная пазуха; 2 - пазухи решетчатого лабиринта;

3 - гайморова полость; 4 - щель верхнего отдела носовой полости.

 

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазу­хами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизи­стой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут за­полняться гноем или полипозными образованиями (разрощениями слизистой оболочки), что отрицательно отража­ется на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосу­дами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлаж­няется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая по­лость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта за­полняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкну­том состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ - маленький язы­чок (он есть только у человека).

Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительным нервам. Находящиеся в толще неба мышцы при сокраще­нии поднимаются, натягивают его.

Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами со­ставляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса.

Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом -открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ог­раничен мягким небом, с боков - небными дужками и сни­зу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается»и певческом зевке.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев.

Глотка условно разделяется на три части: верхнюю -носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них за­держиваются попавшие в глотку микробы. Острое воспа­ление миндалин называется острым тонзиллитом или ан­гиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает по­лость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса.

Стенки глотки образованы сильными мышцами, иду­щими в продольном и циркулярном направлении. Благода­ря им, глотка может увеличиваться и уменьшаться, сужи­ваться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.