Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распевки




Когда речь идет о распевках, мне вспоминаются слова из притчи о талантах: «Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25: 21). Распевки - это переход от речевых функций Вашего голоса к вокальным. Это особенное время, когда Вы:

- перестраиваете свой разум и организм на новый вид работы;

- изучаете свой голос; развиваете возможности своего голоса; вырабатываете новые навыки для своего голоса; учитесь самоанализу;

- пониманию взаимосвязи ре­зультата и ощущений своего организма;

- вырабатываете постановку голоса, формируете необхо­димый вам певческий тон, выявляете свой тембр, учи­тесь вокальной технике и умению распоряжаться ею;

- учитесь вокальной технике на основе известных вашей группе песен. Например, в качестве упражнения на «цепное дыхание» можно взять фразу или куплет из песни, которую Вы будете петь на ближайшем служе­нии. При подборе распевок и репертуара для улучшения звучания голоса, Вам также важно учитывать свои сильные и слабые вокальные стороны.

Ниже я приведу несколько упражнений-распевок. Начнем с упражнения для дыхания, которое широко ис­пользуется педагогами-практиками.

Итак, Вам надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на све­чу". Обратите внимание, как природа замечательно коор­динирует Ваши действия: воздух из легких выходит посте­пенно и плавно, ребра опадают не мгновенно, а постепен­но, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух должен рас­пределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процес­сов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внима­тельно, не «зажимаясь». Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих, ощущений.

Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дуновения:) происходит секунд­ная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Заметьте, задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы она оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала Ваш вдох на выдох и в пении.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотри­те в зеркало. Вы дуете на свечу, Ваши губы (особенно верхняя) активизировались ровно настолько, чтобы про­пустить и направить поток воздуха и совершить действие: задуть свечу. Лицо не теряет естественности, губы актив­ны, но не зажаты. Главное - естественность и гармонич­ность, никаких лишних усилий.

Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были за­ниматься искусством своим. 1 Паралипоменон 9:33

Ну а сейчас распевки, которые развивают голос в примарной зоне. Примарная зона - это тот диапазон звуков, в котором Вам максимально удобно петь. Все первоначаль­ные упражнения надо петь естественно, без усилий, не из­меняя гласных, с одинаковой силой.

Упражнение№1

 

Начиная распеку, к примеру, с аккорда до-мажор, по­степенно вверх поднимайтесь по полутонам, но не выше ля-мажора. Так как нельзя сразу давать большую нагрузку на голосовые связки. Опускаясь вниз при этой распевке, можно остановиться раньше, скажем, на ми-мажоре.

Для распевки используйте звуки и сочетание звуков, которые не получаются или плохо звучат у вокалистов.

Следите за тем, чтобы при чередовании разных глас­ных и согласных в пении звук оставался ровным и, по воз­можности, красивым.

Упражнение №2

 

 

 

В этом упражнении также не стоит подниматься выше ля-мажора, но опускаясь, сойдите ниже до мажора, чтобы «распеть» грудной регистр.

Не забывайте, что ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных.

Упражнение №3

 


Достигайте непрерывности и ровности красивого зву­чания голоса (по качеству, силе, тембру), используя елегатность (плавность, слитность) звука, совершенствуйте про­цесс дыхания и атаки звука.

 

 

 

В этом упражнении старайтесь плавно, без толчков и перерывов в дыхании переходить от одной ноты к другой (в музыке это умение называется «кантилена»). Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию.

А сейчас еще несколько упражнений.

 

 

И еще несколько слов о распевках. Их не должно быть очень много. Я считаю, распеваться нужно 15-25 минут, не больше, чтобы не утомлять гортань. Главное, на что нужно обращать внимание точность интонации, отсутствие «подъездов», скольжений. Нужно стремиться, чтобы все было четко, точно, ритмично; чтобы мышцы лица и шеи оставались свободными, а рот сохранял вокальную пози­цию.

Пойте не громко, не перегружайте дыхание (не форси­руйте звук), не спешите с ускорением темпа. Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобож­денной, не сжатой гортани и лучше это делать с опытным педагогом.

Иногда у вокалиста бывает не очень чистая интонация (чистота воспроизведения звука). Причин этому может быть несколько. Во-первых, причиной может быть плохая координация между внешним и внутренним ухом, то есть человек поет одно, а слышит другое. Во-вторых, если че­ловек недолго занимается музыкальной деятельностью, его слух еще недостаточно развит. Он слышит, что поет непра­вильно, но еще не знает, как это исправить. В-третьих, на интонировании может сказаться усталость, плохое само­чувствие или настроение.

Чистой интонации надо добиваться работой и терпе­нием. Каждый трудный, вокально не удающийся интервал или отрезок произведения лучше прорабатывать отдельно. Если надо, отделите его от остальной: песни и спойте на удобной гласной, как вокальное упражнение. Его также можно транспонировать (переместить) вниз, вверх на 1/2 тона или на 1 тон.

В песне не существует отдельных звуков, каждый спе­тый звук подготавливает последующий. Первый звук по­добен фундаменту. Он всегда должен быть пропет пра­вильно. На нем строится целая вокальная фраза, помните это!

 

 

Словник музичних термінів.

Adagio (Адажіо) - позначення темпу: повільно (повільніше, ніж andante, але рухоміше, ніж largo); 2) частина твору або окрема п’єса в даному темпі

Акапела (італ. а cappella), хоровий або ансамблевий спів без інструментального супроводу.

Аколада - фігурна дужка, об’єднуюча декілька нотних станів.

Акорд - ритмічно одночасне сполучення кількох (не менше трьох) різних за висотою звуків.

Allegretto (аллегретто) - 1) позначення темпу: повільніше, ніж allegro, і скоріше, ніж andante; 2) достатньо рухома невелика п’єса або частина циклу.

Allegro (аллегро) - «весело, радісно»; 1) позначення темпу: скоро; 2) п’єса в темпі алегро, частина циклу, перша частина класичного сонатно-симфонічного циклу (сонатне алегро).

Andante (анданте) - 1) позначення темпу: помірно; 2) п’єса в темпі анданте або частина циклу.

Ансамбль -

1) поєднання голосів або інструментів (антонім - соло);

2) у опері - фрагмент для двох або більше солістів.

Антифон - форма, що передбачає почергову участь двох груп виконавців. Термін сходить до назви одного з жанрів старовинного літургійного співу - антифону, який виконувався поперемінно двома хорами.

Артикуляція - спосіб подачі звуку при грі на інструментах або співі, аналогічно вимові в мовному спілкуванні.

Атональність - термін застосовується до музики, в якій відсутній певний тональний центр і пов’язані з ним співвідношення співзвучь. Докладніше Балада - музичний жанр. Початково - одноголосна танцювальна пісня мистецтва трубадурів і труверів (12-13ст.). В епоху романтизму (19 ст.) - вокальний та іінструментальний жанр. В популярній музиці (20 ст.)- сентиментальна пісня з любовним або драматичним сюжетом, 32-тактової куплетної форми, виконувана в помірному або повільному темпі. Також часто використовується джазовими музикантами як чергова тема для імпровізацій.

Вокаліз -

1) спів на голосні звуки (вправа);

2) твір для голосу (без слів) і супроводу

Glissand o (гліссандо) - музичний термін, що означає “плавний” перехід від одного звуку до іншого по черзі через всі можливі для відтворення на данному інструменті звуки, що лежать між ними.

Гетерофонія - тип музичної фактури, при якому одна і та ж мелодія виконується двома і більш голосами з невеликими розбіжностями. Цей стародавній тип багатоголосся характерний для давніх пластів музичного фольклору різних народів, в тому числі українського.

Григоріанський спів - літургійний монодичний (одноголосне) спів Західної християнської церкви; отримав назву на ім’я Папи Римського Григорія I (пр. 540-604), який упорядкував церковний спів.

Дискант -

1) вид багатоголосся 12-15 ст.;

2) високий дитячий голос, найвища партія в хорі хлопчиків.

Динамічні відтінки – це сила, гучність звучання.

рp (піанісімо) – дуже тихо

р (піано) - тихо

mp (мецо піано) – помірно тихо

mf (мецо форте) – помірно гучно

f (форте) - голосно

ff (фортісімо) – дуже голосно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 3015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.