КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распевки
Когда речь идет о распевках, мне вспоминаются слова из притчи о талантах: «Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25: 21). Распевки - это переход от речевых функций Вашего голоса к вокальным. Это особенное время, когда Вы: - перестраиваете свой разум и организм на новый вид работы; - изучаете свой голос; развиваете возможности своего голоса; вырабатываете новые навыки для своего голоса; учитесь самоанализу; - пониманию взаимосвязи результата и ощущений своего организма; - вырабатываете постановку голоса, формируете необходимый вам певческий тон, выявляете свой тембр, учитесь вокальной технике и умению распоряжаться ею; - учитесь вокальной технике на основе известных вашей группе песен. Например, в качестве упражнения на «цепное дыхание» можно взять фразу или куплет из песни, которую Вы будете петь на ближайшем служении. При подборе распевок и репертуара для улучшения звучания голоса, Вам также важно учитывать свои сильные и слабые вокальные стороны. Ниже я приведу несколько упражнений-распевок. Начнем с упражнения для дыхания, которое широко используется педагогами-практиками. Итак, Вам надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует Ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не «зажимаясь». Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих, ощущений. Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дуновения:) происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Заметьте, задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы она оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала Ваш вдох на выдох и в пении. А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, Ваши губы (особенно верхняя) активизировались ровно настолько, чтобы пропустить и направить поток воздуха и совершить действие: задуть свечу. Лицо не теряет естественности, губы активны, но не зажаты. Главное - естественность и гармоничность, никаких лишних усилий. Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим. 1 Паралипоменон 9:33 Ну а сейчас распевки, которые развивают голос в примарной зоне. Примарная зона - это тот диапазон звуков, в котором Вам максимально удобно петь. Все первоначальные упражнения надо петь естественно, без усилий, не изменяя гласных, с одинаковой силой. Упражнение№1
Начиная распеку, к примеру, с аккорда до-мажор, постепенно вверх поднимайтесь по полутонам, но не выше ля-мажора. Так как нельзя сразу давать большую нагрузку на голосовые связки. Опускаясь вниз при этой распевке, можно остановиться раньше, скажем, на ми-мажоре. Для распевки используйте звуки и сочетание звуков, которые не получаются или плохо звучат у вокалистов. Следите за тем, чтобы при чередовании разных гласных и согласных в пении звук оставался ровным и, по возможности, красивым. Упражнение №2
В этом упражнении также не стоит подниматься выше ля-мажора, но опускаясь, сойдите ниже до мажора, чтобы «распеть» грудной регистр. Не забывайте, что ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Упражнение №3
Достигайте непрерывности и ровности красивого звучания голоса (по качеству, силе, тембру), используя елегатность (плавность, слитность) звука, совершенствуйте процесс дыхания и атаки звука.
В этом упражнении старайтесь плавно, без толчков и перерывов в дыхании переходить от одной ноты к другой (в музыке это умение называется «кантилена»). Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. А сейчас еще несколько упражнений. И еще несколько слов о распевках. Их не должно быть очень много. Я считаю, распеваться нужно 15-25 минут, не больше, чтобы не утомлять гортань. Главное, на что нужно обращать внимание точность интонации, отсутствие «подъездов», скольжений. Нужно стремиться, чтобы все было четко, точно, ритмично; чтобы мышцы лица и шеи оставались свободными, а рот сохранял вокальную позицию. Пойте не громко, не перегружайте дыхание (не форсируйте звук), не спешите с ускорением темпа. Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобожденной, не сжатой гортани и лучше это делать с опытным педагогом. Иногда у вокалиста бывает не очень чистая интонация (чистота воспроизведения звука). Причин этому может быть несколько. Во-первых, причиной может быть плохая координация между внешним и внутренним ухом, то есть человек поет одно, а слышит другое. Во-вторых, если человек недолго занимается музыкальной деятельностью, его слух еще недостаточно развит. Он слышит, что поет неправильно, но еще не знает, как это исправить. В-третьих, на интонировании может сказаться усталость, плохое самочувствие или настроение. Чистой интонации надо добиваться работой и терпением. Каждый трудный, вокально не удающийся интервал или отрезок произведения лучше прорабатывать отдельно. Если надо, отделите его от остальной: песни и спойте на удобной гласной, как вокальное упражнение. Его также можно транспонировать (переместить) вниз, вверх на 1/2 тона или на 1 тон. В песне не существует отдельных звуков, каждый спетый звук подготавливает последующий. Первый звук подобен фундаменту. Он всегда должен быть пропет правильно. На нем строится целая вокальная фраза, помните это!
Словник музичних термінів. Adagio (Адажіо) - позначення темпу: повільно (повільніше, ніж andante, але рухоміше, ніж largo); 2) частина твору або окрема п’єса в даному темпі Акапела (італ. а cappella), хоровий або ансамблевий спів без інструментального супроводу. Аколада - фігурна дужка, об’єднуюча декілька нотних станів. Акорд - ритмічно одночасне сполучення кількох (не менше трьох) різних за висотою звуків. Allegretto (аллегретто) - 1) позначення темпу: повільніше, ніж allegro, і скоріше, ніж andante; 2) достатньо рухома невелика п’єса або частина циклу. Allegro (аллегро) - «весело, радісно»; 1) позначення темпу: скоро; 2) п’єса в темпі алегро, частина циклу, перша частина класичного сонатно-симфонічного циклу (сонатне алегро). Andante (анданте) - 1) позначення темпу: помірно; 2) п’єса в темпі анданте або частина циклу. Ансамбль - 1) поєднання голосів або інструментів (антонім - соло); 2) у опері - фрагмент для двох або більше солістів. Антифон - форма, що передбачає почергову участь двох груп виконавців. Термін сходить до назви одного з жанрів старовинного літургійного співу - антифону, який виконувався поперемінно двома хорами. Артикуляція - спосіб подачі звуку при грі на інструментах або співі, аналогічно вимові в мовному спілкуванні. Атональність - термін застосовується до музики, в якій відсутній певний тональний центр і пов’язані з ним співвідношення співзвучь. Докладніше Балада - музичний жанр. Початково - одноголосна танцювальна пісня мистецтва трубадурів і труверів (12-13ст.). В епоху романтизму (19 ст.) - вокальний та іінструментальний жанр. В популярній музиці (20 ст.)- сентиментальна пісня з любовним або драматичним сюжетом, 32-тактової куплетної форми, виконувана в помірному або повільному темпі. Також часто використовується джазовими музикантами як чергова тема для імпровізацій. Вокаліз - 1) спів на голосні звуки (вправа); 2) твір для голосу (без слів) і супроводу Glissand o (гліссандо) - музичний термін, що означає “плавний” перехід від одного звуку до іншого по черзі через всі можливі для відтворення на данному інструменті звуки, що лежать між ними. Гетерофонія - тип музичної фактури, при якому одна і та ж мелодія виконується двома і більш голосами з невеликими розбіжностями. Цей стародавній тип багатоголосся характерний для давніх пластів музичного фольклору різних народів, в тому числі українського. Григоріанський спів - літургійний монодичний (одноголосне) спів Західної християнської церкви; отримав назву на ім’я Папи Римського Григорія I (пр. 540-604), який упорядкував церковний спів. Дискант - 1) вид багатоголосся 12-15 ст.; 2) високий дитячий голос, найвища партія в хорі хлопчиків. Динамічні відтінки – це сила, гучність звучання. рp (піанісімо) – дуже тихо р (піано) - тихо mp (мецо піано) – помірно тихо mf (мецо форте) – помірно гучно f (форте) - голосно ff (фортісімо) – дуже голосно
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 3078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |