Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пособие для учителя




Go

СЕ

О.§ Как проектировать ш с универсальные А учебные действия



в начальной школе

£шш От действия

к мысли

Под редакцией А.Г. Асмолова


Москва «Просвещение» 2008


УДК 37.01 ББК 74.202 К16

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 г.

Авторы:

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов

Как проектировать универсальные учебные действия К16 в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло­дарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просве­щение, 2008. — 151 с.

 

 

Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего об­разования второго поколения — формированию универсальных учеб­ных действий.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности разви­тия универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регу­лятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, на­правленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

УДК 37.01 ББК 74.202

ISBN 978-5-09-019148-7 © Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены


Предисловие

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым со­циальным запросам, отражающим переход России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечива­ющее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в фор­ме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универ­сальных учебных действий.

В связи с тем что приоритетным направлением новых об­разовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной зада­чей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисцип­лин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигает­ся путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний опре­деляется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элько-нин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Ас-моловым, Г.В. Бурменской, ИА. Володарской, ОА. Караба-новой, Н.Г. Салминой и СВ. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизи­ровать требования к результатам начального общего образова­ния и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемствен­ности образования. Концепция должна стать основой для раз-


работки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

Актуальность концепции развития универсальных учеб­ных действий для начального общего образования обусловле­на следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования обра­зовательного пространства с целью оптимизации общекультур­ного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и граждан­ской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и рели­гиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людь­ми, формируется Я-концепция, включая культурную и этни­ческую самоиндентификацию. Целенаправленное формирова­ние общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясня­ются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной пси­хологической готовностью детей к школьному обучению, не­удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправлен­ного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаи­модействию и толерантности членов поликультурного обще­ства, степени ответственности и свободе личностного выбо­ра, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотруд­ничать и работать в группе, быть толерантным к разнообраз­ным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.


Формирование способности и готовности учащихся реали-зовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оцен­ки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы авторами образова­тельных стандартов, учебников и учебно-методических мате­риалов.


0 аЬ СЕ Ь Ь СЕ ЬЬ

Ь Ь Ł эв ° Si JESi й М

о ° а iE0 a iE Ь

Ценностные ориентиры начального образования

В каждом обществе явно или неявно присутствуют пред­ставления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражаю­щие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на создание соответствующего этим ориентациям репертуара со­циальных установок, обеспечивающих формирование личнос­ти как идеального представителя гражданского общества.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как инсти­туте социализации личности, вытекающее из основных по­ложений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода идеальная форма, задающая норматив социально желаемых характерис­тик личности, проектирует установки, определяющие основ­ные задачи и направления развития системы образования:

• приобщение нового поколения детей, подростков и мо­лодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой куль­туры;

• понимание и уважение ценностей иных культур, миро­воззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопри­частности к судьбам человечества;

• формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского обще­ства, уважающего историю своей Родины и несущего ответ­ственность за ее судьбу в современном мире;

• активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, соли­дарности и духовного единства между людьми разных убеж­дений, национальных культур, религий и государств в совре­менную эпоху;

• готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;

• уважение других людей как неотъемлемое условие раз­вития самоуважения человека, критического мышления, са-


модостоинства и переживания подлинности личной идентич­ности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, про­фессиональных и личностных ситуациях;

• ответственность за принятые решения, действия и по­ступки перед самим собой и другими людьми;

• овладение универсальными способами принятия реше­ний в различных социальных и жизненных ситуациях на раз­ных этапах возрастного развития личности;

• уменьшение вероятности рисков социальной дезадапта­ции и нарушений здоровья подрастающего поколения.

В соответствии с заявленными задачами и направлениями при проектировании современных стандартов образования базовыми ориентирами являются:

• выделение ценностных установок образования как инс­титута социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства;

• определение в качестве ведущей цели образования в ин­формационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

• понимание стандартов общего образования как конвен­циональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования. Кроме того, они должны фикси­ровать требования к результатам образования, набору образова­тельных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, срокам обу­чения, структуре примерных образовательных программ, проце­дуре контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах развития личности школьников;

• проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как инс­титута социализации подрастающих поколений в информаци­онную эпоху.

Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры начального обра­зования, конкретизирующие общие установки образования:

формирование основ гражданской идентичности личнос­
ти на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при раз­нообразии культур, национальностей, религий; отказа от де-



ления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития обще­
ния, кооперации сотрудничества на основе:

—доброжелательности, доверия и внимательности к лю­дям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помо­щи тем, кто в ней нуждается;

—уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на осно­
ве общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

—принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

—ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуля­торов морального поведения;

—формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообра­
зованию и самовоспитанию:

—развитие широких познавательных интересов, инициа­тивы и любознательности, мотивов познания и творчества;

—формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответствен­
ности личности как условия ее самоактуализации:

—формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

—развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

—формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

—формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.