Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственно-этическая ориентация




Мораль — специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности. Моральные действия носят над-предметный характер. В психологии морального развития тра­диционно выделяют моральное сознание и моральное пове­дение, единицей которого является моральный поступок.

Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включа­ет следующие компоненты: 1) выделение морального содер­жания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; 2) ориентацию на мотивы по­ступка участников дилеммы, которая предполагает возмож­ность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций; 3) ориентацию на выделение, идентификацию мо­ральных чувств и их осознание.


В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм: моральные, конвенциональные и персональные (Э. Туриель).

Моральные нормы можно рассматривать как виды норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми и выступающих основанием для оценки поступка.

Конвенциональные нормы представляют собой социаль­ные стандарты поведения, регламентирующие жизненные си­туации в быту и общественной жизни. Они включают в себя школьные правила и предписания школьного устава, требо­вания к соблюдению приличий внешнего вида, формы обра­щения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности.

Персональные нормы охватывают индивидуальные пред­почтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т. п.

Моральные же нормы рассматриваются как обязательные для всех людей. Можно выделить четыре типа моральных норм: 1) физическая неприкосновенность личности; 2) сохра­нение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления и нанесение обид другим людям); 3) законность слов и поступ­ков и ответственность за них; 4) альтруистическое поведение. Конвенциональные и персональные нормы определяются культурными и социальными различиями людей.

Согласно теории Э. Туриеля первоначально ребенок не разделяет моральные, конвенциональные и персональные нормы поведения. В младшем школьном возрасте, признавая важность и обязательность выполнения всех указанных типов норм, дети начинают выстраивать приоритеты нормативных требований и иерархию норм. Ориентация ребенка этого возраста в социальном нормативном общении направлена преимущественно на конвенциональные нормы. Позже осу­ществляется переход от ориентации преимущественно на кон­венциональные нормы к равнозначному отношению ко всем типам норм. В младшем подростковом возрасте увеличивает­ся значимость моральных норм.

Условиями выделения морального смысла ситуации явля­ются эмпатия и децентрация. Эмпатия обеспечивает адекват­ное понимание ребенком чувств участников ситуации и их взаимоотношений. Децентрация позволяет ребенку скоорди­нировать различные позиции участников взаимодействия и выделить морально-нравственное содержание ситуации.

Решающее значение для формирования ориентации на мо­ральное содержание ситуации имеет общение со сверстниками, тогда как характер общения со взрослыми ориентирует ребенка


в первую очередь на систему конвенциональных норм. Важ­ным показателем развития морального сознания ребенка при переходе из начальной школы в основную является дифферен­циация ребенком конвенциональных и моральных норм.

Исследование развития морального сознания ребенка по­казало, что к моменту перехода из дошкольного образователь­ного учреждения (предшколы) в начальную школу он усваи­вает три моральные нормы: справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости (Т.П. Авдулова, 2001).

Норма справедливого распределения предполагает нали­чие имущественных отношений между субъектами ситуации. Реализация нормы справедливого распределения обеспечива­ется с помощью способности к децентрации. Щедрость, бес­корыстие, доброта (не жадничать) являются ценностными эквивалентами нормы справедливого распределения.

Норма взаимопомощи основывается на сопереживании одного человека трудностям другого человека. Способность сопереживать другому человеку предполагает необходимость познавательной и эмоционально-личностной децентрации (Ж. Пиаже), т. е. возможность увидеть ситуацию с точки зре­ния другого человека. Ценностными эквивалентами нормы взаимопомощи являются милосердие, сострадание и забота. Развитие общения со сверстниками в контексте игровой дея­тельности является значимым фактором выделения ребенком нормы взаимопомощи и ориентации на эту норму как суще­ственное условие позитивного выстраивания и сохранения межличностных отношений.

Норма правдивости тесно связана с несоблюдением нор­мы правдивости, что предполагает наличие лжи или обмана. Однако необходимо помнить о том, что ложь и обман возможны только в том случае, если лгущий понимает, что он лжет, и различает реальную ситуацию и предлагаемую им ситуацию. Таким образом, субъект обмана должен быть способен к выделению двух позиций — реальной и вообража­емой, что является проявлением децентрации. Следовательно, ориентация на норму правдивости так же, как и ее наруше­ние, тесно связана со способностью ребенка к децентрации. Ценностными эквивалентами нормы правдивости могут быть честность, искренность, верность своему слову.

Моральное развитие тесно связано с развитием как поз­навательной, так и личностной сферы человека. Изменение когнитивных способностей детей и их опыта обеспечивает формирование структур, необходимых для универсального учебного действия нравственно-этического оценивания. В концепции морального развития Ж. Пиаже было показано, как закономерности развития интеллекта взаимосвязаны с моральным развитием детей (Ж. Пиаже, 2006; Л. Кольберг, 1984). В частности, он отмечает, что происходит изменение


критериев оценки морального поступка, меняются представ­ления детей о справедливости.

В переходный период из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу большое внима­ние уделяется преодолению эгоцентрической позиции ребен­ка и формированию способности к децентрации. Способность к познавательной децентрации можно определить как способ­ность встать на позицию другого человека и увидеть ситуа­цию с его точки зрения. Развитие децентрации позволяет участникам моральной коллизии ориентироваться на ее ус­ловия и потенциальные последствия, использовать объек­тивные критерии анализа произошедшего и выделить мораль­ные нормы, которые соблюдаются или нарушаются в этой ситуации. Появление у ребенка умения компенсации в этот период способствует его моральному развитию в сторону признания равенства и взаимного уважения, когда правила рассматриваются как моральное соглашение. На данном уров­не развития моральные суждения носят обобщенный харак­тер. Внутренние мотивы и побуждения субъекта морального поведения начинают учитываться ребенком.

Ж. Пиаже выделил несколько стадий морального разви­тия, соответствующих стадиям интеллектуального развития ребенка. Дооперациональной стадии развития интеллекта (2—7 лет) соответствует стадия морального реализма с некри­тичным отношением к нормам и требованиям, что проявля­ется в убеждении ребенка в том, что все требования взрослых неприкосновенны и неизменны. По Ж. Пиаже, это уровень нравственного эгоцентризма, характеризующийся авторитар­ностью власти, определяющей, что морально, а что нет, и од­носторонним подчинением ребенка взрослому. Для детей старшего дошкольного возраста характерно представление о том, что существует имманентная справедливость, т. е. вера в то, что природа сама накажет за проступок.

Стадии конкретных операций (7—12 лет) соответствует признание равенства и взаимного уважения, где правила рас­сматриваются как моральное соглашение. На данном уровне морального развития моральные нормы носят обобщенный характер. Внутренние мотивы и побуждения субъекта мо­рального поведения учитываются ребенком. Появляется представление о ретрибутивной справедливости, когда ре­бенок проявляет себя как активный сторонник требований равноправия, стремления относиться ко всем одинаково без учета обстоятельств (Д. Флейвелл, 1967).

Большое значение для морального развития имеет и лич-ностно-эмоциональное развитие ребенка. Роль моральных эмоций подчеркивалась разными авторами (К. Гиллиган, М. Хоффман). Выделяются собственно моральные эмоции — симпатия, эмпатия, гордость, чувство вины, стыд — и приз-


нается значение эмоциональной составляющей в ситуации оценки и понимания чувств участников ситуации и их взаи­моотношений (М. Хоффман, 2000; Е.А. Курганова, 2005).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.