КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка уровня учебно-познавательного интереса
Продолжение
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформирован-ность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий. Опросник мотивации Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника. Возраст: 8—10 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация – широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе. Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал. 1. Отметка: — чтобы быть отличником, — чтобы хорошо закончить школу, — чтобы получать хорошие отметки. 2. Социальная мотивация одобрения — требования авто — чтобы родители не ругали, — потому что этого требуют учителя, — чтобы сделать родителям приятное. 3. Познавательная мотивация: — потому что учиться интересно, — потому что на уроках я узнаю много нового, — потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы. 4. Учебная мотивация: — чтобы получить знания, — чтобы развивать ум и способности, — чтобы стать образованным человеком. 5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы: — чтобы в будущем приносить людям пользу, — потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом, — потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни. 6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте: — чтобы продолжить образование, — чтобы получить интересную профессию, — чтобы в будущем найти хорошую работу. 7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация: — чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать, — чтобы получить подарок за хорошую учебу, — чтобы меня хвалили. 8. Социальная мотивация — позиционный мотив: — чтобы одноклассники уважали, — потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали, — потому что не хочу быть в классе последним. 9. Негативное отношение к учению и школе: — мне не хочется учиться, — я не люблю учиться, — мне не нравится учиться. Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен. 1. Я учусь, чтобы быть отличником. 2. Я учусь, чтобы родители не ругали. 3. Я учусь, потому что учиться интересно. 4. Я учусь, чтобы получить знания. 5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу. 6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование. 7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать. 8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали. 9. Я не хочу учиться.
10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу. 11. Я учусь, потому что этого требуют учителя. 12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового. 13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности. 14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом. 15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию. 16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу. 17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали. 61 J 18. Я не люблю учиться. 19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки. 20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное. 21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы. 22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком. 23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни. 24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу. 25. Я учусь, чтобы меня хвалили. 26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним. 27. Мне не нравится учиться. Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотива-ционной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося. Критерии оценивания: Интегративные шкалы: • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная +4 — учебная); • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы +6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте); • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка +7 — прагматическая); • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц +8 — социальная мотивация — позиционный мотив); • негативное отношение к школе — 9. 0. Пик на шкале «негативное отношение к школе». 1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение). 2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. 3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха) Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Вариант 1 Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: учитель задает вопросы, ребенок отвечает. Вопрос. Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не получается?» При утвердительном ответе задается второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?» При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке. Вопрос. Какие задания ты любишь — трудные или легкие? При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается. Критерии оценивания: 1. Собственные усилия — не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр. 2. Объективная сложность задания — очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т. д. 3. Способности — не умею, у меня всегда не получается. 4. Везение — просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно. Уровни оценивания: 1. Ребенок ссылается на способности, везение. 2. Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий. 3. Ссылается на недостаточность усилий. Вариант 2 Возраст: 9—10 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи. Критерии оценивания: 1. Собственные усилия: — мало стараюсь/очень стараюсь, — плохо подготовился к контрольной работе/много работал, хорошо подготовился, — не выучил (плохо выучил) урок/хорошо выучил урок. 2. Объективная сложность задания: — задание было слишком сложным/легким, — таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания, — было слишком мало времени на такое задание/времени 3. Способности: — плохо понимаю объяснения учителя/понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников, — мне трудно/легко на уроках, — я не успеваю делать все так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие одноклассники. 4. Везение: — мне просто не повезло/повезло, — учительница строгая/добрая, — все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |