Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии качества научно-методических работ




Произведения и авторское право

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ

Рецензирование


ГЛАВА 7

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

Продуктом научной и методической деятельности являются произведения — результат творческой работы, предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального. Произведе­ния защищены авторским правом, которое является частью граж­данского законодательства, регулирующего отношения по исполь­зованию произведений науки, литературы и искусства [2, 5]. Ав­торское право распространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения, существующие в какой-либо объектив­ной (материальной) форме (ст. 5 ЗоАП).

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иных формальностей не требуется (п.1, ст. 9 ЗоАП).

Использование произведений осуществляется главным обра­зом путем опубликования, для научных и методических произведе­ний это издание книг, брошюр, монографий, учебников и учеб­ных пособий, статей в журналах и т. д. (см. гл. 5). Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты, пе­реводы научно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликова­ние входит в более широкое понятие — обнародование, которое делает произведение доступным для общего сведения любым спо­собом (Ст. 4 ЗоАП).

Обнародование и опубликование осуществляются только с со­гласия автора (или иного владельца авторских прав).

Соавторство (ст. 10 ЗоАП) — это создание произведения со­вместным творческим трудом двух и более лиц (соавторов). Разли­чают раздельное соавторство и неделимое соавторство. При раз­дельном соавторстве указывается, какая часть создана каждым со­автором, который может использовать ее по своему усмотрению. При неделимом соавторстве право на использование произведе­ния в целом принадлежит соавторам совместно. Это же относится к вопросу о вознаграждении.


Научная, методическая или другие виды литературы, представ­ляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — критический раз­бор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед их публи­кацией или после выхода их в свет, перед защитой диссертации. ' Для рецензирования и подготовки отзыва на диссертацию назна­чаются оппоненты (от лат. opponents — возражающий), которые выступают при защите диссертации: кандидатской — два оппо­нента, докторской — три; кроме того, на диссертацию дается от­зыв ведущей организации [7]. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование в своем коллективе (кафедры, ла­боратории), а затем — внешнее рецензирование. При представле­нии рукописи в издательство необходимо приложить две рецен­зии («внутреннюю» и «внешнюю»).

В свою очередь издательство по ходатайству учебного заведения может направить рукопись учебника, учебного пособия на заклю­чение в учебно-методическое объединение (УМО) по соответ­ствующей специальности, где проводится экспертиза на предмет присвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебное пособие». Если рукопись претендует на гриф Минобразования РФ, то она пред­варительно тоже направляется на заключение в УМО (приложе­ние 20, п. 5, 10).

В рецензии, экспертном заключении должны быть отражены следующие вопросы [1]:

— соответствует ли содержание рукописи ГОС ВПО, учебной программе по данной дисциплине, какие имеются отступления;

— соответствует ли название работы содержанию рукописи, удачно ли оно;

— соответствуют ли материал, способ изложения и язык пред­полагаемой категории читателей;

— чем отличается издание от подобных книг, в чем его особен­ность;

— достаточно ли раскрыта тема, имеется ли текстовой матери­ал, таблицы, иллюстрации и приложения, которые можно изъять без ущерба для книги;

 

— соответствует ли текстовой, табличный, иллюстративный материал, понятийный аппарат современной науке и методике в области физического воспитания и спорта;

— учтены ли в работе официальные материалы по рассматри­ваемым проблемам;

— в чем заключаются основные достоинства и недостатки ре­цензируемой работы.

При подготовке отзыва официальный оппонент изучает дис­сертацию, автореферат и опубликованные научные работы соис-


 




кателя ученой степени по теме диссертации. В отзыве отражаются актуальность темы диссертационного исследования, уровень на­учного анализа, адекватность методов исследования поставлен­ным задачам, дается оценка полученным научным результатам, их новизне и практической значимости. В случае отсутствия но­визны, недостаточной обоснованности выводов, нарушений в оформлении диссертации, несоответствия содержания авторефе­рата содержанию диссертации, несоответствия содержания дис­сертации специальности, по которой работа представлена к за­щите, и др. в отзыве оппонент указывает причины, по которым автору работы не может быть присуждена ученая степень.

Для подготовки отзыва ведущей организации на диссертацию диссертационный совет назначает организации, широко извест­ные своими научными достижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организации отражаются вопросы, изло­женные выше.

Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимьж научных и методических работ. Каждый вид научных и методичес­ких работ в зависимости от их предназначения в системе профес­сионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разрабо­таны критерии, по которым производится их оценка.

Наиболее полно такие критерии разработаны в отношении научных работ, качества диссертационных работ, научных иссле­дований в области педагогических наук, к которым относится те­ория и методика физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [3, 5, 6, 8, 9, 10].

Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направ­лены на создание теории обучения и воспитания, теории содер­жания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопро­сы, связанные с практикой, их назначение — давать научные сред­ства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике [3].

Качество фундаментальных исследований определяется прин­ципиально новыми подходами в области обучения и воспитания,


влиянием на развитие теории и практики, перспективой для раз­вития прикладных исследований. Качество прикладных исследо­ваний и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности. В равной мере это относится и • к научным работам в области физической культуры, спорта, фи­зического воспитания [3, 13].

В педагогике актуальна проблема различения научного и нена­учного знания в силу многообразия проявлений педагогической деятельности. Изучение практики используется в научных иссле­дованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том, что научное знание можно получить в процессе педагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретических обобщений. В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое [11].

Стихийно-эмпирическое знание первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от прак­тической деятельности людей, практических действий с объек­том. На основе собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действий с ними. Эмпи­рическое знание сохраняет свое значение и в современных усло­виях, оно проверено многовековым опытом. Так, педагог знание такого рода получает в процессе практической работы с учащи­мися, студентами.

Научное познание отличается тем, что познавательную дея­тельность в науке осуществляют не все, а специально подготов­ленные люди — научные работники, ученые в форме научных исследований с применением специальных средств познания и методов исследования. В стихийно-эмпирическом познании этого (теорий, гипотез, моделирования, экспериментирования) нет.

Существенное отличие научного познания от стихийно-эмпи­рического состоит в том, что научное исследование носит систе­матический и целенаправленный характер, оно служит решению проблем, которые сознательно формулируются как цель. Эмпири­ческое знание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер, полученные данные могут служить основой для теоретического анализа, однако этого недостаточно. Необхо­димо наличие признаков характера целеполагания, выделения спе­циального объекта исследования, применения специальных средств и методов, однозначности терминов [3, 11].

Знание отличительных признаков научной и методической ра­боты имеет большое значение при оценке их качества. Кроме того, эффективность оценки будет выше при комплексном учете харак­теристик. Основные из них следующие: проблема, тема, актуаль­ность, объект исследования, предмет исследования, цель, зада-


 




и£Г,*</яш^шшш^швт


чи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. В той или иной мере они относятся и к любому виду научной или методической работы (диссертаци­ям, дипломным и курсовым работам, учебным изданиям).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.