КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология религии Ф. Хайлера
Немецкий религиовед Фридрих Хайлер задает первофеномен религии (священное) в феноменолого-психологической проекции как ощущаемое с нуминозной (сверхъестественной) силой и в социально-объективной — в качестве вырванного из профанной сферы посредством системы табу, а также в аспекте благоговейного поведения человека по отношению к святому. Феномен священного, оставаясь внутренне единым (в различных формах религии), «эманирует», по Хайлеру, в три мира-«ипостаси». Схематически возможно изобразить подобную типологию в виде кругов приближения к священному, т. е. предмету религии. Первый, внешний, круг - это мир явлений религии. Он включает в себя сакральные предметы, священное пространство, время, число, священные слова, человека и общину как носителей святого, кроме того, в него попадает священная деятельность. Второй круг выступает первым внутренним кругом. Для немецкого ученого он вмещает мир представлений религии, состоящий из теологии, религиозных космологии, антропологии, священных откровений и учений о спасении. Третий круг (он же второй внутренний) мира священного - это стихия религиозного опыта. Его наполняют идеи священной любви, веры, религиозные видения и мистические экстазы. В центре круга расположен предмет религии - Бог (Святое) как единство противоположностей. Структурирование феноменов священного получило в религиоведении название метода концентрических кругов. Оно движется от институциональных элементов религии (мира внешних манифестаций священного) к рациональным (к святому в мире духовных представлений) и, наконец, к мистическому измерению святости в мире психических переживаний. Сам Хайлер определял феноменологию религии как науку, которая «...пытается объяснить "прасуждение" и таким образом постичь сущность (эйдос) всего религиозного». Феноменолог, следовательно, обязан описать типы веры в священное и обозначить способы отношения и связи человека с трансцендентной реальностью. Вопрос об истинности веры в священное не ставится и не решается, по мнению Хайлера, в рамках самой феноменологии религии. В классических для этой науки штудиях о главном феномене религии - молитве - немецкий религиовед движется от классификации, дескрипции и анализа отдельных типов молитвы к феноменологическому определению ее сущности. У Хайлера мистика выступает негативной реакцией на мир и культуру и стремлением к освобождению от них. Мистик ощущает себя чужим миру, тело - это темница, могила, от которой следует освободиться и вернуться к божественному. Мистик «убегает», по Хайлеру, не только от внешнего мира (отрекается от него), но он обязан стать свободным и от своего собственного «Я» (от эгоистических желаний, потребностей). Язык мистики назвал его любовью. Это эрос в греческом мире, амор на Западе, бхакти в индийской мистике, иск махабба в Персии. Мистическая любовь выступает лишь желанием и движением к высшему, но не включает обладание им. Эта любовь будет удовлетворена только тогда, когда мистик сольется с божественным. Психическая основа переживания в пророческой религии - порыв чувства жизни, его утверждение, усиление и возвышение. Пророк - это борец, идущий от сомнения к уверенности, от терзаемой ненадежности к мужеству жизни, от осознания греха к блаженному сознанию милости и спасения. Хайлер акцентирует внимание на приоритете нормальных состояний психики у пророков. В целом пророческое переживание - наивное, неотрефлектированное. Немецкий ученый, абсолютизируя все креативные атрибуты христианского Бога, выдает их за специфические черты пророческого теизма. Бог пророков становится (всегда действующим), (высшей жизнью). Важным атрибутом божества становится его антропоморфизм. Бог открывается как водящая сила, действительная действительность. О протестантско-апологетической окрашенности к типов религиозной жизни (мистическом и пророческом), выделенных Хайлером, много сказано и написано.. В хайлеровской феноменологии молитвы в первую очередь бросается в глаза иное, чем у Отто, понимание природы религиозного языка (речь идет прежде всего о языке мистики). Такие понятия, как «любовь к Богу», «наслаждение Богом», «единение с Богом», у автора «Молитвы» не идеограммы-символы в модусе «совершенной инаковости», как у автора «Святого». Это категории естественного (нерелигиозного) языка.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |