Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические средства воздействия




Синтаксические конструкции широко используются с воздействующей целью в качестве средств привлечения внимания адресата как в поэтических, так и прозаических текстах. Зачастую одновременно используется несколько синтаксических конструкций.

1- Инверсия — нарушение обычного порядка следования компонентов.

 

По твёрдому гребню сугроба

В твой белый, таинственный дом

Такие притихшие оба

В молчании нежном идём.

И слаще всех песен пропетых

Мне этот исполненный сон,

Качание веток задетых

И шпор твоих лёгонький звон.

А.А. Ахматова

2. Парцелляция -расчленение исходного предложения на несколько
интонационно обособленных отрезков. Парцелляция несёт активность,
агрессивность, иногда тревогу, негативную эмоциональную окраску.

Ты этого хотел. — Так. — Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую.

М.И. Цветаева

3. Полисиндетон — многосоюзие. Чаще всего полисиндетон несёт
положительную эмоциональную окраску.

И вот слышнее звон копыт,

И белый конь ко мне несётся...

И стало ясно, кто молчит

И на пустом седле смеётся.

А.А. Блок

4. Асиндетон — бессоюзие — намеренный пропуск союзов при одно-
родных членах (обычно не менее трёх). Парцелляция «в один и тот же
промежуток времени позволяет сказать многое» (Аристотель). Иногда
несёт негативную эмоциональную окраску.

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри... (А.С. Пушкин).

5. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, адресован-
ный или самому себе, или кому-то другому; демонстрирует раздумье,
служит привлечению внимания.

Неопалимая купина

. Кто ты? Мираж? Наважденье?

Была ли ты? Есть или нет?

Омут... Стремнина... Головокруженье...

Бездна... Безумие... бред.

М.А. Волошин

6. Вопросно-ответный комплекс — синтаксическая структура, вклю-
чающая вопрос и ответ на него; демонстрирует раздумье, размыш-
ление.

Мне много ль надо? Коврига хлеба

И капля молока,

Да это небо,

Да эти облака!

В.В. Хлебников

7. Восклицательное предложение:

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А.А. Блок

8. Синтаксический параллелизм — повторение однотипных синтак-
сических структур с разным лексическим наполнением.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

В. В. Хлебников

9. Эллипсис — пропуск элементов, восстанавливаемый в связи с кон-
текстом или речевой ситуацией.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить.

А.А. Блок

10. Вставные конструкции — конструкции, содержащие замечания,
попутные указания, уточнения, поправки, разъяснения, иногда рез-
ко выпадающие из синтаксической структуры целого, в предложении
оформляются скобками или тире:

В тихий вечер мы встречались.

(Сердце помнит эти сны).

Дерева едва венчались

Первой зеленью весны.

А.А. Блок

11. Именительный темы (представления) — конструкция, называющая лицо или предмет с целью вызвать представление о них. Особым воздействием обладает цепочка слов в И. п., которые образуют цепочку номинативных предложений:

Плетёмся по грибы.

Шоссе. Леса. Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

Б.Л. Пастернак

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.