Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции процесса письма




Условия успешного овладения навыком чтения

Ступени формирования навыка чтения

Р Е Ч И

Классификация нарушений письменной речи

 

Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й Р Е Ч И
ДИСЛЕКСИЯ
ДИСГРАФИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ
АГРАММАТИЧЕСКАЯ
МНЕСТИЧЕСКАЯ
ОПТИЧЕСКАЯ
АКУСТИЧЕСКАЯ
ОПТИЧЕСКАЯ
АГРАММАТИЧЕСКАЯ
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ
НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ТАКТИЛЬНАЯ
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА
АЛЕКСИЯ
АГРАФИЯ
ДИЗОРФОГРАФИЯ

 

 


1- овладение звуко-буквенными обозначениями
2- послоговое чтение
3- становление синтетических приемов чтения
4- синтетическое чтение

 


Сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)
Сформированность зрительного анализа, синтеза и мнезиса
Сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя
Достаточное развитие пространственных представлений

 


Группы ошибок при дислексии

 

№   Ошибки при чтении
    Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)
  Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно
    Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
    Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения  
  Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения

 

 

(по материалам А.Р. Лурия)

 

ПОБУЖДЕНИЕ, МОТИВ, ЗАДАЧА
î Мысленное составление плана письменного высказывания, смысловой программы, определение общей последовательности мысли î Соотнесение начальной мысли с определенной структурой предложения î Ориентировка в том, что уже написано и что следует написать î Членение предложения на составляющие его слова î Анализ звуковой структуры слова î Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы     î Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы    
ПРОГОВАРИВАНИЕ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЧТЕНИЕ НАПИСАННОГО

 


 

 

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма

 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Направления работы: · Развитие звукового синтеза · Обогащение словарного запаса · Развитие грамматического строя речи · Формирование морфологических и синтаксических обобщений
Направления работы: · Развитие зрительного восприятия и зри-тельного гнозиса · Уточнение и расширение объема зрительной памяти · Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений · Развитие зрительного анализа и синтеза · Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений · Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте


ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ


Направления работы: · Уточнение и усложнение структуры предложения · Развитие функции словоизменения · Формирование навыков словообразования · Развитие умений морфологического анализа слова · Работа над однокоренными словами · Закрепление грамматических форм письменной речи

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

 

Продолжение

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Направления работы: · Анализ предложений и синтез слов в предложении · Развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза · Развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза

 


Направления работы: · Уточнение каждого из смешиваемых звуков · Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕС-КАЯ ДИСГРАФИЯ

 


Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии

(по материалам И.Н. Садовниковой)

 

 

РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях

 

 

Особенности логопедической работы при нарушении слуха

Классификации тугоухости

 

Классификация Степень Средняя потеря слуха в дБ Условия разборчивого восприятия речи
  Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом   І     Не превышает 50 дБ     Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
ІІ   От 50 до 70 дБ     Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
ІІІ   Более 70 дБ Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
  Международная классификация тугоухости І 26-40 дБ  
ІІ 41-55 дБ
ІІІ 56-70 дБ
IV 71-90 дБ
Глухота >91 дБ

 

Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)

 

 

 

Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха

Механизм нарушения Проявления
  Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата   ¨ замена звуков ¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот ¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
  Недостаточность моторного отдела речевого аппарата ¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
  Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата   ¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем ¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата

Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха

Вид нарушения Проявления
  Лексические нарушения   ¨ ограниченность словарного запаса ¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве ¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
  Грамматические нарушения ¨ нарушение согласования слов в предложении ¨ неправильное употребление падежных окончаний ¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены ¨ замены глагольных форм ¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций

 

Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха

Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
  Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных Пропуски и перестановки звуков и частей слов Слитное написание слов с предлогами Нарушение флексивного согласования Отсутствие маркировки границ предложений Замены графически близких символов Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У) Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.) Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.) Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях

Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции [7]

Этапы /блоки Содержание и реализация
Медицинский блок (врач, медсестра) Психолого-педагогический блок (логопед) Лингвистический блок (логопед)
1. Под-готови- тельный   Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи. Развитие мотивации общения. Активизация внимания и памяти слуховой модальности   Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
2. До-фонем ный   Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям). Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.   Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие. Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухо-двигательных коор-динаций. Формирование слухового и слухо-двигательного контроля. Уточнение и расширение словарного запаса. Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям. Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.  
3. Фо-нем-ный     Проведение профилактических ме-роприятий     Постепенное усложнение условий слухового восприятия. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля   Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка. Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов. Овладение фонематичес-кими процессами. Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
4. Ин-тегра-тивный Проведение профилактических мероприятий Слуховое восприятие в сложных условиях. Развитие внимания и памяти слуховой модальности. Формирование самоконтроля речи.   Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.

 

Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха

Усиление громкости голоса: ¨ сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка ¨ использование звукоусиливающей аппаратуры
ИНДИВИДУАЛЬ НЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ

 

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ · Тренажер «Слуховая труба» · Прием «Слушай себя» · Прием «Воздухопровод»  

 

 

î Развитие слуховых возможностей детей для восприятия речи î Активизация и развитие модально-специфических психических функций (слухового внимания и слуховой памяти) î Овладение фонематическими процессами – основой правильной речи î Интеграция фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка в связной речи î Формирование самоконтроля речи

 

 


Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения

 

4 уровень

Экспрессивная речь крайне ограничена, значительные нарушения в соотнесении слова-образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечается эхолалия. Грубые нарушения грамматического строя речи. Нарушения слуховой дифференциации звуков. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза

 

 


3 уровень

Бедность словаря, низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета, недостаточные знания обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и 1-2 словных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне формирование фонематического анализа и синтеза

 

 


2 уровень

 

Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован

 


1 уровень

 

  Единичные нарушения звукопроизношения

 

 


Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

Коррекционная работа с незрячими и слабовидящими детьми осуществляется в условиях естественного педагогического процесса в виде КОМПЛЕКСНОГО МНОГОСТОРОННЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
· Учет первичных и вторичных дефектов · Корригирующее обучение · Опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы · Формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности · Учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения · Опора на сохранные компоненты речевой деятельности · Учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала
Использование оптических средств коррекции

 

 


 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ · Механический способ постановки звуков · Сравнение артикуляции звуков с образами предметов

 

î Развитие слухового внимания î Развитие и обогащение словарного запаса, уточнение значений слов î Совершенствование речедвигательных навыков, координации, ориентировки в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий î Формирование обобщающих понятий î Овладение грамматическим строем речи î Формирование навыков связной речи î Формирование правильного звукопроизношения и навыков фонематического анализа и синтеза  

 

 


Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
· Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений. · Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок · Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков. · Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем · Нарушения звуко-слоговой структуры слова · Нарушения просодической стороны речи · Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса
· Бедность словарного запаса (незнание названий окружающих предметов, их частей и деталей, преобладание существительных с конкретным значением, отсутствие слов обобщающего характера, глагольная недостаточность, малое количество слов, обозначающих признаки предмета, особенно обозначающих внутренние качества человека) · Неточность употребления слов, парафазии по семантическому сходству. · Трудности актуализации словаря. · Значительное преобладание пассивного словаря над активным. · Несформированность структуры значения слова · Нарушения процесса организации семантических полей, лексической системности. · Аграмматизмы в речи · Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования · Искажение структуры предложения
· Замедление темпа развития связной речи · Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний · Трудности в овладении контекстной формой речи · Недостаточная сформированность диалогической речи · Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности. · В монологической речи (пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте. · Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.
Нарушения фонетической стороны речи
Нарушения лексико-грамматической стороны речи
Нарушения связной речи

 


Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы [8]

 

Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта

Учет особенностей протекания психических процессов у детей  

 


Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов, овладение сложными по семантике прилагательными, родовидовыми отношениями, усвоение слов обобщающего характера, уточнение слов-синонимов, работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению грамматического значения в словосочетании, предложении. Развитие функций словоизменения и словообразования, усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания, формирование внутреннего программирования связных высказываний.

 


 

Сравнение фонетически сходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи и связной речи
Коррекция нарушений письменной речи

 


Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

 

Частота нарушений речи при детском церебральном параличе

 

Наиболее часто встречаются:

Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии – 80%
Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме – 30-35%
Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП – 90%
Мозжечковая дизартрия при атоническо-атактической форме ДЦП – 70-75%
Нарушения письменной речи - дислексии и дисграфии

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.