Сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)
Сформированность зрительного анализа, синтеза и мнезиса
Сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя
Достаточное развитие пространственных представлений
Группы ошибок при дислексии
№
Ошибки при чтении
Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно
Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения
Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической
и синтетической ступени овладения навыком чтения
(по материалам А.Р. Лурия)
ПОБУЖДЕНИЕ, МОТИВ, ЗАДАЧА
î Мысленное составление плана письменного высказывания, смысловой программы, определение общей последовательности мысли
î Соотнесение начальной мысли с определенной структурой предложения
î Ориентировка в том, что уже написано и что следует написать
î Членение предложения на составляющие его слова
î Анализ звуковой структуры слова
î Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы
î Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы
ПРОГОВАРИВАНИЕ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЧТЕНИЕ НАПИСАННОГО
Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Направления работы:
· Развитие звукового синтеза
· Обогащение словарного запаса
· Развитие грамматического строя речи
· Формирование морфологических и синтаксических обобщений
Направления работы:
· Развитие зрительного восприятия и зри-тельного гнозиса
· Уточнение и расширение объема зрительной памяти
· Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений
· Развитие зрительного анализа и синтеза
· Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений
· Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Направления работы:
· Уточнение и усложнение структуры предложения
· Развитие функции словоизменения
· Формирование навыков словообразования
· Развитие умений морфологического анализа слова
· Работа над однокоренными словами
· Закрепление грамматических форм письменной речи
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Продолжение
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Направления работы:
· Анализ предложений и синтез слов в предложении
· Развитие навыка слогового анализа и слогового синтеза
· Развитие навыка фонематического анализа и фонематического синтеза
Направления работы:
· Уточнение каждого из смешиваемых звуков
· Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕС-КАЯ ДИСГРАФИЯ
Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии
(по материалам И.Н. Садовниковой)
РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях
Особенности логопедической работы при нарушении слуха
Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
ІІ
От 50 до 70 дБ
Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
ІІІ
Более 70 дБ
Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
Международная классификация тугоухости
І
26-40 дБ
ІІ
41-55 дБ
ІІІ
56-70 дБ
IV
71-90 дБ
Глухота
>91 дБ
Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)
Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха
№
Механизм нарушения
Проявления
Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата
¨ замена звуков
¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот
¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
Недостаточность моторного отдела речевого аппарата
¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата
¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем
¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата
Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха
№
Вид нарушения
Проявления
Лексические нарушения
¨ ограниченность словарного запаса
¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве
¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
Грамматические нарушения
¨ нарушение согласования слов в предложении
¨ неправильное употребление падежных окончаний
¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены
¨ замены глагольных форм
¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций
Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха
№
Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных
Пропуски и перестановки звуков и частей слов
Слитное написание слов с предлогами
Нарушение флексивного согласования
Отсутствие маркировки границ предложений
Замены графически близких символов
Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)
Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)
Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)
Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов
Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях
Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях
Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции [7]
Этапы
/блоки
Содержание и реализация
Медицинский блок (врач, медсестра)
Психолого-педагогический блок (логопед)
Лингвистический блок (логопед)
1. Под-готови-
тельный
Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов
Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи.
Развитие мотивации общения.
Активизация внимания и памяти слуховой модальности
Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
2. До-фонем
ный
Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям).
Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.
Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.
Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухо-двигательных коор-динаций.
Формирование слухового и слухо-двигательного контроля.
Уточнение и расширение словарного запаса.
Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям.
Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.
3. Фо-нем-ный
Проведение профилактических ме-роприятий
Постепенное усложнение условий слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля
Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.
Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов.
Овладение фонематичес-кими процессами.
Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
4. Ин-тегра-тивный
Проведение профилактических мероприятий
Слуховое восприятие в сложных условиях.
Развитие внимания и памяти слуховой модальности.
Формирование самоконтроля речи.
Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.
Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха
Усиление громкости голоса:
¨ сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка
¨ использование звукоусиливающей аппаратуры
ИНДИВИДУАЛЬ
НЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ
· Тренажер «Слуховая труба»
· Прием «Слушай себя»
· Прием «Воздухопровод»
î Развитие слуховых возможностей детей для восприятия речи
î Активизация и развитие модально-специфических психических функций (слухового внимания и слуховой памяти)
î Овладение фонематическими процессами – основой правильной речи
î Интеграция фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка в связной речи
î Формирование самоконтроля речи
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения
4 уровень
Экспрессивная речь крайне ограничена, значительные нарушения в соотнесении слова-образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечается эхолалия.
Грубые нарушения грамматического строя речи.
Нарушения слуховой дифференциации звуков.
Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
3 уровень
Бедность словаря, низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета, недостаточные знания обобщающих понятий.
Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и 1-2 словных предложений. Нет развернутых рассказов.
Множественные нарушения звукопроизношения.
Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.
На низком уровне формирование фонематического анализа и синтеза
2 уровень
Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, в составлении предложений и развернутых рассказов.
Нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован
1 уровень
Единичные нарушения звукопроизношения
Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
Коррекционная работа с незрячими и слабовидящими детьми осуществляется в условиях естественного педагогического процесса в виде КОМПЛЕКСНОГО МНОГОСТОРОННЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
· Учет первичных и вторичных дефектов
· Корригирующее обучение
· Опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы
· Формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности
· Учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения
· Опора на сохранные компоненты речевой деятельности
· Учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала
Использование оптических средств коррекции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ
· Механический способ постановки звуков
· Сравнение артикуляции звуков с образами предметов
î Развитие слухового внимания
î Развитие и обогащение словарного запаса, уточнение значений слов
î Совершенствование речедвигательных навыков, координации, ориентировки в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий
î Формирование обобщающих понятий
î Овладение грамматическим строем речи
î Формирование навыков связной речи
î Формирование правильного звукопроизношения и навыков фонематического анализа и синтеза
Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
· Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.
· Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок
· Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.
· Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем
· Нарушения звуко-слоговой структуры слова
· Нарушения просодической стороны речи
· Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса
· Бедность словарного запаса (незнание названий окружающих предметов, их частей и деталей, преобладание существительных с конкретным значением, отсутствие слов обобщающего характера, глагольная недостаточность, малое количество слов, обозначающих признаки предмета, особенно обозначающих внутренние качества человека)
· Неточность употребления слов, парафазии по семантическому сходству.
· Трудности актуализации словаря.
· Значительное преобладание пассивного словаря над активным.
· Несформированность структуры значения слова
· Нарушения процесса организации семантических полей, лексической системности.
· Аграмматизмы в речи
· Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования
· Искажение структуры предложения
· Замедление темпа развития связной речи
· Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний
· Трудности в овладении контекстной формой речи
· Недостаточная сформированность диалогической речи
· Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.
· В монологической речи (пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте.
· Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.
Нарушения фонетической стороны речи
Нарушения лексико-грамматической стороны речи
Нарушения связной речи
Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы [8]
Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
Учет особенностей протекания психических процессов у детей
Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов, овладение сложными по семантике прилагательными, родовидовыми отношениями, усвоение слов обобщающего характера, уточнение слов-синонимов, работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению грамматического значения в словосочетании, предложении.
Развитие функций словоизменения и словообразования, усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания, формирование внутреннего программирования связных высказываний.
Сравнение фонетически сходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи и связной речи
Коррекция нарушений письменной речи
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Наиболее часто встречаются:
Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии – 80%
Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме – 30-35%
Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП – 90%
Мозжечковая дизартрия при атоническо-атактической форме ДЦП – 70-75%
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление