Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии
Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка
Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами
Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения
Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем
Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом
№
Вид нарушения
Проявления
Лексические нарушения
(Н.Н. Малофеев, 1985)
¨ замедленный темп расширения словарного запаса
¨ преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)
¨ многократное повторение одних и тех же слов в связной речи
¨ недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения
Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991)
¨ незнание значений слов
¨ замена значений слов, совпадающих по звучанию
¨ смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости
¨ вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла
¨ затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова
¨ крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений
Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом
(по материалам Е.М. Мастюковой)
Нарушения понимания речи
Проявления
1 вариант
Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов
2 вариант
Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала
3 вариант
Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие
лексики)
Формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях в разных видах деятельности
Ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта
a первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними
a привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций
a стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов
aболее углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,
aобучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными
a увеличение набора выделяемых качеств и свойств предметов
a формирование умения точно подбирать слова различных частей речи
a формирование видовых и родовых обобщений, понятий
Опосредование предметно-практической и игровой деятельностью
Тесная связь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности
Особенности логопедической работы при ЗПР
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений
Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи
Нарушения импрессивной речи:
· Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия
· Неразличение смысла отдельных слов
· Неразличение тонких оттенков речи
Нарушения экспрессивной речи:
· Нарушения звукопроизношения
· Бедность словарного запаса
· Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма
· Речевая инактивность
Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений
(по материалам Е. В. Мальцевой)
Группа
Характеристика группы
Первая группа
Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики
Вторая группа
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа
Третья группа
Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР
(По данным Е.В. Мальцевой)
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
· Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
· Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти
· Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики
· Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова
· Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами
· Формирование морфологической и синтаксической системы языка
· Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
· Формирование анализа структуры предложений
· Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи
РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ф О Н Е Т И К О – Ф О Н Е М А Т И Ч Е С К О Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
Легкая степень нарушения:
· недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно
Средняя степень нарушения:
· недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа
Глубокое фонематическое недоразвитие:
· неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности
Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Замена звуков, более простыми по артикуляции (например, С и Ш заменяются звуком Ф
Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков
Нестабильное использование звуков в различных формах речи
Искаженное произношение одного или нескольких звуков
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
Логопедическое воздействие
1. Постановка звука
Формирование произносительных навыков
2. Автоматизация звука
3. Дифференциация звука:
I этап II этап
Каждый поставленный и автоматизированный звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками
Каждый звук из пары взаимозаменяющихся различается в произношении
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
· Выделение первого гласного звука в начале слова
· Определение последовательности звуков в слове
· Определение количества звуков в слове
· Анализ и синтез обратного слога
· Выделение последнего согласного в конце слова
· Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных
· Анализ и синтез прямого слога
· Деление слов на слоги (с опорой на схемы)
· Составление слоговой схемы слова
· Звуко-слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных
· Преобразования слов путем замены звуков
На
Усвоение объема основных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе
На материале правильно произносимых звуков осуществляется:
· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
· воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
· развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом;
· развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
· развитие произвольного внимания и памяти
О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
Клинические виды общего недоразвития речи
О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
НЕОСЛОЖНЕННЫЙ
ВАРИАНТ ОНР
ОСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ ОНР
(неврологические и психопатологические синдромы)
ГРУБОЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
(моторная алалия)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление