Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды работ на уроке формирования грамматических навыков говорения




 

Урок формирования грамматических навыков говорения складывается из двух видов работ: презентация нового грамматического явления и его автоматизация. Презентация грамматического явления

Прежде чем речь пойдет о данном виде работы, следует сказать несколько слов о подготовке к восприятию нового грамматического явления. Урок формирования грамматических навыков целесообразнее начинать с речевой подготовки, цель которой актуализировать в речевом опыте учащихся усвоенные в прошлом грамматические структуры (ГС) и лексические единицы (ЛЕ), которые могут быть использованы для оформления новых ГС.

Под презентацией новых грамматических явлений мы понимаем такой вид работы, в котором учитель экспонирует новое грамматическое явление и показывает, какую функцию оно выполняет в речевой деятельности. Конечная цель данного вида работы – создать у учащихся формальный и функциональный образ усваиваемого речевого образца. Это значит, что в результате презентации ученик должен понять, зачем используется в общении данное грамматическое явление и запомнить в общем виде форму речевого образца (его слуховой и зрительный образы).

Презентация – комплексный процесс, включающий в себя следующие действия учителя:

1. Экспозиция нового грамматического явления.

2. Показ функционирования грамматического явления в речевой деятельности.

3. Использование правил-инструкций.

4. Использование речевых образцов (оперативных схем, таблиц и т.п.).

5. Интонационная отработка речевого образца.

Рассмотрим каждое из указанных 5 действий презентации.

1. Экспозиция заключается в том, что учитель анонсирует усваиваемое явление, обращает внимание учеников на то, что сейчас им предстоит услышать нечто новое, которое необходимо им для определенных целей. Экспозиция, таким образом, это предваряющее ориентирование, имеющее две цели: направить внимание учеников в нужное русло и заинтересовать их. Приведем пример экспозиции, когда анонсируется будущее время: «Вы уже умеете рассказывать о том, что делаете обычно, каждый день. Но часто вам нужно сообщать о своих планах, о своих делах на завтра, на будущую неделю, на год. Послушайте, как это делается…».

2. За экспозицией обычно следует показ функционирования грамматического явления. Цель этого действия (показа) заключается в том, чтобы обратить внимание учеников на речевую направленность высказывания, на реализацию в этих высказываниях того, что заявлено в экспозиции, а также на саму грамматическую форму, с помощью которой выражается соответствующая речевая направленность. Именно в показе создается слуховой образ грамматического явления, создается представление об использовании данного явления в речевой деятельности, о выражаемых им речевых функциях.

Например: «…Я хочу рассказать вам о своих планах на воскресенье. Я посплю немного дольше, встану поздно. Потом сделаю, как обычно, зарядку. Часов в 10, после завтрака, уйду на лыжах в парк. Вернувшись домой после прогулки, отдохну и почитаю. А вечером пойду в гости. Нравится ли вам мой план?»

3. Использованиеправил-инструкций (пояснения) – очень важное действие в процедуре презентации. Важно оно потому, что, во-первых, делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным, во-вторых, помогает ученику овладеть этим явлением.

Что достойно привлечения внимания учащихся? Таких моментов три:

- грамматическое значение, то есть то, что выражает данное грамматическое явление. Например, будущее неопределенное время обозначает действия в будущем;

- речевые функции, то есть то, в каких речевых целях используется то или иное грамматическое явление. Например, с помощью грамматической модели будущего времени можно выразить следующие речевые функции: обещание, удивление, сообщение, предложение, требование, уверенность и др;

- форма грамматического явления, т.е. то, как оно образуется.

4. Использование различных подкреплений в виде речевых образцов, оперативных схем, таблиц и т.д. – неотъемлемый компонент пояснения. Действие подкрепления фактически также является частично пояснением, ибо на «слух» ученику часто трудно «схватить» специфику формальной стороны грамматического явления и понимание «дозревает» только после подкрепления. Тем более, если усваиваются сложные в формальном отношении явления, не имеющие соответствий в родном языке учащихся.

При усвоении будущего времени после пояснения можно нарисовать на доске следующее подкрепление:

 

Я

 

 


5. Совершенно обязательным действием, входящим в состав презентации, является интонационная отработка речевого образца. Нужно добиться того, чтобы ученики «не рубили фразу». Этому способствует выделение в речевом образце логического ударения. Интонационная отработка образца в высшей степени сказывается на плавности речи, ее темпе и главным образом, на выразительности.

Следует заметить, что границы между действиями условны. Начав с экспозиции, учитель уже во время показа может давать пояснения и подкрепления. Важно лишь, чтобы все действия были соблюдены. Это будет надежной гарантией успешной работы на этапе автоматизации грамматического явления.

 

 

Ø Автоматизация грамматического явления

Термин «автоматизация» означает превращение какого-либо действия во внутреннее достояние обучаемого, то есть доведение владения грамматическим явлением до уровня навыка. Иными словами, автоматизация – есть процесс формирования навыка, в нашем случае – грамматического навыка. Конечно, этот процесс начинается с презентации, но главная роль принадлежит процессу автоматизации.

Процесс автоматизации должен пройти шесть последовательных стадий формирования грамматического навыка: 1) восприятие, 2) имитацию, 3) подстановку, 4) трансформацию, 5) репродукцию, 6) совмещение. Формирование грамматического навыка осуществляется в процессе выполнения учащимися комплекса условно-речевых упражнений, построенного в соответствии с вышеперечисленными стадиями. Покажем далее презентацию и автоматизацию на уроке ФГНГ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.