КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок формирования грамматического навыка говорения
Общая схема «грамматического» урока следующая. Тема урока: (указывается разговорная тема). Цель урока: (указываются цель и задачи). Речевой материал: 1) указывается конкретно новый материал – грамматическое явление (речевой образец); 2) указывается материал для повторения: это могут быть какие-то другие грамматические явления, необходимые для усвоения нового (в целях сравнения, совмещения, систематизации). Оснащение урока:... Ход урока:... Как и в «лексическом» уроке, здесь обычно три главных вида работы: 1) речевая зарядка или речевая подготовка, 2) презентация нового грамматического материала, 3) автоматизация речевого материала. Приведем пример презентации придаточного дополнительного предложения. – Вы знаете, ребята, в жизни нам часто приходится передавать слова третьих лиц, – говорит учитель, – послушайте, как это делается на иностранном языке. Учитель показывает письмо своего зарубежного друга и продолжает: – Я решил рассказать вам содержание письма, так как мой коллега провел отпуск необычно. Он пишет, что... Здесь учитель прерывает рассказ и на доске появляется: Он пишет, что... Затем следует пересказ содержания письма, во время которого учитель после фраз, содержащих придаточное предложение, записывает на доске начало фразы с союзом и схематическое изображение сказуемого, в результате чего к концу рассказа на доске возникает примерно такая схема:
Он пишет также, что.... Он не знает, будет ли.... Он рассказывает, как....
Имея подобную схему, ученики сами могут сделать вывод о месте сказуемого в придаточном предложении. На основе этой схемы учитель организует интонационную отработку речевого образца. Важнейшим видом работы, как и на лексических уроках, является автоматизация, которой отводится почти все время. Презентация не должна занимать более 3–5 минут. Она осуществляется также на основе условно-речевых упражнений. Имитативное УРУ: - На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, как мы провели каникулы. Скажите, правильно ли я запомнил, что по этому поводу сказал каждый из вас: Учитель: Петр сказал, что жил один месяц в Германии. Ученик: Верно, Петр сказал, что жил один месяц в Германии. Подстановочное УРУ: - Я узнал у своих коллег, как они провели отпуск. Постарайтесь отгадать, кто где провел лето.
Трансформационное УРУ: - Спросите вашего соседа и передайте мне его слова. Учитель: Спросите его, поедет ли он с нами. Ученик 1: Анна Ивановна спросила, поедешь ли ты с нами? Ученик 2: Нет, не поеду. Ученик 1: Макс сказал, что не поедет с нами. Репродуктивное УРУ: Учитель: Расспросите вашего соседа, что он делал вчера, и передайте мне, что вы узнали. Ученик: Петр сказал, что вчера он работал в библиотеке. УРУ на совмещение: Учитель: Представьте, что ваш собеседник не расслышал ваш вопрос и вам пришлось его повторить. Давайте поучимся. Послушайте, как мы будем это делать. Обратите внимание на разницу между прямым и косвенным вопросами. Учитель: Где и как ты провел выходной? Ученик 1: Ты как провел выходной? Ученик 2: Что ты спросил? Ученик 1: Я спросил, как ты провел выходной? При использовании условно-речевых упражнений для формирования грамматических навыков нужно, как правило, включать в комплекс все их виды (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные) в необходимой последовательности. Нужное окончание или любую другую форму, подлежащую усвоению, ученик использует по аналогии с речевым образцом, который записан на доске, в таблице или воспринимается в реплике учителя. Обязательным условием успешного выполнения УРУ является отработка логического ударения в речевом образце. Следует показать ученикам, как они должны реагировать, с какой интонацией и ударением, чтобы контакт двух общающихся не распадался. Таким образом, мы рассмотрели этап ФГНГ. Рассмотрим далее этап СРНГ.
Задания для самостоятельной работы к 8-й главе
Задание 1. Прочитайте материал о том, как обучать грамматической стороне говорения. Ответьте на предваряющие вопросы: 1. Какое значение имеет для обучения наличие у грамматической структуры функциональной и формальной сторон? 2. В чем суть функциональной стратегии формирования грамматических навыков говорения? Задание 2. Просмотрите план–программу материала, изложенного в данной главе, это поможет Вам углубить понимание прочитанного. I. Значение грамматической стороны речи для обучения общению: 1. Грамматика как наука о строе языка. 2. Функциональная грамматика. II. Грамматический навык как объект овладения: 1. Операция выбора модели (функциональная сторона навыка) и операция оформления модели (формальная сторона навыка). 2. Ситуативность и речевая задача как важнейшие условия формирования операций выбора и оформления. III. Основные виды работ на уроке формирования грамматических навыков говорения: 1. Презентация грамматического явления как комплексный процесс, включающий в себя: а) экспозицию нового грамматического явления; б) показ функционирования грамматического явления в речевой деятельности; в) использование правил-инструкций; г) использование речевых образцов, оперативных схем, таблиц; д) интонационная обработка речевых образцов. 2. Автоматизация грамматического явления как процесс формирования навыка: а) стадии формирования грамматического навыка: восприятие, имитация, подстановка, трансформация, целенаправленное изолированное употребление, совмещение; б) подсистема упражнений как операционное средство для формирования грамматических навыков. Условно-речевые упражнения как основной вид упражнений для формирования грамматических навыков; в) соотношение и последовательность упражнений; г) материальные средства ФГНГ. Зрительные подкрепления в процессе формирования грамматического навыка. Виды зрительных подкреплений (вербальные, схематические, вербально-схематические) и их место. IV. Роль, место и характер грамматических правил: 1. Понятие «учебное правило». Отличие учебных правил от академических. Вспомогательная роль учебных правил при обучении иноязычному общению. 2. Виды учебных правил при обучении общению (вербальное и схематическое): 1) вербальное учебное правило и требования к нему; функциональная направленность, речевой характер формулировки, обобщенность, адекватность, научность, доступность, инструктивность; 2) виды схем («ориентировочные» и «оперативные») и требования к ним: функциональная направленность, адекватность, обобщенность, научность, доступность, наглядность, конкретизированность, динамичность, репрезентативность; 3) «квантование» учебных правил как один из способов управления процессом формирования грамматических навыков. Зависимость количества «квантов» учебного правила от набора формальных и функциональных трудностей усваиваемого грамматического явления. Последовательность предъявления «квантов» учебного правила и их место в общем процессе формирования грамматических навыков. Первичность «кванта» учебного правила, касающегося функции грамматического явления. Зависимость вида учебного правила от стадии формирования грамматического навыка; 4) возможность и целесообразность «лексического пути» усвоения отдельных грамматических явлений; 5) последовательность освоения грамматических трудностей языка. V. Анализ урока формирования грамматических навыков: 1. Цель урока, сопутствующая задача, речевой материал, (учтен ли вид речевой деятельности, в которой данное грамматическое явление преимущественно используется), зависимость выбора вида или варианта урока от набора трудностей усвоения грамматического явления. 2. Основные этапы работы с новым грамматическим явлением. 3. Цель речевой зарядки и речевой подготовки. 4. Распределение учебного времени на уроке между презентацией и автоматизацией грамматического явления. 5. Учебное правило, его объем, место «квантов» учебного правила и последовательность их предъявления. 6. Использование разных видов опор на уроке. 7. Технология выполнения УРУ. Задание 3. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля. 1. Почему традиционная стратегия обучения грамматической стороне говорения не способна обеспечить создание грамматических навыков говорения? 2. В чем преимущества функциональной стратегии формирования грамматических навыков? 3. Какие две операции выделяют в грамматическом навыке, и какое значение это имеет для методики формирования грамматических навыков? 4. Какие основные виды работ на уроке формирования грамматических навыков можно выделить, и каково их главное назначение? 5. Какова цель речевой зарядки на уроке формирования грамматических навыков? 6. Что даёт комплексному процессу презентации грамматического явления каждое из пяти действий, составляющих его? .
Глава 9. Совершенствование речевых навыков как цель второго этапа работы по обучению говорению [10]
Чтобы достичь цельи обучения говорению, развить речевое умение как способность управлять речевой деятельностью, необходимо выделить этап, где бы сформированные навыки целенаправленно совершенствовались прежде, чем быть включенными в свободное говорение (Е.И. Пассов). Рассмотрим далее цель, средства и условия достижения цели на этапе совершенствования речевых навыков говорения.
§ 1. Цель этапа совершенствования речевых навыков говорения
На этапе совершенствования речевых навыков говорения (СРНГ), с одной стороны, закрепляются лексические и грамматические навыки, выработанные на этапе формирования речевых навыков, с другой стороны, формируется умение самостоятельно построить связное высказывание, адекватное по своим параметрам речевому высказыванию процесса коммуникации. Таким образом, цель этапа совершенствования речевых навыков говорения может быть определена следующим образом:совершенствование качеств речевого навыка (устойчивость, гибкость, относительная сложность) и формирование качеств речевого умения (динамичность, продуктивность, самостоятельность, целенаправленность) в процессе целенаправленной репродукции, трансформации и комбинирования речевого материала разговорного текста. Рассмотрим средства достижения целей и задач этапа СРНГ.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |