КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действия учителя на уроке совершенствования речевых навыков говорения
Условия и способы совершенствования речевых навыков говорения
Условиями, имеющими принципиальное значение для решения задач этапа совершенствования речевых навыков, являются: 1) наличие разговорного текста, отвечающего перечисленным выше требованиям; 2) предельное комбинирование и всевозможные трансформации и перефраз материала РТ; 3) постепенный “отрыв от опор”, построенных на содержательной и смысловой сторонах РТ; 4) вариативность ситуаций и материала. Таким образом, если кратко сформулировать суть этапа совершенствования навыков говорения, то она заключается в следующем: репродукция речевого материала на основе его комбинирования и трансформации в целях выражения собственного отношения к содержанию разговорного текста. Остается лишь добавить, что совершенствование навыков происходит в силу еще одного фактора – наличия зрительных и аудитивных подкреплений: разговорный текст предъявляется и зрительно, и на слух. Здесь возможны варианты: один текст – зрительно, другой – на слух, либо один и тот же текст и зрительно, и на слух, но с разными речевыми задачами. На этапе СРНГ могут быть использованы все группы способов: качественные, количественные и организационные способы (см. главу 2). Итак, мы рассмотрели цель, средства, способы, условия СРНГ. Покажем далее действия учителя на уроке СРНГ.
На уроке совершенствования речевых навыков учителю необходимо выполнять следующие действия: 1. Постановка проблемы. 2. Постановка предваряющего вопроса с целью выявления понимания общего содержания и основной мысли РТ. 3. Чтение РТ. 4. Контроль предваряющего вопроса. 5. Организация трансформации и внутритекстового комбинирования материала РТ, выявление и показ смысловых и структурных связей РТ (упражнение I вида). 6. Управление построением связного оценочного высказывания по проблеме разговорного текста на основе ЛСС (упражнение II вида). 7. Организация транспонировки материала РТ на личность учащихся и осуществление межтекстового комбинирования на основе нескольких РТ (упражнение III вида). Рассмотрим эти действия подробнее. 1. К постановке проблемы необходимо подвести учащихся в процессе беседы (речевой подготовки), которая длится 3-5 минут. Так, к примеру, при постановке проблемы "Ты согласен, что доставлять радость другим и заботиться о них - это большая радость и счастье для тебя самого?" урок начинается с беседы, в процессе которой учитель обсуждает с учащимися, как можно доставлять радость другим людям, а именно помогать друзьям, родителям, заботиться о животных, и, подводя итог, ставит проблему, которая предварительно записывается на доске. 2. Разговорный текст может быть предъявлен зрительно и аудитивно. После постановки проблемы учитель говорит учащимся, что они обменяются мнением в связи с поставленной речевой задачей после того, как прочитают или прослушают мнение других учеников по данной проблеме. Даётся установка: "Прочитайте высказывание…" или "Прослушайте мнение..." "и скажите... " (т.е. ставится предваряющий вопрос). Время работы 3-4 минуты. 3. Выявлению смысловых структурных связей в тексте и определению его основной мысли способствуют упражнения первого вида, вскрывающие причинно-следственные отношения и логику построения РT. Будучи направленными, с одной стороны, на выявление смысловых структурных связей и определение основной мысли текста, которая, как правило, отражена в заголовке, эти упражнения, с другой стороны, подводят учащихся к овладению моделью высказывания с помощью ЛСС (логико-синтаксических схем). 4. Связное оценочное высказывание строится с опорой на ЛСС на основе как внутритекстового, так и частично межтекстового комбинирования при выполнении упражнений второго вида. Учащиеся могут работать индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека, используя в качестве подкрепления ЛСС. 5. При организации транспонировки материала на личность учащихся учащиеся говорят о себе в связи с поставленной проблемой на основе одного или нескольких РТ. Здесь проверяется умение использовать "старый" материал в новых ситуациях и закладываются основы умения самостоятельно составить программу высказывания и построить связное высказывание на основе разговорных текстов путем межтекстового комбинирования. В процессе работы учащиеся оценивают и комментируют высказывания друг друга. Транспонировка осуществляется при выполнении упражнений третьего вида. Покажем пример урока СРНГ.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |