КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материальные средства обучения монологическому высказыванию
Фактором организации речевых упражнений являются опоры, иными словами, материальные средства. Мы рассмотрели их во 2-й главе. Для управления процессом обучения МВ, развития у говорящего самостоятельности высказывания следует помнить, что опоры разделяются на содержательные и смысловые, вербальные и иллюстративные (В.Б. Царькова) (см. таблицу 3). Таблица 3
Наиболее значимым материальным средством обучения МВ является логико-синтаксическая схема (ЛСС). Попробуем это доказать. Благодаря ЛСС высказывания учащихся приобретают коммуникативную направленность, смысловую законченность, а главное, логичность. Приведем примеры двух высказываний. 1. Я хотел вчера сходить в театр. Но, к сожалению, не достал билетов. Дело в том, что спектакль пользуется большим успехом. 2. Дело в том, что мы приехали поздно. И я хотел устроиться в гостинице. Но когда оказалось, что мест нет, я отправился к Сергею Ивановичу. Вот почему я ночевал у него. Как порождаются подобные высказывания? Являются ли они продуктом полной свободы говорящего, или в основе лежит нечто, управляющее процессом их порождения? Общеизвестно, что в основе порождения фразы лежит ее модель, хранящаяся в виде стереотипа. Есть все основания предполагать, что и в основе порождения МВ лежит некая схема, которая также хранится в обобщенном виде в сознании говорящего. Она называется логико-синтаксической схемой (ЛСС). Почему? Если проанализировать достаточное количество высказываний, то можно заметить, что последовательность составляющих их фраз не произвольна, не хаотична и, самое главное, не уникальна: она повторяется. С одной стороны, последовательность фраз отражает определенную логику развития мысли, с другой – выявляется повторяемость синтаксических сцеплений между фразами. Посмотрим на приведенные примеры высказываний. Используя в каждом из них подчеркнутые части и заменяя остальные, можно составить практически неограниченное количество высказываний разной функциональной направленности. Вполне очевидно, что, если бы удалось выявить все основные логико-синтаксические схемы, их можно было бы с успехом использовать при обучении МВ. Таким образом, мы ответили на вопрос, какие средства могут быть использованы в процессе обучения МВ. Рассмотрим далее условия и способы достижения цели этапа обучения МВ.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |