Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения II вида




1. Согласны ли вы с Игорем, что всем ребятам математика дается легко?

2. Правда ли, что в школе нельзя быть счастливым?

3. Скажите, действительно ли несчастлив Игорь?

Учащиеся могут использовать таблицу к упражнению I вида.

Для ответа в качестве опоры предлагаются логико-синтаксические схемы:

Я думаю,... Во-первых,... Например, … Он также... Правда,... Но он... Даже... Поэтому... Я думаю,... Ведь... Например,... Но... Даже... Только... Поэтому... Но я считаю,...

Последовательность фраз ученик может менять в зависимости от потребностей высказывания.

Упражнения III вида (выполняются без каких-либо опор).

1. А как у вас обстоят дела в школе? Вы счастливы в школе?

2. Родители вас понимают и поддерживают?

3. У вас хорошие отношения с друзьями?

 

После такой работы ученики получают домашнее задание обосновать любой из двух тезисов: – «Я счастливый человек» и «Я несчастливый человек».

 

Задания для самостоятельной работы к 9 -й главе

 

Задание 1. Ответьте на вопрос: можно ли считать предлагаемую организацию работы на этапе совершенствования речевых навыков адекватной задачам данного этапа? Почему Вы так считаете?

Задание 2. Посмотрите план-программу материала, изложенного в данной главе. Это поможет Вам углубить понимание прочитанного. Раскройте понятия, указанные в плане-программе.

I. РТ как содержательная и мотивационная база для развития умения говорить.

1. Требования к РТ.

II. Адекватность упражнений - основное условие эффективности работы на этапе совершенствования речевых навыков.

1. Необходимость развития тех действий, которые лежат в основе речевого умения: трансформация,комбинирование, репродукция. Условия, которые способствуют формированию этих действий.

2. Критерии выделения двух подэтапов. Их соотнесенность с различными уровнями деятельности учащихся на уроке.

3. Сущность механизмов речевого уменияи их совершенствование на данном этапе (механизм комбинирования, репродукции, выбора, упреждения).

4. Уровень смысловых связей в РТ (уровень предмета суждения, умозаключения и цепочки умозаключений (рассуждения)).

III. Классификация упражнений для совершенствования навыков.

1. Особенность упражнений для работы с РТ. Их нацеленность:

а) на усвоение структуры РТ; б) интерпретацию его содержания через выявление трех уровней смысловых связей в РТ; в)транспонировку на личность учащихся.

2. Критерии классификации упражнений. Их характеристика.

3. Задачи, которые решаются на основе упражнений 1, 2, 3 вида.

IV. Особенности комплекса упражнений для работы с РТ.

1. Задачи данного комплекса.

2. Структура и содержание комплекса.

Задание 3. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля:

1. Каким требованиям должен отвечать РТ?

2. Какие действия и почему необходимо формировать на этапе совершенствования речевых навыков?

3. Почему на этапе совершенствования речевых навыков необходимо выделить 2 подэтапа? Какие критерии лежат в основе этого выделения и как они соотносятся с действиями учащихся на уроке?

4. Каким образом работа на этапе совершенствования речевых навыков способствует развитию механизмов речевого умения?

5. Какие критерии классификации упражнений необходимо соблюдать и каковы особенности упражнений на первом и втором подэтапах с точки зрения данных критериев?

6. В чем состоят особенности каждого вида упражнений?

7. Каким должен быть комплекс упражнений для работы с РТ?

8. В чем состоит сущность действий учителя на уроке совершенствования речевых навыков?

Задание4. Соотнесите функции РТ и требования к РТ.

а) функция речевого образца 1) выразительность 2) информативность 3) логичность 4) модальность 5) наличие различных точек зрения на проблему 6) направленность на коммуникативную задачу 7) обращенность 8) ориентированность 9) связность 10) цельность 11) эмоциональная окрашенность
  б) функция стимула общения
в) функция основы для создания ситуаций

Задание 5. Объясните, что показывает схема № 1 с точки зрения развиваемых качеств, навыков и умений.

Схема № 1.

Первый подэтап   Второй подэтап
1. Внутритекстовое комбинирование и трансформация РТ на уровне словосочетаний и фраз.   1. Межтекстовое комбинирование и трансформации межтекстового уровня.
2. Ситуации старые (известные).     2. Ситуации новые.
3. Опоры в виде РТ, ЛСС, картинок.   3. Опоры – стимулы к высказыванию. Отсутствие опор–подсказок.

 

Задание 6. Прокомментируйте схему № 2.

Схема № 2.

Уровень сложности преобразования РТ Уровень новизны ситуаций Уровень и характер опор
     
Устойчивость навыка Гибкость навыка Относительная сложность навыка Динамичность умения Целенаправленность умения Продуктивность умения Самостоятельность умения
                 

 

Задание 7. А теперь решите следующие методзадачи:

1. На уроке совершенствования речевых навыков учитель использовал текст описательного характера. Можно ли на основе подобного текста решить все задачи этапа? Какие задачи возможно решить и при соблюдении каких условий, и решение каких задач абсолютно исключено?

2. При работе с РТ необходимо, чтобы обязательно имели местоупражнения в трансформации и комбинировании материала РТ. Почему так важно соблюдать данное условие?

3. Иногда бывает так, что учитель на уроке совершенствования речевых навыков не успевает выполнить упражнения третьего вида. Почему в данном случае цель урока не достигается?

 

Глава 10. Развитие умения строить монологическое высказывание как цель третьего этапа работы по обучению говорению [11]

В процессе обучения ставится задача обучить умению строить монологическое высказывание. А что значит обучить монологическому высказыванию (МВ)? Какие средства, условия и способы будут соответствовать этой цели?

Попытайтесь ответить на эти и другие вопросы, прочитав материал об обучении МВ.

 

§ 1. Умение строить монологическое высказывание как цель третьего этапа обучения говорению

 

Монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который обладает определенными параметрами.

МВ может быть разного уровня:

1) слово (словоформа);

2) словосочетание;

3) фраза;

4) сверхфразовое единство;

5) текст.

На любом из уровней МВ выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика «Привет!» (слово), «Прекрасный фильм!» (словосочетание), вопрос «Когда же он, наконец, сделает эту работу?» (фраза), убеждение «Да, я уверен, что он сможет это сделать. Он не раз доказывал свое отношение к делу. Кроме того, я знаю его как человека ответственного, серьезного» (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т.д. (текст).

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний – это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз – синтаксические, для уровня сверхфразового единства и текста – логико-синтаксические.

Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами, среди которых есть и общие, и специфичные для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения; к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. Говоря об обучении МВ, мы будем иметь в виду лишь уровень сверхфразового единства. Это тем более оправданно, что именно данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения.

МВ на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность, как процесс и как продукт. И в том и в другом случае МВ характеризуется разными параметрами.

Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативно, эвристично и проходит в определенном темпе. В основе деятельности лежит умение говорить, обладающее своими качествами (продуктивностью, самостоятельностью, динамичностью, целенаправленностью).

МВ как процесс обладает определенными механизмами: комбинирования, репродукции, выбора, упреждения, конструирования, дискурсивности, без которых деятельность не может осуществляться.

Как продукт МВ должно быть продуктивным, выразительным, структурным, логичным, целостным.

Даже одно перечисление параметров МВ показывает, что обучение ему – чрезвычайно сложное дело. Из всех параметров МВ вычленим лишь три, которые отражают его сущность и составляют главную трудность.

1. Относительно непрерывный характер высказывания. МВ длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество МВ определяет, прежде всего, весьма специфическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему МВ не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2. Логичность. Качество логичности проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально. Имеется в виду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в любом месте МВ. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие модели лежат в основе разных видов МВ. Когда мы довольствуемся такими «монологическими» высказываниями, как: «Я проснулась в семь часов утра. Я пошла в ванную комнату. В 7:10 я умылась, почистила зубы, причесалась. Потом я пошла на кухню и позавтракала. В 7:35 я оделась. В 7:45 я пошла в школу», то не мешало бы подумать о том, что подобное хронологическое перечисление действий может заинтересовать разве что следователя. Логичность действия в них – временная, а не смысловая, что делается лишь для формального употребления слов, временных фраз и т.п. в процессе обучения. Но в процессе общения такие высказывания оправдать трудно.

3. Коммуникативная направленность и смысловая законченность. Вступая в общение, человек стремится достичь своей цели: объяснить, убедить, доказать, выразить свое отношение. В этом и заключается коммуникативная направленность монологического высказывания. Оценивать монологическое высказывание следует исходя из того, насколько хорошо ученику удалось рассказать, объяснить, убедить и т.д. Смысловая законченность предполагает наличие в конце высказывания предложения, подводящего итог всему сказанному. Например, «Я считаю, что, чтобы успевать делать все, необходимо иметь режим дня. У меня он есть. Чтобы не опаздывать в школу, я всегда просыпаюсь в 7 часов утра. Десять минут мне хватает, чтобы умыться, почистить зубы и причесаться. Я считаю, что завтракать необходимо, вот почему я всегда утром завтракаю. В школу я выхожу в одно и то же время – в 7:45. Соблюдение режима дня мне помогает везде успевать».

Таким образом, мы рассмотрели монологическое высказывание как объект овладения. Какие средства следует использовать, чтобы обучить монологическому высказыванию?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.