КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Что бы ни говорилось о человеке, всё будет лишь предисловием к нему
ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Предисловие Что бы ни говорилось о человеке, всё будет лишь предисловием к нему. Об этом думаешь, всякий раз, когда хочешь сказать о нём нечто определённое. В особенности, если вспоминаешь тютчевское: «Мысль изречённая есть ложь». И это правда! Но, правда и то, что поэт не молчал после этой мысли более сорока лет. Другой поэт заметил, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. И всё потому, что история осталась невысказанной. Если бы она была высказана, то не лежала бы под плитой. Высказываться нужно, конечно, но при этом помнить, что конца высказываниям не будет. В особенности, если речь идёт о человеке. Он, как Протей, многоóбразен и, в сущности, бесконечен. Гегель отнюдь не случайно завершил свою «Феноменологию духа» слегка изменённой цитатой из стихотворения Шиллера: «Из чаши этого царства духов пенится для него его бесконечность». Позже Ницше заявил, что человек – это ещё не всё, что он лишь преддверие сверхчеловека. Может быть и так, но будущее вызревает всё же в настоящем, то есть в человеке. Необходимо осознать это, и зреть дальше. Надеюсь, что предлагаемая благосклонному вниманию читателя работа ему в этом поможет. Человек разумный является главной темой и главной загадкой для самого себя на всём протяжении своей истории. Вообще-то история человека очень длительна. Несколько десятилетий назад ученые полагали, что человек существует на Земле около миллиона лет. Позже, благодаря новым открытиям, этот срок увеличили. Некоторые исследователи полагают, что предки современного человека ходили вертикально 2 000 000 лет, прежде чем начали изготовлять орудия труда. Вполне возможно, что род homo появился на Земле ещё раньше. Но его последний вид – sapiens – обосновался и распространился на планете сравнительно недавно: несколько десятков тысяч лет назад. Вид sapiens, как известно, означает «разумный». Его можно было бы назвать и «культурный» – homo cultures, поскольку именно с его появлением возникает культура как особый вид человеческого бытия. Бытие предшественников было обусловлено в основном природой. Что касается самого sapiens`а как культурного существа, то вид его бытия обусловлен им самим. В этом сущность и разумности, и культурности современного человека: он сам создает свой вид. Именно поэтому, то есть по причине своей разумности и культурности, homo sapiens, всегда озабоченный собственным видом, был и остается для самого себя проблемой. Но осознанной эта проблема стала лишь с появлением философии. Можно даже сказать так: рождение философии было свидетельством того, что человек осознал себя в качестве главной проблемы собственного бытия. Необходимы были определенные изменения в культуре, такие как формирование городского образа жизни. Нужны были взлёты и падения духа, появление новых религий и эпох безверия, жестких социальных различий и жесточайших деспотий, чтобы человек постепенно осознал себя самого в качестве конечной причины всех своих жизненных коллизий, осознал себя как существо не столько природное, сколько самобытное и «самодельное», т.е. такое, которое само себя делает. Когда подобные изменения происходили в жизни того или иного общества, появлялась и философия. Не мир или природа сами по себе волновали философов древности, не всеобщие законы бытия. Но и мир, и природа, с её законами, волновали их лишь постольку, поскольку они и связаны с человеком, и играют определённую роль в его жизни, и в каком-то смысле являются, как и он сам, его произведениями. Несправедлив, поэтому, нередкий упрек в адрес философии: она, дескать, абстрактная, отвлечённая наука. Нет, философия-то и есть самая конкретная наука и самое конкретное и личное дело каждого человека. Настолько личное, что далеко не каждый может доверить другому свои размышления о жизни, о себе. Философия может научить самостоятельно и критически мыслить, научить по-человечески относиться к себе и окружающим, поскольку занята, в сущности, только человеком, то есть каждым из нас. А отвлечённой и абстрактной она представляется лишь тому, кто сам живет отвлечённой и абстрактной жизнью, кто отчуждён, как говорят философы, от себя самого. Несмотря на личностный характер всякой философии, она и социальна, и исторична. В лице каждого, кто размышляет о человеке, философствует человечество. Конечно, человека изучает не только философия. Другие науки исследуют его как материальное тело, как совокупность психических реакций или физиологических процессов в коре головного мозга. Но суть человека не в его костях и не в нейронах. Человек – не только объект, каким его изучают другие науки, но и субъект. Это значит, что по-философски заданный вопрос о человеке обращен и к тому, кто спрашивает: что есть человек, в том числе и я сам, лично? Отвечая на этот вопрос, мы с необходимостью вспомним о том, что говорили о человеке в разные времена другие мыслители, а также о том, что человек – это наше дело и наша жизнь, общество, в котором мы живем, окружающая нас культура и целый мир, существующий вне нас и в нас самих. Всему этому и посвящён предлагаемый текст. Говоря о человеке, каким он представлен в философии культуры, целесообразно уделить внимание следующим вопросам: - в чем сущность самой проблемы? - какие причины порождали обострения данной проблемы в истории философии и культуры? - какие способы решения этой проблемы существовали в истории философии и культуры? - что значит человек как вид? - чем отличаются понятие и образ человека? - в чем смысл жизни человека и человеческого бытия? Прежде чем приступить к рассмотрению перечисленных вопросов, отметим для себя весьма распространённый факт: практически каждый из нас знает о себе как о человеке намного меньше, чем о ком-либо другом. Мы, конечно, можем подолгу вспоминать и размышлять о своей жизни, о тех обстоятельствах, которые побуждали нас к каким-то поступкам, о ситуациях, в которых случалось бывать. Но все это внешняя сторона нашей жизни и нас самих. В этой жизни мы остаемся непроницаемыми для себя, вспоминая о ней, мы видим себя действующими как бы по наитию, лишенными внутреннего содержанию. Оно, конечно, существует и мы, разумеется, думаем о себе как о человеке, но когда мы обращаемся к этому содержанию или думаем о себе подобным образом, мы вновь-таки оказываемся наедине с мыслями о тех же людях, с которыми встречались, о тех же ситуациях или обстоятельствах. Удивляться здесь нечему: человек вообще почти никогда не задумывается об очевидных фактах. А для себя он как раз таковым и является. Каждый из нас с детства, как к своему имени, привык к тому, что он – человек. Эта привычка была заложена в нас задолго до каких-либо размышлений, еще на уровне простой видимости, и существует с тех пор как предрассудок, до всяких суждений об этом. И нужно ли задумываться над тем, что и так очевидно? Но не менее очевидно, что существо, называющее себя человеком, далеко не всегда ведет себя по-человечески. Иногда, столкнувшись с откровенным цинизмом, став свидетелями чьей-то бесчеловечности, актов вандализма или терроризма, мы задаем себе вопрос: человек ли это? История, да и окружающая нас жизнь, наполнена стремлениями и действиями людей, которых в действительности очень трудно назвать людьми. Между тем, понятно, что каждый из них считает человеком, прежде всего, себя, а не тех, в отношении кого, по их мнению, вполне допустима грубая бестактность или бесчеловечность. И потом: люди порой так сильно расходятся во мнениях, так очевидно противостоят друг другу, считая при этом, разумеется, себя людьми, что иногда кажется, будто они принадлежат к различным ветвям эволюции животного мира или выросли на разных планетах. Таким образом, человеком мы нередко называем себя лишь в силу привычки или предрассудка, который можно считать гениальным, поскольку он существует в нас скорее как догадка и свидетельствует о том, кем мы еще только должны стать. Все мы, как писал Платон, лишь символы человека, его изображение или проекция. А может быть и его отголоски? Есть ведь в Библии свидетельство о том, что «были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4). Глава I
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |