Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Что бы ни говорилось о человеке, всё будет лишь предисловием к нему




ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Предисловие

Что бы ни говорилось о человеке, всё будет лишь предисловием к нему. Об этом думаешь, всякий раз, когда хочешь сказать о нём нечто определённое. В особенности, если вспоминаешь тютчевское: «Мысль изречённая есть ложь». И это правда! Но, правда и то, что поэт не молчал после этой мысли более сорока лет. Другой поэт заметил, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. И всё потому, что история осталась невысказанной. Если бы она была высказана, то не лежала бы под плитой.

Высказываться нужно, конечно, но при этом помнить, что конца высказываниям не будет. В особенности, если речь идёт о человеке. Он, как Протей, многоóбразен и, в сущности, бесконечен. Гегель отнюдь не случайно завершил свою «Феноменологию духа» слегка изменённой цитатой из стихотворения Шиллера: «Из чаши этого царства духов пенится для него его бесконечность». Позже Ницше заявил, что человек – это ещё не всё, что он лишь преддверие сверхчеловека. Может быть и так, но будущее вызревает всё же в настоящем, то есть в человеке. Необходимо осознать это, и зреть дальше. Надеюсь, что предлагаемая благосклонному вниманию читателя работа ему в этом поможет.

Человек разумный является главной темой и главной загадкой для самого себя на всём протяжении своей истории. Вообще-то история человека очень длительна. Несколько десятилетий назад ученые по­лагали, что человек существует на Земле около миллиона лет. Поз­же, благодаря новым открытиям, этот срок увеличили. Некоторые исследователи полагают, что предки современного человека ходили вертикально 2 000 000 лет, прежде чем начали изготовлять орудия труда. Вполне возможно, что род homo появился на Земле ещё раньше. Но его последний вид – sapiens – обосновался и распрост­ранился на планете сравнительно недавно: несколько десятков тысяч лет назад. Вид sapiens, как известно, означает «разумный». Его можно было бы назвать и «культурный» – homo cultures, поскольку именно с его появлением возникает культура как особый вид челове­ческого бытия. Бытие предшественников было обусловлено в основ­ном природой. Что касается самого sapiens`а как культурного су­щества, то вид его бытия обусловлен им самим. В этом сущность и разумности, и культурности современного человека: он сам создает свой вид. Именно поэтому, то есть по причине своей разумности и культурности, homo sapiens, всегда озабоченный собственным видом, был и остается для самого себя проблемой.

Но осознанной эта проблема стала лишь с появлением филосо­фии. Можно даже сказать так: рождение философии было свидетельст­вом того, что человек осознал себя в качестве главной проблемы собственного бытия. Необходимы были определенные изменения в культуре, такие как формирование городского образа жизни. Нужны были взлёты и падения духа, появление новых религий и эпох без­верия, жестких социальных различий и жесточайших деспотий, чтобы человек постепенно осознал себя самого в качестве конечной причи­ны всех своих жизненных коллизий, осознал себя как существо не столько природное, сколько самобытное и «самодельное», т.е. та­кое, которое само себя делает. Когда подобные изменения происхо­дили в жизни того или иного общества, появлялась и философия. Не мир или природа сами по себе волновали философов древности, не всеобщие законы бытия. Но и мир, и природа, с её законами, волнова­ли их лишь постольку, поскольку они и связаны с человеком, и иг­рают определённую роль в его жизни, и в каком-то смысле являются, как и он сам, его произведениями. Несправедлив, поэтому, нередкий упрек в адрес философии: она, дескать, абстрактная, отвлечённая наука. Нет, философия-то и есть самая конкретная наука и самое конкретное и личное дело каждого человека. Настолько личное, что далеко не каждый может доверить другому свои размышления о жизни, о себе. Фило­софия может научить самостоятельно и критически мыслить, научить по-человечески относиться к себе и окружающим, поскольку занята, в сущности, только человеком, то есть каждым из нас. А отвлечённой и абстрактной она представляется лишь тому, кто сам живет отвлечённой и абстрактной жизнью, кто отчуждён, как говорят философы, от себя самого.

Несмотря на личностный характер всякой философии, она и социальна, и исторична. В лице каждого, кто размышляет о человеке, философствует человечество. Конечно, человека изучает не только философия. Другие науки исследуют его как материальное тело, как совокупность психических реакций или физиологических процессов в коре головного мозга. Но суть человека не в его кос­тях и не в нейронах. Человек – не только объект, каким его изуча­ют другие науки, но и субъект. Это значит, что по-философски за­данный вопрос о человеке обращен и к тому, кто спрашивает: что есть человек, в том числе и я сам, лично? Отвечая на этот вопрос, мы с необходимостью вспомним о том, что говорили о человеке в разные времена другие мыслители, а также о том, что человек – это наше дело и наша жизнь, общество, в котором мы живем, окружающая нас культура и целый мир, существующий вне нас и в нас самих. Всему этому и посвящён предлагаемый текст.

Говоря о человеке, каким он представлен в философии культуры, целесообразно уделить вни­мание следующим вопросам:

- в чем сущность самой проблемы?

- какие причины порождали обострения данной проблемы в исто­рии философии и культуры?

- какие способы решения этой проблемы существовали в истории философии и культуры?

- что значит человек как вид?

- чем отличаются понятие и образ человека?

- в чем смысл жизни человека и человеческого бытия?

Прежде чем приступить к рассмотрению перечисленных вопросов, отметим для себя весьма распространённый факт: практически каждый из нас знает о себе как о человеке намного меньше, чем о ком-либо другом. Мы, конечно, можем подолгу вспоминать и размышлять о сво­ей жизни, о тех обстоятельствах, которые побуждали нас к каким-то поступкам, о ситуациях, в которых случалось бывать. Но все это внешняя сторона нашей жизни и нас самих. В этой жизни мы остаемся непроницаемыми для себя, вспоминая о ней, мы видим себя действую­щими как бы по наитию, лишенными внутреннего содержанию. Оно, ко­нечно, существует и мы, разумеется, думаем о себе как о человеке, но когда мы обращаемся к этому содержанию или думаем о себе по­добным образом, мы вновь-таки оказываемся наедине с мыслями о тех же людях, с которыми встречались, о тех же ситуациях или обстоятельствах.

Удивляться здесь нечему: человек вообще почти никогда не за­думывается об очевидных фактах. А для себя он как раз таковым и является. Каждый из нас с детства, как к своему имени, привык к тому, что он – человек. Эта привычка была заложена в нас задолго до каких-либо размышлений, еще на уровне простой видимости, и су­ществует с тех пор как предрассудок, до всяких суждений об этом. И нужно ли задумываться над тем, что и так очевидно?

Но не менее очевидно, что существо, называющее себя челове­ком, далеко не всегда ведет себя по-человечески. Иногда, столк­нувшись с откровенным цинизмом, став свидетелями чьей-то бесчело­вечности, актов вандализма или терроризма, мы задаем себе вопрос: человек ли это? История, да и окружающая нас жизнь, наполнена стремлениями и действиями людей, которых в действительности очень трудно назвать людьми. Между тем, понятно, что каждый из них счи­тает человеком, прежде всего, себя, а не тех, в отношении кого, по их мнению, вполне допустима грубая бестактность или бесчеловеч­ность.

И потом: люди порой так сильно расходятся во мнениях, так очевидно противостоят друг другу, считая при этом, разумеется, себя людьми, что иногда кажется, будто они принадлежат к различным ветвям эволюции животного мира или выросли на разных планетах.

Таким образом, человеком мы нередко называем себя лишь в си­лу привычки или предрассудка, который можно считать гениальным, поскольку он существует в нас скорее как догадка и свидетельству­ет о том, кем мы еще только должны стать. Все мы, как писал Платон, лишь символы человека, его изображение или проекция. А может быть и его отголоски? Есть ведь в Библии свиде­тельство о том, что «были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4).

Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.