КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема человека в философии и в культуре
Человек – это чело века, вечности, мироздания. Так о человеке говорили еще в древности, полагая, что он – венец природы, творения. Что касается слова «человек», то вопрос о его истолковании и сегодня нельзя считать окончательно решённым. Слишком оно многозначно, слишком ко многому обязывает. В начале двадцатого века М. Горький заявил устами одного из своих героев: «Человек! Это звучит гордо!». Но прошедшее столетие показало, что «человек» лишь звучит гордо, поскольку оно стало временем массового истребления человека, изощреннейшего его уничтожения. Человека сжигали в крематориях как поленья, гноили в темницах, как картошку. В двадцатом веке стала вполне реальной угроза уничтожения человека как вида вообще. Но особенным ли был ушедший век в смысле угрозы человеку? Разумеется, он был особенным. Не потому, что существовала такая угроза, а потому, что она как никогда ранее исходила от самого человека. Культура, как средство безопасности человека перед лицом природной стихии, была ему всегда необходима: слишком беззащитен он как биологическое существо. Но точно так же ему всегда было необходимо вооружение как средство его безопасности перед лицом другого человека. Затраты на вооружение, а это, пожалуй, самый дорогостоящий продукт материальной культуры, росли из века в век, но в двадцатом столетии они превзошли все остальные затраты. Иными словами, угроза для жизни превысила средства ее защиты. Это, конечно, результат развития культуры, которая на этапе цивилизации мало считается с т.н. человечностью, с жизнью вообще, обязывает человека кардинально менять ценности и ориентации. Цивилизация – это его своеобразная перегруппировка. Если в условиях доцивилизованного бытия люди объединялись по крови, по своей принадлежности к роду, племени, то в условиях цивилизации они объединяются «по духу», то есть по видам деятельности, по отношению к собственности, к власти, к идеям. Значение уже имеет не сам по себе человек, не его индивидуальность, а его принадлежность к профессии, классу, к обществу или к государству. Отсюда и оценка человека, зависящая не от его нравственных или умственных, предположим, качеств, а от его социальной роли, от того, что или кого он представляет – звание, должность, учреждение, круг знакомств и т.п. Отсюда и общее стремление как-то оценивать человека, что, в принципе, негуманно, поскольку любая оценка отрицает его самоценность. Каким бы ни было наше отношение к цивилизации, её необходимо принимать как общую неизбежность утраты человеком себя в качестве самоценной индивидуальности. В таком понимании цивилизации нет ничего пессимистического и удручающего. Пессимистичны не факты, пессимистичным может быть наше отношение к ним. В самом деле, разве утрата человеческой индивидуальности так уж огорчительна для самого человека? Выше уже отмечалось, что сами по себе мы зачастую неинтересны даже для самих себя, что ничтожно мало мы можем сказать о своей индивидуальности, взятой без социальных ролей и связей, без каких-либо событий, участниками которых были, без окружающих нас обстоятельств. Нас, за редким исключением, гораздо больше волнует и привлекает внешний мир и то, какими мы выглядим, ценят ли нас окружающие, поскольку в основном от этого, а не от самооценки, зависит наше благосостояние, наша жизнь, наше будущее. Стоит ли удивляться тому, что общество, в конечном счёте, неизбежно оказывается на ступени цивилизации, когда личность оценивается не по человеческим качествам, а по исполняемым ролям? Человек сам делает свой выбор, но узнает о нем позднее, когда результаты выбора становятся очевидными и зачастую непоправимыми. Не зная самого себя, человек не знает и того, чего он в действительности хочет. Так и с цивилизацией: она создается человеком, но вовсе не во имя человека и его духовности, а во имя комфорта и выживания. То есть во имя того, что в действительности, а не на словах, он ценит выше, чем духовность и человечность. Цивилизации возникали не для того, чтобы человек утверждал себя как венец творения, а для благоустройства и сохранения жизненных пространств. Так, в Древнем Египте, например, цивилизация появилась в связи с созданием огромной оросительной системы в дельте реки Нил. А Русь становилась цивилизованной в связи с необходимостью обороны и защиты, отягощённой к тому же внутренними распрями, мест проживания восточных славян. Поэтому вражду и неприязнь можно наблюдать в нашем обществе и сегодня не реже, чем миролюбие, смирение и гуманность. Таким образом, цивилизация и присущие ей институты используют человека как средство для достижения целей, которые могут быть весьма далёкими от интересов отдельного человека, его воли, веры, желаний. Человеческое в человеке подавляется и угнетается во имя его безопасности и комфорта. В этом заключена угроза для него как для свободно и оригинально мыслящего, чувствующего существа. Цивилизованное развитие сопровождалось в истории культуры прогрессом в средствах подавления свободной индивидуальности, в средствах манипулирования чувствами, интересами, мыслями человека. Опасность возрастала ещё и потому, что лишенный оригинальности и своеобразия, человек сам, в конечном счёте, становился средством и орудием подавления в себе и в других человеческих качеств. В двадцатом веке масштабы этих явлений обрели планетарный характер. Изменилась наука, появилась квантовая механика, где понятие неделимого атома – физической индивидуальности – утратило свое значение. Параллельно с этим стало анахронизмом и понятие человеческой индивидуальности, его потеснили новые методы изучения и понимания человека. Он превратился в совокупность, в статистическую данность, лишённую уникальности. Но, как и в отношении природной стихии, человек изобрел средства своей защиты внутри самой цивилизации: мораль, искусство, религию, философию. Все это сферы духовной деятельности, где человек обретал и сохранял себя в качестве самоценного существа, где он мог относиться к себе как цели и смыслу своего бытия. Частная жизнь и нормальная, здоровая семья – это тоже средства и условия возрождения человеческих качеств. Пока в обществе всё это сохраняется, человек, отдав должное государству, всегда имеет возможность оставаться самим собой. Вопрос в том, что, собственно, делает его человеком?[1]. Для примера обратимся к известному литературному персонажу – Робинзону Крузо. Почему ему удалось выжить и сохранить себя как культурное существо в течение почти тридцати лет? Потому ли, что у него, как нередко полагают, была какая-то особая воля к жизни и к культуре? Нет, не поэтому, причина в ином: корабль, на котором плыл Робинзон Крузо, в результате крушения не погрузился в пучину вод, а оказался на мели. Как известно, Робинзон переправил на сушу очень много вещей: оружие и орудия труда, одежду, книги, кухонную утварь. В итоге он в течение всей своей одинокой жизни находился в окружении постоянных напоминаний о цивилизации, пробуждавших в нем соответствующие образы и действия. Но если бы корабль затонул, то Робинзон Крузо, доживший, предположим, до встречи с Пятницей, скорее всего, выглядел бы дикарем даже в сравнении с ним. Представим себе, что цивилизация, как средство защиты жизни человека, вдруг исчезла, что он, например, оказался вне её и без всякой связи с ней. Очень быстро, как листья с деревьев после первых осенних заморозков, опадёт с него вся цивилизованность, беспечность и уверенность в себе, все его культурные облачения. Человек одичает, погибнет как социальное и культурное существо, а может быть и как существо живое. Отдельные случаи выживания в подобных ситуациях не опровергают общий вывод. Что же, вещи – это благо? Несомненно, и пример с Робинзоном ярко свидетельствует об этом. В большинстве случаев вещи не только составляют комфорт нашей жизни, но и обеспечивают культуру повседневного поведения. Они определяют наши действия, приводят нас в движение, обязывают вести себя в соответствии с их предназначением. Вещи, как и установленный режим нашей жизнедеятельности, нормы, правила, предписания, привычные поведенческие реакции, поддерживают в нас определённый уровень культуры. Благодаря этому нам нет необходимости ежеминутно задумываться, выбирать, сознательно выстраивать направление и порядок своих действий. Автоматизм становится нормой, что, конечно же, облегчает жизнь, поскольку сводит на нет необходимость личного участия в ней. Но и значение самой личности при этом обесценивается. Жизнь, подчинённая требованиям цивилизации, по существу мало отличается от жизни в условиях тоталитарного государства, с его вмешательством во все сферы общества, с его способностью подавлять стихийные начинания личности. Такое государство не может угрожать цивилизации, чего опасались известные философы, как не могут угрожать друг другу две однонаправленные силы. И у государства, и у цивилизации один и тот же принцип: исключение всего непредсказуемого, субъективно-личностного, незримого, всего, что принято относить к внутреннему миру человека. Как и в тоталитарном государстве, в условиях цивилизации человек практически ничем не защищён от манипуляций с его чувствами и мыслями, от превращения его в простое средство достижения неведомых ему целей. В подобных обстоятельствах жизнь человека обесценивается даже в его собственных глазах. Она низводится до простых реакций и импульсов, хотя и цивилизованно оформленных. Лишённый средств защиты от нивелирующего и механического воздействия цивилизации, человек сам по себе напоминает механизм, превращается в человекоподобную социальную оболочку, лишенную неповторимого внутреннего содержания. Жизнь его продолжается, но уже без его участия. Ненужный обществу как человек, он и сам начинает относиться к себе как к механизму, «винтику», перестает ценить в себе человеческие качества и нуждаться в них. Его безучастное отношение к человечности находит себе подтверждение в объективной и беспристрастной науке, ничего не знающей «о человеческих судьбах и страданиях» и неспособной «дать ответы на самые насущные человеческие проблемы»[2]. Наука – уникальное порождение европейской цивилизации, её существенный и необходимый признак. Возникнув в культуре древних греков как средство социализации личности, она развивалась и наследовалась с тех пор в иных культурах не только в целях познания природы самой по себе. Научное познание и его результаты формировали, вместе с тем, соответствующий – научный – тип личности. Для него характерны черты, сходные с природными объектами: наглядность, предметность, отсутствие чего-либо «внутреннего», непостижимого рациональным способом. Неудивительно, поэтому, что и культура в целом воспроизводит свойства науки и её объектов. Нильс Бор, один из творцов физики XX века, отмечал: «При изучении человеческих культур... мы имеем дело с особой проблемой наблюдений, которая при ближайшем рассмотрении обнаруживает много признаков, общих с атомными и психологическими проблемами»[3]. В XX веке наука, даже очень далекая, казалось бы, от человеческих судеб, из средства познания превратилась в идеологию: «Есть ужасное сходство, – писал В.С. Гроссман, – в принципах фашизма с принципами современной физики. Фашизм отказался от понятия отдельной индивидуальности, от понятия “человек” и оперирует огромными совокупностями. Современная физика говорит о больших и меньших вероятиях явлений в тех или иных совокупностях физических индивидуумов. А разве фашизм в своей ужасной механике не основывается на законе квантовой политики, политической вероятности?»[4]. Когда человеческие качества становятся своего рода метафорой, рождающей лишь далекие от жизни воспоминания, проблема существования человека в культуре обостряется. Положение усугубляется и тем, что жизнь в цивилизованном обществе формирует убеждение в нереальности и обременительности таких качеств. Из жертвы цивилизации человек легко превращается в средство ее производства и потребления, а чувство беззащитности перед ней вытесняется доступностью увеселений и зрелищ. В XX веке, в связи с появлением тоталитарных политических режимов, превращавших человека в орудие дегуманизации общества, беззащитность обострялась. Падение таких режимов сопровождалось открытостью обществ к цивилизованному развитию, иллюзиями освобождения человека. В действительности происходила лишь смена декораций: культ личностей вытеснялся культом безликих механизмов принуждения и манипуляций. Поэтому неспособность человека осознавать и контролировать даже собственную жизнь остаётся на прежнем уровне. Вопрос о том, что делает человека человеком, тоже остаётся открытым. Между тем, подобные обострения проблемы человека в истории культуры случались и раньше. Но они сопровождались и соответствующими решениями этой проблемы. Как и в обычных жизненных обстоятельствах, выход из затруднительного положения всегда может быть найден. Пока существует человек, он остаётся проблемой для себя. Но пока он жив, находится и её решение.
Глава II
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |