Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любовь. 3 страница




Юноша был невысокого роста, худощавый, правая рука у него была на перевязи.

— Как тебя зовут? — спросил Женя, обращаясь к новичку.

— Илья.

— Что же с тобой приключилось?

— Да вот руку на игре поранил. Меч соскользнул, а кольчуга не спасла.

— Ты вроде бы не маленький, а в игры какие-то играешь, — сказал Александр Иванович.

— Почему человек, который до конца своей жизни собирает марки или машинки, считается нормальным, а того, кто делает доспехи, считают инфантильным? — обиженным тоном произнес Илья. — Каждый по-своему находит место в мире или уходит от него: один пьет, другой наркотиками балуется, кто-то копается в своем автомобиле, кто-то пишет песни. А мы вот создаем игры. Бывает, даже моделируем различные политические ситуации. Хотя это мало кому интересно. Политика настолько грязное дело, что добиться успеха в ней чистыми руками практически невозможно. У нас на игре, по крайней мере, все честно.

— А разве на войне действуют не те же законы, что и в политике, когда победа важна любой ценой, а цель оправдывает средства? — спросил Дмитрий, заинтересовавшись новичком.

— Действительно, победа важна, но не она на самом деле всегда является главным, — ответил Илья.

— А что может быть важнее победы?

— Иногда лучше умереть, чем изменить себе. Честь сохранить важнее.

— А что такое честь?

— Наверно, то, за что себя уважаешь, и за что тебя уважают окружающие.

— А не кажется ли вам, что в реальной жизни люди скорее предпочтут пожертвовать честью, но приобрести различные блага?

— В конечном итоге жизнь оценивается тем, за что ты готов умереть. Лично я выбрал образ честного рыцаря.

— Но ведь жизнь это не рыцарский турнир. Если не обманешь сам, то обманут тебя. Разве можно быть честным среди бесчестных, порядочным среди непорядочных?

— Я предпочитаю никого не обманывать.

— А может быть, это глупо?

— Поступать благородно не значит глупо.

— Даже если кто-либо коварно использует твое благородство?

— Ложь никогда окончательно не победит истину, потому что люди нуждаются в правде, даже когда врут. Тот, кто говорит неправду, тем самым отказывается от правды для себя, а тот, кто творит зло, закрывает свое сердце для добра. Так что наказание в нас самих.

— Каким же образом злые люди себя наказывают? — с все возрастающим любопытством спросил Дмитрий.

— Тем, что творя зло, они отказываются от любви. Но никто не может долго жить во зле, поскольку потребность в добре сильнее, чем в ненависти, а в правде более, чем во лжи. Ненавистью ничего не добьешься, зато любовью можно добиться всего. Путь ненависти ведет к смерти, а путь любви к прощению.

— Разве сила не всегда побеждает?

— Сила, она разная. Что в конечном итоге торжествует: ненависть или любовь? Ответ очевиден. Жажда справедливости могущественней страха. Всякое действие рождает противодействие, а всякой силе противостоит бесстрашие. И потому, чтобы не попасть в замкнутый круг вражды, нужно простить, иначе погибнешь от собственной ненависти. Сила — удел слабых. Умные воюют другим, более эффективным оружием.

— Но если побеждает сильнейший, то в чем же тогда заключается сила?

— В том, на что ее направляешь. Сила уничтожения никогда не преодолеет силу любви и созидания. Нет нужды применять оружие против насилия, достаточно обратиться к лучшим сторонам самопредставления противника и постараться вызвать любовь, которая обязательно живет в его душе. Ведь каждое живое существо нуждается в любви, и каждый человек о себе хорошего мнения. Обнаружив и нащупав эти струны души, начав умело играть на них, можно разоружить любого врага лучше и быстрее, чем пытаться победить его силой. Часто просто нет другого выхода, потому что путь взаимной ненависти и вражды неумолимо ведет к самоуничтожению. Остается только одно — любить. Это единственно верный путь, поскольку иной ведет к смерти — физической или духовной.

Илья говорил таким уверенным тоном, что трудно было усомниться в искренности его слов; чувствовалось — они выстраданы.

— Как ты думаешь, — обратился Илья к Дмитрию, — почему в Евангелии написано: тебя ударят по щеке, а ты подставь другую?

— Потому что удар всегда порождает желание ударить в ответ. И чтобы не кончилось плохо, надо остановиться.

— Но как? Уступишь один раз, второй, и тебя съедят с потрохами.

— Уступить не значит отступить. Уступает всегда только сильный. Если ты сильнее и мудрее, значит можешь и уступить, тем самым предотвратив худшие последствия. А кому хватит ума сказать “бей, ведь ты не прав”, — тот победит.

— Ну и ударит он! — воскликнул Женя.

— Редко кто может ответить злом на дружелюбие. Злоба возникает, когда не получается быть добрым. Поэтому неправильно осуждать людей. Ведь каждый человек желает добра, даже если творит зло. Мы созданы из любви и спроектированы на созидание. Всякое живое существо тянется к ласке. Поэтому самое эффективное средство борьбы со злом — это возбуждать в сердцах людей любовь. Она делает человека снисходительнее и добрее.

— Но это не значит, что когда тебя ударят, нужно подставляться еще, — вмешался Борис. — Ты просто не так понял евангельские слова. В действительности, они означают, не отвечать злом на зло.

— Этого мало! Чтобы победить зло, нужно не потворствовать злу пассивным непротивлением, а активно бороться с ним добротой.

— Все эти заповеди до тех пор красивые сказочки, пока это не коснется тебя лично. От преступлений людей гораздо эффективнее удерживает кровная месть, нежели страх наказания, и уж тем более не всепрощение.

— Это еще вопрос.

— Я вам расскажу случай, который произошел со мной, — возбужденно произнес Илья. — Ко мне в дом однажды вторглись чужие люди. Если бы я стал их выгонять, то они бы, скорее всего, избили меня, поскольку оказались, как выяснилось позднее, подвыпившими бандитами. Я не сопротивлялся и гостеприимно пригласил их к столу. Угостил, чем имел, стараясь при этом улыбаться и быть дружелюбным. И что ты думаешь? Мы расстались друзьями. Я узнал много интересного, а они еще под конец дали мне денег за все съеденное. Долго потом я не мог прийти в себя. Это было настоящее чудо!

— Я тебе не верю.

— Я бы сам не поверил, если кто-то мне рассказал. Только после того как убедился на собственном опыте, понял — любовь действительно способна творить чудеса.

— Ты рассуждаешь прямо как Иисус Христос. А его, как известно, не только ударили по щеке, но и распяли.

— А кто в конечном итоге оказался победителем? Пилат? Каиафа? Анна? Или, может быть, Иуда?

— Думаешь, ты один такой мудрец? — зло заметил Борис. — Другие тоже не дураки и понимают не меньше твоего.

— Все понимают, как надо жить, но мало кто так живет, — горячо возразил Илья. — Если человек глуп, то никакое образование не сделает его умным; а если умен, то и без образования сможет найти свое предназначение. Если мы хотим изменить мир к лучшему, то должны начать с себя. Так сказал Конфуций.

— Зачем пытаться что-то изменить, если мир в принципе не меняется? — перебил Илью Борис.

— Важно лишь то, как меняешься ты сам, — спокойно возразил Илья. — Вот мы и начали с себя. Мы стремимся к доброжелательности и хотим стать добрее, а потому стараемся не озлобляться на проявления несправедливости. Я, например, хочу изжить в себе гнев. И по своему опыту скажу: самый лучший способ справиться с гневом — это полюбить того, кого ненавидишь, на зло ответить добром. Впрочем, это старая истина. Даже в Евангелии сказано: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

— Пока что надо спасаться от воров и преступников, — съехидничал Александр Иванович.

— А почему идет такая волна преступности? Да потому что люди настолько озлоблены, что начинают ругаться при любом незначительном поводе, словно всю жизнь ненавидели друг друга. Они хотят быть благородными, но забывают заповедь “возлюби ближнего твоего, как самого себя”.

— Сейчас говорят другое: обмани ближнего своего! — ехидно заметил Женя.

— Возлюби, даже если это твой враг? — спросил Дмитрий.

— Важно не опускаться с ним до одного уровня.

— Но ведь в поединке побеждает не благородство, а хитрость и коварство.

— Меня любовь защищает, — ответил Илья, и спросил у Дмитрия:

— А что вы понимаете под победой в жизни?

— Ну, — замялся Дмитрий, — победа — это поражение врага.

— Ущербное представление, — сказал Илья. — Победа это когда враг отказался от борьбы и перестал быть врагом, или даже стал другом.

— Каким же образом?

— У нас есть принцип — не нападать первым. Мы не предпринимаем попыток напасть на противника превосходящим числом, и предпочитаем подождать, пока атакуют нас. Ведь нападающий почти всегда проигрывает. Агрессия сама по себе быстро истощает. Есть масса способов таким образом подставить себя, чтобы противник проиграл. Можно просто отойти, и противник промахнется, или таким образом отступать, что противник рано или поздно сам попадет под удар.

— Зачем же поддаваться хитрости и коварству, если они могут привести к распятию?

— Если зло не будет торжествовать, оно погибнет, тогда как добро в поражениях только закаляется! Даже смерть может быть торжеством над хитростью, которая по сути своей есть хорошо замаскированная глупость. Конечно, игра не полное воплощение жизни, и вообще игра не главное занятие моей жизни. Я хочу приносить людям пользу. И хотя нас многие считают чудаками, надеюсь, у меня не будет необходимости заниматься нелюбимым делом лишь для того, чтобы зарабатывать деньги.

— Таких, как ты, раньше называли “блаженными”, — заявил Александр Иванович.

— А мне лично деньги дают некое ощущение внутренней силы, — сказал Борис. — С помощью денег я могу сделать все что захочу. Они придают уверенность в себе. Без денег я не в силах оказать помощь нуждающимся, хотя и сострадаю чужому несчастью.

— Каждому свое: один выбирает деньги и счастлив, другой не выбирает деньги и тоже счастлив. Только зачем покупать то, что можно взять даром из своей души, ведь ни радость, ни любовь не продается? Все твое в тебе самом. В конце концов, не в деньгах счастье.

— А в чем же? — улыбнувшись про себя, спросил Дмитрий.

— Счастливый человек тот, кому деньги для счастья не нужны. Хотя вряд ли существует единый для всех эталон. Лично я счастлив тем, что живу любовью, — вполне серьезно ответил Илья.

— Как это?

— Это когда я счастлив оттого, что отдаю, а не оттого, что получаю. Каждый может выбрать — жить любовью или просто жить.

— Ты просто помешался на любви, — ухмыльнулся Борис.

— А разве такое возможно? — парировал Илья. — Впрочем, это не самый худший повод для сумасшествия.

— Нет, что ни говори, а деньги дают свободу, — сказал Женя.

— Деньги не дают свободы, — возразил Илья. — Потому что свобода не зависит от денег. Она вообще ни от чего не зависит. Подлинная свобода вне условий и обстоятельств. Нельзя желать невозможного: иметь много денег и быть свободным!

— Неужели у тебя никогда не возникает желания получить побольше? — спросил Борис.

— Конечно, возникает. Но без преодоления этого искушения не было бы и достижения.

— Да ты просто юродивый!

— А за что юродивых на Руси уважали? За то, что они правду, не боясь, говорили и о душе больше думали, нежели о теле, за то, что корысти не имели и выгоды не искали. Юродивый делал то, на что другие были не способны, — жертвовал своим благополучием ради возможности бесстрашно говорить правду; он страдал за всех, отказываясь иметь как у всех человеческое счастье, ради того чтобы быть глашатаем истины.

— Каждый человек думает прежде всего о себе, — заявил Александр Иванович.

— Правильно. Важно лишь то, что именно он о себе думает, — констатировал Илья.

Дверь открылась, и в палату вошел знакомый мужчина в белом халате.

— Ну, как ты? — спросил он, обращаясь к Илье.

— Все нормально. Только вот рука побаливает.

— Ничего, до свадьбы заживет.

— А я не собираюсь жениться.

— Почему же?

— Не хочу никого делать несчастным. Так, во всяком случае, моя мать советует.

— А разве твоя мать несчастна?

— Счастливой ее не назовешь. С мужем, то есть моим отцом, она давно разошлась, из-за того что он пил. Сейчас живет одна, все надеется встретить настоящего мужчину. А отец в это время сидит в тюрьме. Бабушка и дедушка, с которыми мы живем, постоянно упрекают мать в том, что она не сумела сохранить семью. Ну, и конечно, скандалы постоянные. Они у меня вот уже где.

Илья выразительно провел рукой по горлу.

— А что же ты? — спросил врач.

— Да, надоело все. Они хотели сделать из меня оператора автоматизированных линий по разливу молока. А я стихи сочиняю, иногда музыку пишу. Вот мы и решили с приятелями ансамбль создать. Еще я увлекся ролевыми играми. Но мать ничего не понимает, и понимать не хочет, а только все запрещает. Тут еще решила замуж выйти. Так что мне ничего не оставалось, как сбежать из дома. И вообще я чувствую себя чужим в семье. Матери я по большому счету не нужен, отца у меня фактически нет. А бабушка с дедушкой меня понять не могут, да и вряд ли хотят.

— Весьма типичный случай, — сказал врач, посмотрев при этом на Дмитрия. — Я работаю с детьми уже более тридцати лет, и обратил внимание, что некоторые дети, сами того не осознавая, вырывают себе волосы. Я заинтересовался, почему они это делают, и заметил, что многие из них задавали мне один и тот же вопрос: “Мои родители родные мне или нет, не подкидыш ли я?” Расспрашивая родителей, я обнаружил, что, действительно, многие из этих детей приемные, и взяты из детских домов. Но самое главное, приемыши не знали об этом. Тогда я спросил себя: как же получилось, что дети догадались о том, что они приемные? Что дало повод усомниться в кровности уз, поскольку неродные родители старались делать все, чтобы создать обеспеченную жизнь для усыновленных детей? И я пришел к выводу, что в их взаимоотношениях сквозит некая холодность. Очень часто отношения взаимного неприятия складываются в семьях, где ребенок живет с мачехой или с отчимом. Женщина, которая в молодости имела нежелательную беременность и родила ребенка без любви, а потом вышла замуж за вроде бы хорошего человека, тяготится своим первым ребенком, который напоминает ей об ошибках молодости. Молодая мать еще хочет пожить для себя, она еще незрела, она еще сама дочь... Однако вынуждена заботиться о ребенке, который появился случайно или стал нежеланным во время беременности, — когда она вдруг поняла, что ошиблась и не хочет иметь ребенка от нелюбимого или не любящего ее человека. Возникает протест против появления этого ребенка на свет. И тогда, чаще всего неосознанно, происходит внутреннее отторжение ребенка, находящегося в стадии внутриутробного развития. Выкидыши и есть проявление неосознаваемого отторжения плода как проявления нежелания матери иметь ребенка. Однако ни одна мать не признается в том, что не любит своего ребенка, хотя и не чувствует связи с ним, поскольку отторгла его еще в период беременности. Он стал для нее чужим, еще не появившись на свет. И естественно, когда она вторично выходит замуж и рожает других детей, то начинает тяготиться ребенком, появившимся вне брака или от первого мужа. Первый ребенок чувствует себя чужим в такой семье, где даже единственный родной человек — мать — испытывает к нему неприязнь, неосознанно отторгая его. Она занята отчимом, а ее первенец страдает от одиночества и начинает грустить, неслышно ни для кого прося ласки и любви, в которых нуждается не меньше или даже больше детей, живущих с родным отцом. Да, все беды оттого, что замуж выходят и женятся без любви.

Сколько девочек беременеют, не зная, что поделать со своим неожиданным чадом. Редко кого удается уговорить сохранить ребенка: или выбрасывают в мусоропровод, или топят в туалете, или расчленяют и прячут на свалке. Уже давно замечено: если ребенка не любят, то и руки, и соски у кормящей матери жесткие, а в глазах нет любви. Ведь ребенок с первых дней смотрит в глаза своей матери и читает в них ее отношение к нему: любят его или нет. Он еще ничего не понимает, но все чувствует. Когда женщине несут кормить ребенка, она это чувствует, и у нее может быть или избыток молока — если ребенок любимый и долгожданный, или недостаток — если ребенок для нее обуза. И никакие смеси не заменят грудного молока, никакие лекарства не смогут вылечить ребенка, который болеет прежде всего оттого, что ему не хватает материнской любви. Потому-то и находят младенцев в помойных бачках и мусоропроводах. Так матери стараются избавиться от своих нежеланных детей, хотя это и редкие случаи. Большинство или делают аборт, или в продолжение всей жизни терзают ребенка. Мамы везут детей в больницу, когда можно подлечить и дома. “Меня не любят, от меня избавились”, — думают такие дети, находясь в больнице одни.

Если ребенка не любит собственная мать, то он вырастает агрессивным, психически неуравновешенным человеком, а его поведение становится протестным. Такие дети часто убегают из дома, где для них нет любви и где им холодно. Это настоящая трагедия! Ведь и наркомания, и токсикомания возникают как следствие недостатка любви при естественной потребности в приятных эмоциональных переживаниях. Обделенные заботой и нежностью дети не принимают мир, в который они пришли против воли своей матери. Они рассуждают примерно так: “Если меня не любит родная мама, то я в чем-то виноват”. Комплекс вины, мучительная неуверенность в себе приводит к искалеченной жизни. Такой ребенок чувствует себя чужим в этом мире и, как правило, становится неудачником, поскольку прежде всего старается доказать всем и вся, что он не хуже других. Часто эта потребность в самоутверждении развивается по наиболее легкому и не всегда правильному пути. Никакое даже самое строгое наказание никогда надолго не испортит отношения ребенка к родителям, если только сын или дочь чувствуют — несмотря ни на что их любят!

Немного помолчав, врач, по всей видимости, больничный психотерапевт, задумчиво добавил:

— Да, проблема не в том, чтобы родить ребенка, а в том, чтобы научить его любить.

После этих слов в палате наступила тишина.

— Ну ладно, нам пора идти. Потом еще сможете поговорить, — сказал врач и вместе с Ильей вышел из палаты.

Выслушав врача, Дмитрий ужаснулся, ведь все сказанное в полной мере относилось к нему, к жене и к их ребенку. Неожиданно возникла мысль, что, возможно, и он — лишь побочный результат желания устроиться в жизни, а отнюдь не любви, и что, быть может, именно нелюбовь, передающаяся от матери или отца через детей к следующему поколению, есть кара за грехи родителей?

— Где только у баб совесть? — c возмущением в голосе произнес Александр Иванович.

— В животе, — сказал Женя, — точнее, внизу живота. Материнство для них козырной туз. Детьми женщина способна оправдать все, любую сделанную ею гадость.

— Я никогда не думал плохо о бабах, — заметил Борис, — но даже не подозревал, что они могут быть настолько жестокими по отношению к своим детям.

— Женщины могут быть божественны, как ангелы, и одновременно жестоки, как Сатана, — полемически заключил Женя. — А все потому, что у обиженной бабы обида затмевает совесть.

— Не оттого ли женщины могут быть так жестоки, что они часто не в силах перебороть свои чувства? — предположил Дмитрий.

— Они только кажутся слабыми, — сказал Женя, — потому что не могут, а, скорее, не хотят справиться со своими чувствами, оправдывая своей слабостью самое изощренное и подлое коварство. Они готовы на все, на любую жестокость, лишь бы утвердиться в своей “правоте”. Да что там далеко ходить. Сегодня в коридоре видел, как мать бьет своего ребенка. Я не мог безучастно смотреть и попытался вмешаться, хотя это и не принято. Просто сердце надрывалось, когда видел слезы беззащитного ребенка, которого своя же мать лупила без жалости. Говорю ей: “Как же вам не стыдно обижать слабого, вы же мать?” А она мне: “Не ваше дело. Мой ребенок, что хочу, то и делаю. Вы своих детей воспитывайте”. Ребенок плачет, пытается спрятаться от злобной мамаши, но та догоняет его и бьет по губам, по лицу. Девочка кричит: “Я к папе хочу”. А мать ей: “Ты кого больше любишь: папу или меня?” Девочка сквозь слезы отвечает: “Папу”. — “Папу? Ну, так и иди к нему. Только домой больше не возвращайся. Видеть тебя не хочу. Поганка. Неблагодарная тварь”.

— Нет, они не глупые. Они жестокие, — сказал Борис, — И готовы мучить других лишь за то, что не могут простить себя. Вот, к примеру, моя первая жена. Ведь сволочь какая! Записала в садике, что у дочери нет отца. Так мне воспитательница ребенка не дает, говорит — вы не отец. Решил я как-то сделать ребенку приятное, хотел купить ей туфельки. Но, конечно, нужно прежде примерить. Договорились встретиться. А когда жена привела ребенка, дочь сразу мне заявила, что ничего ей не надо и она маму любит больше, чем меня. Жена, наверно, думала, что я хочу туфельками переманить ребенка на свою сторону. Спорить я, конечно, не стал, хотя кулаки и сжались непроизвольно. Уговорил сходить померить. А как только примерили, так они туфельки взяли и пошли, не сказав спасибо. Я заплатил, а самому до того горько стало, что хоть плачь. Догнал их, хотел остановить, поцеловать дочь, тогда жена стала требовать, чтобы дочь бросила туфельки на асфальт. Дочка вцепилась в подарок и давай плакать. Тогда я не выдержал и сказал жене, что она садистка, раз так мучает своего ребенка. После этого не показываюсь, хотя не могу не думать о дочери. Только мучаюсь оттого, что не вижу и не общаюсь с моей девочкой, но тянуть ее к себе, разрывать на части, не могу.

— И все-таки у женщины нельзя отнимать ребенка!

— Почему это?

— Потому что дети смысл их существования.

— А если она плохая мать?

— Сценарий известный, — сказал Женя. — Если любишь ты, то, рано или поздно, она начинает под различными предлогами вытягивать из тебя деньги. Если же любит она, то рано или поздно захочет выйти за тебя замуж, чтобы застраховать себя браком. А если ты не согласишься, то обидится и начнет мстить, словно ты ее обманул, хотя был абсолютно честен. Но даже если она любит, то обязательно заведет себе любовника. Все они хотят одного: чтобы мужик дарил подарки и доставлял наслаждения, при этом обеспечивая материально. Если не находят в одном, ищут по отдельности во многих. Мы им нужны, пока деньги в кармане да член стоит.

— А как же любовь?

— Какая еще любовь? Выдумки все это.

— Просто у баб более развито левое полушарие, а у мужиков правое, — заявил Александр Иванович. — Поэтому сколько не пытайся, их не исправишь. Так уж они, женщины, устроены.

— Иногда мне кажется, что у баб просто нет совести, — не выдержав, заявил Дмитрий. — Чтобы спрятать свою ложь, она клевещет на другого и при этом оправдывается собственной слабостью. Они и любить-то хотят, только продав себя подороже. Женщина, живущая разумом, — монстр, а живущая чувствами — черт знает что.

— Все зло в этом мире от женщин. Ева согрешила, вот теперь и мучаемся. Так всегда бывает в жизни, когда выходят замуж без любви, — заключил Александр Иванович.

— От одного моего приятеля, — перебил Женя, — ушла жена и забрала ребенка. Он очень переживал, поскольку любил и жену, и сына. А она переспала с дюжиной любовников, и все это на глазах семилетнего мальчугана. Потом, спустя три года, возвращается к мужу и делает вид, что раскаялась. Он прощает ее, и они вновь всей семьей поселяются в его трехкомнатной квартире. А через некоторое время мой приятель неожиданно умирает. И от чего бы вы думали? Отравился грибами. Врачи не успели спасти, поскольку жена не сразу вызвала “скорую помощь”. Скажете, такое с каждым может случится. Но спустя неделю к этой молодой вдове на освободившуюся жилплощадь въезжает ее любовник, с которым она жила, уйдя от мужа. А еще через месяц они справили свадьбу.

— Ну и что? — равнодушно спросил Александр Иванович.

— Как это что? Да ведь она его обманула и отравила, чтобы с любовником поселиться в квартире.

— Это все предположения. Может быть, он сам умер.

— Обиженная женщина хуже сатаны.

— Ну изменила жена, чего из этого трагедию делать.

— Ты не понимаешь. Она предала и обманула — вот что главное!

— Да брось ты. Ничего в этом нет страшного. Ну, перепихнулся я с другой, с кем не бывает. Неужели считать это предательством? Если бы каждый раз, переспав с бабой, я мучился от угрызений совести, то, наверно, давно бы уже повесился.

— Это все эмансипация виновата. Однажды жена мне вдруг заявляет, будто я ее изнасиловал. Что же это будет, мужики, если хотеть бабу можно будет, только когда она разрешит. Так впору импотенцию схлопотать.

— Женщина это как наркотик: сначала ощущение блаженства, потом зависимость и страдание!

— Точно! Женщина существо прекрасное, но столь же опасное.

Неожиданно дверь отворилась, и на пороге палаты появилась привлекательная молодая женщина.

— Знакомьтесь, это Света, — бодрым голосом представил гостью Женя.

Вошедшая чувствовала себя неловко, стараясь скрыть синяки на миловидном лице. На первый взгляд, ей было лет тридцать, хотя вид у нее был помятый.

Дмитрий поздоровался последним. Видимо, его приветствие показалось Свете не слишком доброжелательным, и она, сделав недовольный вид, отвернулась. Сев в инвалидную коляску, стоявшую рядом с кроватью Дмитрия, Света завела кокетливый разговор сразу со всеми. Дмитрий, не желая участвовать в болтовне, стал читать книгу. Ему всегда казалось, что если хочешь заинтересовать женщину, нужно выразительно молчать, когда все остальные говорят. Его рецепт и на это раз оказался действенным. Гостье, видимо, быстро надоели нескромные приставания своих собеседников, и она обратилась к Дмитрию.

— А вы неприветливы.

— Просто не люблю, когда мне мешают, — не отрывая глаз от книги, ответил Дмитрий.

— Простите, если я вам помешала, — сказала Света, продолжая кокетничать.

Дмитрий закрыл Библию и внимательно посмотрел в глаза сидевшей рядом женщины. Такой прямой взгляд оказался для Светы неожиданным, и она потупила глаза.

“Жизнь сильно потрепала ее”, — подумал Дмитрий, глядя на морщины, покрывшие лицо еще молодой женщины.

Она не была красива, но, как говорится, с изюминкой. Можно было безошибочно предположить, что, как и другие с подобного рода травмами, в отделение она попала из-за семейной ссоры. Света еще не потеряла привлекательности, что, вероятно, и прельстило Женю, который уже сумел зарекомендовать себя ловеласом. Когда-то эта женщина, безусловно, была красива, но сейчас лицо ее исполосовали следы жизненных бурь. Держала себя Света подчеркнуто сдержанно, однако чувствовалось, что в последние годы страдания не покидают ее. Это и заинтересовало Дмитрия. Он несколько минут непрерывно разглядывал молодую женщину, которая сидела напротив, потупив глаза.

Чем дольше Дмитрий смотрел на гостью, тем более проникался ее болью, почувствовав тот редкий бессловесный контакт с совершенно незнакомым человеком, который неожиданно возник в результате безмолвного опознавания.

Видимо, поняв неприемлемость кокетства, Света обратилась к Дмитрию совершенно иным тоном.

— Вам, наверно, очень тяжело? — спросила она сочувственно.

— Привык уже, — ответил Дмитрий, почувствовав, что разговор может пойти в любопытном русле. Эта женщина сопереживала ему, или хотела сопереживать, при этом сама нуждаясь в понимании и сочувствии.

— Вам, наверно, жена приезжает помогать, — спросила Света, стараясь не придавать своим словам вопросительного значения.

— Нет, не приезжает.

— А вы женаты?

— Да, женат.

— Так почему же она не приезжает?

— Наверно, не хочет, — ответил Дмитрий подчеркнуто нейтрально.

— Как же так, ведь вам нужна помощь?

В этих словах Светы, и в том, как она их произнесла, Дмитрий уловил интонации неподдельного участия.

— Наверно, потому что не любит.

Света удивилась ответу.

— А вы ее любите?

— Люблю.

Минуту они молчали.

— Я бы никогда не бросила своего мужа в подобной ситуации, как бы к нему ни относилась, — заявила Света категорично.

— Если я буду осуждать, то, наверно, никогда не пойму мотивов ее поведения, — заметил Дмитрий. — А как вам кажется, почему женщина может так поступить?

Светлана задумалась, и, взглянув Дмитрию прямо в глаза, произнесла:

— Наверно, вы ее чем-то очень сильно обидели?

— Может быть. Хотя и не знаю, чем именно. Может быть, тем, что любил ее, тогда как она не любила меня.

Дмитрий заметил, что Свете хотя и трудно разговаривать на подобную тему, но любопытство сильнее.

— А вы верующий?

— Почему вы так считаете?

— Раз читаете Библию, значит, в бога верите.

— Наверно, не все, кто читает Библию, верят в Бога.

— А вы, верите?

— Если я верю в то, что любовь существует, значит, и в то, что Бог существует. Когда читаю Библию, то убеждаюсь, что задолго до меня люди так же, как и мы теперь, мучились, страдали и умирали. И от сознания того, что я не одинок во вселенной, мне становится легче. Даже если бы я был слепой и глухой, то все равно не смог бы не почувствовать присутствие Господа. Те, кто отрицает существование Бога, просто не понимают, что они отрицают. И вообще, глупо спорить о Боге.

— Почему?

— Потому что он есть. А тот, кто считает, что его нет, тот просто не знает, что представляет собой Бог. Ведь если Бог есть любовь, то нельзя же не верить в любовь.

— А я вот ни во что не верю.

— Такого не бывает. Мы все верующие. Только каждый верит во что-то свое. Всякий, кто задумывается над жизнью, непременно приходит к выводу, что существуют какие-то правила или определенная закономерность. Ведь без правил невозможно. Весь вопрос только, в чем они.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.