Несомненно, Сервантес не изобретает a nihilo31 по- этическую тему действительности; он просто возводит ее в классический ранг. Тема текла, как струйка воды, неуверенно обходя препятствия, виясь, просачиваясь в другие тела, пока не нашла в романе, в «Дон Кихо- те», соответствующую ей органическую структуру. Во всяком случае, эта тема имеет странную родословную. Она родилась у антиподов мифа и эпоса. В строгом смысле слова она родилась вне литературы.
Источник реализма—в стремлении человека подра- жать характерным чертам себе подобных или животных. Характерное—такой отличительный признак (человека, животного или вещи), при воспроизведении которого воскресают все остальные, быстро и выразительно пред- ставая перед нашим, взором. Однако никто не подражает ради самого подражания: стремление к подражанию, как и описанные более сложные формы реализма, не ориги- нально, не рождается из самого себя. Это стремление живет посторонней направленностью. Подражают из же- лания посмеяться. Вот искомый источник—мим. ' Вероятно, только комическое намерение способно придать действительности эстетический интерес. Это явилось бы любопытным историческим подтверждени- ем всему, что я сказал о романе.
Действительно, в Древней Греции, где поэзия требу- ет идеальной дистанции для любого объекта, который .она делает эстетическим, современные темы мы встре- чаем только в комедии. Как и Сервантес, Аристофан берет людей непосредственно с улицы и помещает их внутрь художественного произведения—для того что- бы посмеяться над ними.
* В живописи направленность реализма представлена ещё очевиднее. Рафаэль и Микеланджело пишут формы вещей. Форма всегда идеальна. Это образ прошлого или создание нашего воображения. Веласкес ищет впечатле- ния от вещей. Впечатление не имеет формы и подчеркивает материю—атлас, холст, дерево, органическую протоплазму, из которых состоят те или иные объекты.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
В свою очередь из комедии рождается диалог — жанр, которому так и не суждено было добиться само- стоятельности. Платоновский диалог также описывает реальное и также смеется над ним. Он выходит за пределы комического, только когда преследует внепо- этический—научный интерес. Вот еще один признак, который необходимо учесть. Реальное может войти в поэзию как. комедия или наука. Мы никогда не встретим поэзию реального как просто реальное.
Таковы единственные точки греческой литературы, к которым можно привязать нить эволюции романа *. Итак, роман появился на свет с острым комическим жалом. И дух и образ комического будут сопровож- дать его до могилы. Критика и насмешка в «Дон Кихоте» далеко не второстепенный орнамент. Они — органическая ткань не просто романа как жанра, но, быть может, всего реализма.
До сих пор нам никак не удавалось пристальнее взглянуть на лик комического. Когда я писал, что роман представляет нам мираж именно как мираж, слово «комедия» стало бродить вокруг острия пера, словно пес, который почуял, что его кличут. По какой- то непонятной причине тайное сходство заставляет нас сблизить мираж над выжженным жнивьем и комичес- кое в душе человека.
. История заставляет нас вновь вернуться к рассмат- риваемой проблеме. Что-то осталось неясным, что-то повисло в воздухе, колеблясь между помещением та- верны и кукольным театром маэсе Педро. И это что- то—не что иное, как воля Дон Кихота.
У нашего приятеля можно отнять счастье, но му- жество и упорство отнять у него нельзя. Пусть при- ключение—плод болезненного воображения; воля к приключению действительна и правдива. Но при- ключение—нарушение материального порядка вещей, ирреальность. В воле к приключению, в мужестве и упорстве мы наблюдаем странную двойственную природу. Два ее элемента принадлежат к противо-
* «История любви» (Erotica) происходит из новой комедия (Wilamowitz— Moellendorf.— In: Greek historical writing, 1908, p. 22—23).
РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ДОН КИХОТЕ»
положным мирам: желание реально, желаемое ирре- ально.
Эпос не знает ничего подобного. Персонажи Гомера принадлежат к тому же миру, что их желания. На- против, в романе Сервантеса изображен человек, же- лающий изменить действительность. Но разве он сам не часть той же действительности? Разве он сам не живет в ней и не является ее закономерным про- дуктом? Как то, чего нет,— замысел приключения — может править суровой действительностью, определяя ее порядок? Вероятно, никак. Безусловно, однако, в мире находятся люди, исполненные решимости не довольствоваться действительностью. Они надеются, что дела пойдут по-другому, они отказываются по- вторять поступки, навязанные обычаем и традицией; иными словами, биологические инстинкты толкают их к действию. Таких людей называют героями. Ибо быть героем—значит быть самим собой, только со- бой. Если мы оказываем сопротивление всему обу- словленному традицией и обстоятельствами, значит, мы хотим утвердить начало своих поступков внутри себя. Когда герой хочет, не предки и не современные обычаи в нем хотят, а хочет он сам. Это желание быть собою самим и есть героизм.
Я не знаю более глубокого вида оригинальности, чем эта «практическая», активная оригинальность ге- роя. Его жизнь—вечное сопротивление, обычному и общепринятому. Каждое движение, которое он дела- ет, требует от него сначала победы над обычаем, а за- тем изобретения нового рисунка поступка. Такая жизнь—вечная боль, постоянное отторжение той своей части, которая подчинилась обычаю и оказалась в плену материи.
Далее, перед лицом героизма—воли к приключе- нию—мы можем занять две позиции: либо мы броса- емся вместе с героем навстречу страданию, ибо счита- ем, что героическая жизнь имеет «смысл», либо мы слегка встряхиваем действительность, и одного этого движения вполне довольно, чтобы уничтожить любой героизм,—так прогоняют сон, толкнув спящего. Выше
XOСE OPTEГA-И-ГАССЕТ
я назвал эти два направления, в которых развивается наш интерес, прямым и опосредованным.
Следует подчеркнуть, что ядро действительности, к которому относятся они оба, одно и то же. Следова- тельно, различие состоит в нашем субъективном под- ходе к явлению. Таким образом, если эпос и роман различались по своему предмету—прошлое и совре- менная действительность,—то теперь следует прове- сти новое различие внутри темы современной дейст- вительности. Но это деление основано уже не только на предмете, но берет начало в субъективной стихии, иными словами, в нашем отношении к предмету.
Выше мы целиком и полностью абстрагировались от лиризма, который служит столь же самостоятель- ным источником поэзии, как и эпос. Не будем особен- но углубляться в сущность явления и долго рассуждать на тему о том, что такое лиризм. Всему свое время. Напомним только общеизвестную истину: лиризм— эстетическая проекция общей тональности наших чувств. Эпос не может быть радостным или груст- ным—это аполлоническое, равнодушное искусство, внешнее, неуязвимое, сплошь состоящее из форм веч- ных объектов, не имеющих возраста.
С лиризмом в искусство вторгается подвижная и изменчивая субстанция. Интимный мир человека изменялся в веках, вершины его сентиментальности иной раз устремлялись к Рассвету, а иной—к Закату. Есть времена радостные и времена печальные. Все зависит от того, представляется ли человеку оценка, которую он себе дает, положительной или нет.
Я не вижу необходимости повторять сказанное в самом начале моего небольшого трактата: независи- мо от того, служит ли содержанием прошлое или настоящее, поэзия и все искусство рассматривают че- ловеческое, и только его. Если кто-то рисует пейзаж, в нем всегда следует видеть лишь сцену, где появится человек. В таком случае нам остается сделать только один вывод: все формы искусства берут начало в раз- личных истолкованиях человека человеком. Скажи мне, как ты воспринимаешь человека, и я скажу тебе, в чем твое искусство.
И поскольку каждый литературный жанр есть до известного предела русло, проложенное каким-то ис-
РАЗМЫШЛЕНИЯ О «ДОН КИХОТЕ»
толкованием человека, нет ничего удивительного в том, что каждая эпоха предпочитает свой жанр. Вот почему подлинная литература эпохи — общая испо- ведь сокровенных человеческих тайн своего времени.
Итак, вновь возвращаясь к понятию героизма, мы обнаруживаем, что иной раз рассматриваем его непосредственно, а иной — опосредованно. В первом случае наш взгляд превращает героя в эстетический объект, который мы называем трагическим, во вто- ром— в эстетический объект, который мы называем комическим.
Бывали эпохи, которые почти не воспринимали трагическое, времена, пронизанные юмором и комеди- ей. Век девятнадцатый — буржуазный, демократичес- кий и позитивистский,— как правило, видел во всем одну сплошную комедию.
Соотношение, которое мы наметили между эпосом и романом, повторяется здесь как соотношение между расположениями нашего духа к трагедии и комедии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление