мне довелось высказать среди прочих две идеи, вторая из которых непосредственно вытекает из первой. Первая сводится к следующему: характер
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
нашей индивидуальности определяется не предста- влениями и жизненным опытом, не нашим темпе- раментом, а чем-то куда более зыбким, воздушным и изначальным. Прежде всего, в нас от природы заложена система пристрастий и антипатий. Основа ее для всех едина, и все же у каждого она — своя, готовая в любую минуту вооружить нас для выпадов pro и contra,— некая батарея симпатий и неприязни. Сердце, специально предназначенное для выработки пристрастий и антипатий,— опора нашей личности. Еще не зная, что нас окружает, мы уже бросаемся благодаря ему из стороны в сторону, от одних ценностей к другим. Этим объясняется наша зоркость по отношению к вещам, в которых воплощены близкие нашему сердцу ценности, и слепота по отношению к тем, в которых нашли отражение столь же или даже более высокие ценности, однако не затраги- вающие наших чувств.
Эту идею, аргументирование поддерживаемую ны- не всеми философами, я могу дополнить другой, до сих пор, как мне представляется, никем не выдвинутой. ' Очевидно, что при нашем тесном существовании с ближним ни к чему мы так не стремимся, как к тому, чтобы вникнуть в мир его ценностей, систему его пристрастий, а следовательно, выявить основу его лич- ности, фундамент его характера. Точно так же историк, пытающийся понять эпоху, должен прежде всего уяс- нить себе шкалу ценностей людей того времени. С дру- гой стороны, события и речи той поры, которые до нас донесли документы, будут пустым звуком, загадкой и шарадой, равно как поступки и слова нашего ближ- него, пока мы не увидим за ними в сокровенной глуби- не те ценности, выражением которых они служат. Эти глубины сердца и впрямь сокровенны, причем в нема- лой степени и для нас самих, коль скоро мы несем их в себе, а, точнее, они несут и ведут нас по жизни. Заглянуть в темные подвалы личности непросто, как непросто видеть клочок земли, на который ступает наша нога. Точно так же и зрачку самому себя не увидеть. Между тем немало жизненных сил мы тратим на разыгрывание вполне благонамеренной комедии одного актера. Мы придумываем себе черты харак- тера, причем придумываем на полном серьезе, не для
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
того, чтобы кого-то ввести в заблуждение, а для того, чтобы замаскироваться от самих себя. Актерствуя пе- ред собой, мы говорим и действуем под влиянием ничтожных побуждений, исходящих из социальных условий или нашего собственного волеизъявления и в мгновение ока подменяющих собой наше истинное бытие. Если читатель возьмет на себя труд проверить, он с удивлением — а может, и ужасом — обнаружит, что многие из тех представлений и чувств, которые он привык считать «своими», на самом деле — ничьи, ибо не зародились в его душе, а были привнесены в нее извне, как дорожная пыль оседает на путнике.
Итак, отнюдь не поступки и слова ближнего откро- ют нам тайники его души. Мы без труда манипулиру- ем своими поступками и словами. Злодей, который чередой преступлений предрешил свою участь, спосо- бен вдруг совершить благородный поступок, не пере- став при этом быть злодеем. Внимание стоит обра- щать не столько на поступки и слова, сколько на то, что кажется менее важным,— на жесты и мимику. В си- лу их непреднамеренности они, как правило, в точ- ности отражают истинную суть наших побуждений *.
Тем не менее в некоторых ситуациях, мгновениях жизни человек, не осознавая этого, раскрывает многое из своей сокровенной сути, своего подлинного бытия. И одна из них — любовь. В выборе любимой обнару- живает самую суть своей личности мужчина, в выборе любимого — женщина. Предпочтенный нами челове- ческий тип очерчивает контуры нашего собственного сердца. Любовь — это порыв, идущий из глубин нашей личности и выносящий из душевной пучины на поверх- ность жизни водоросли и ракушки. Хороший натура- лист, изучая их, способен реконструировать морское дно, с которого они подняты.
Мне могут возразить, сославшись на опыт, кото- рый будто бы показывает, что сплошь и рядом жен- щина благородных устремлений удостаивает своим вниманием пошлого и неотесанного мужчину. Думаю, что те, кто в этом уверен, являются жертвами оп- тического обмана: они рассуждают о далеком от них
* На причинах этой способности жестов, мимики, почерка, манеры одеваться, делать тайное явным я останавливаюсь в эссе «О вселенском феномене выразительности» («El Espectador», t. 7).
предмете, в то время как любовь — это тончайшая шелковая ткань, оценить достоинства которой можно только вблизи. Очень часто оказываемое внимание — чистейшая иллюзия. У истинной и ложной любви по- вадки — если смотреть издалека — весьма схожи. Од- нако допустим все же, что это действительное про- явление внимания,— что в этом случае нам следует предположить? Одно из двух: либо мужчина не столь уж ничтожен, либо женщина, на самом деле не столь высоких, как нам казалось, достоинств.
Эти соображения я высказывал неоднократно в раз- говорах или в университетских лекциях (в связи с раз- мышлениями о природе «характера») и каждый раз убеждался, что они непременно как первую реакцию вызывают протест и противодействие. Поскольку сама по себе эта идея не содержит раздражающих и навязчи- вых элементов — казалось бы, что обидного для нас в том, что наши любовные истории представляют собой проявления нашей исконной сути? — столь без- отчетное противодействие служит подтверждением ее верности. Человек чувствует себя беспомощным, за- хваченным врасплох через брешь, оставленную им без внимания. Нас неизменно раздражают попытки судить о нас по тем свойствам нашей личности, которые мы не утаиваем от окружающих. Нас возмущает, что нас не предупредили. Нам хотелось бы, чтобы нас оценивали, уведомив об этом заблаговременно и на основании нами отобранных качеств, приведенных в порядок как перед объективом фотоаппарата (боязнь «фотоэкспро- мтов»). Между тем вполне естественно, что изучающий человеческое сердце стремится подкрасться к ближне- му незаметно, застать его врасплох, in fraganti 36.
Если бы мог человек полностью подменять спон- танность волей, нам не понадобилось бы изучать под- сознание. Однако воля способна лишь приостановить на время действие спонтанности. Роль своеволия в формировании нашей личности на протяжении всей жизни практически равна нулю. Наше «я» мирится с малой толикой подтасовки, осуществляемой нашей волей; впрочем, скорее следует говорить не о подтасов- ке, а об обогащении и совершенствовании нашей при- роды, о том, что не без воздействия духа — ума и во- ли — первозданная глина нашей индивидуальности
ЭТЮДЫ О ЛЮБВИ
приобретает новую форму. Надо воздать должное вмешательству чудодейственных сил нашего духа. Но при этом желательно не поддаваться иллюзиям и не думать, что оно может иметь сколько-нибудь реша- ющее значение. Если бы его масштабы были иными, речь могла бы идти о подлинной подмене. Человек, вся жизнь которого идет вразрез с его естественными устремлениями, по природе своей предрасположен ко лжи. Я встречал вполне искренних лицемеров и при- творщиков.
Чем глубже современная психология познавала за- коны человеческого бытия, тем очевиднее становилось, что функция воли и вообще духа не созидающая, а все- го лишь корректирующая. Воля не порождает, а, на- против, подавляет тот или иной спонтанный импульс, пробивающийся из подсознания. Стало быть, осущест- вляемое ею вмешательство — негативного свойства. Если же подчас оно производит противоположное впе- чатление, то причина тому следующая: как правило, в переплетении наших влечений, симпатий и желаний одно из них оказывается тормозом для других. Воля, устраняя это препятствие, позволяет влечениям, изба- вившись от пут, раскрываться свободно и полностью. Итак, наше «хочу», судя по всему,— действенная сила, хотя его возможности сводятся к тому, чтобы подни- мать затворы шлюзов, сдерживающих естественный порыв.
Величайшим заблуждением, от Ренессанса и до на- ших дней, было думать — подобно, например, Декар- ту,— что наша жизнь регулируется сознанием, всего лить одной из граней нашего «я», подвластной нашей воле. Утверждение, что человек — разумное и свободное существо, по меньшей мере спорно. У нас и в самом деле есть разум и свобода, однако они представляют собой лишь тонкую оболочку нашего бытия, которое само по себе не разумно и не свободно. Даже идеи мы получаем уже готовыми и сложившимися в темных, бездонных глубинах подсознания. Сходным образом и желания ведут себя на подмостках нашего внутреннего мира как актеры, которые появляются из-за таинственных, зага- дочных кулис уже загримированными и исполняющими свои роли. И поэтому столь же ошибочным было бы утверждать, что человек живет сознанием, рассудком,
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
как и полагать, что театр — это пьеса, разыгрываемая на освещенной сцене. Дело в том, что, минимально управляя собой усилием воли, мы живем в целом иррационально и бытие наше, проявляясь в сознании, берет начало в скрытых глубинах нашего «я». Поэтому психолог должен уподобиться водолазу и уходить вглубь от поверхности, а точнее, подмостков, на которых разыгрываются слова, поступки и помыслы ближнего. То, что представляет интерес, скрыто за всем этим. Зрителю достаточно смотреть на Гамлета, который проходит, сгибаясь под бременем своей нев- растении, по воображаемому саду. Психолог поджида- ет его в глубине сцены, в полумраке занавесей и деко- раций, чтобы узнать, кто же этот актер, который играет Гамлета.
Вполне естественно, что он ищет люки и щели, чтобы проникнуть вглубь личности. Один из этих люков — любовь. Напрасно женщина, претендующая на утонченность, пытается нас обмануть. Мы знаем, что она любила имярек. Имярек глуп, бестактен, оза- бочен только своим галстуком и сиянием своего «Роллс-Ройса».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление