Платону нравится утверждать, что живопись—это форма немоты. Поэзия высказывается, живопись мол- чит. Но поскольку, с другой стороны, живопись нам представляет сам объект, а не словесную ссылку на него, как делает поэзия, постольку нет другого искус- ства, в котором явленное и умалчиваемое больше про- тивостояли бы друг другу. Как следствие—зритель обычно удовлетворяется тем, что дает картина, и на этом все заканчивается. Нет другого искусства, кото- рое в такой мере побуждало бы к пассивному созерца- нию его творений.
Эта немота, вообще свойственная живописи, более явно ощущается у Веласкеса. Итальянское искусство было постоянным прогрессом стиля, а стиль, деформи- рующий изображаемое по своей прихоти, накладывает на картину отпечаток постоянного присутствия автора, совершившего деформацию. Например, картины Эль Греко—непрестанное отражение его личности. На хол- сте Эль Греко мы прежде всего видим самого Эль Греко. Итак, стиль—это исповедь и в этом смысле как бы стремление что-то нам сказать. Но Веласкес представ- ляет нам объект таким, каков он есть. Сделав последний мазок, художник уходит и оставляет нас с теми сущест- вами, которых он увековечил. В этом особый шик
Веласкеса—его отсутствие в картине. Шик, состоящий в том, чтобы «не присутствовать», не вмешиваться.
Если прибавить, что Веласкес избегает придавать своим персонажам выражение каких-либо эмоций — единственное нарушение этого правила в «Христе, при- вязанном к колонне»21,— будет понятно, почему мы перед его картинами застываем, словно парализован- ные, не вступая в диалог с холстом, лицом к лицу и наедине с этими существами, порой вселяющими в нас. робость, ибо нам кажется, что они смотрят на нас.
И однако каждая картина возникает из неких глу- бинных предпосылок, таящихся в душе художника. Сам факт, что он предпочитает одни сюжеты и отвер- гает другие, уже изобличает особый образ мыслей и чувств, не выраженный в картине прямо, но спрятан- ный за нею, предваряющий ее. В большинстве случаев запас идей, которые дают нашему художнику направ- ление и движут им, не пробуждает нашего любопытст- ва, ибо его творчество находится в русле своей эпохи и с очевидностью показывает, что подразумеваемые идеи—это ходячие идеи того времени. Однако взятое в целом творчество Веласкеса слишком необычно, и мы не можем не заинтересоваться, что же стоит за его картинами и что, предваряя их, творилось в его душе.
Известно его понимание живописи, подтверждение которого не составляет труда, настолько оно прямоли- нейно, постоянно и ригористично. Когда он начинал, завистники упрекали его, что он пишет только пор- треты. Им невдомек было, что Веласкес произведет первую великую революцию в западной живописи и что эта революция будет состоять именно в том, что вся живопись станет портретом, то есть индивидуали- зацией объекта и моментальностью изображенной сце- ны. Портрет, понятый в таком обобщенном смысле, утрачивал свое традиционное узкое значение и превра- щался в новое отношение к изображаемому и в новую миссию, возложенную на искусство живописца.
Впрочем, этим еще не определялось, кого будет изображать Веласкес. Но обозначенное им как «дейст- вительность, живущая в умах» является собранием существ, которых ни с кем не спутаешь и которые врезаются в вашу память с отчаянной энергией. Тут нельзя поставить с ним рядом никакого другого ху-
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
дожника, и в сознании Запада Веласкес прежде всего и больше всего творец своего, особого мира. Добавим, что его мир в основном состоит из чудовищ или по меньшей мере из уродов.
Думаю, невозможно, да и не следует избегать воп- роса, почему творчеству Веласкеса присущ столь не- обычный характер, причем так явно выраженный. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. В самом деле, было лишь игрой случая, что в то время, когда единственной обязанностью Веласкеса было пи- сать портреты королевской семьи, ни король, ни коро- лева Марианна Австрийская, ни инфанты Мария Тере- са и Маргарита не отличались приятной наружностью. Королева Изабелла Бурбонская была красива, но она почему-то,— быть может, потому, что Веласкес был призван в Мадрид ненавистным ей графом-герцогом Оливаресом,—уклонялась от того, чтобы он ее напи- сал22. О холсте, в котором ныне кое-кто склонен усмат- ривать ее портрет, можно сказать, что неясно, принадле- жит ли он кисти Веласкеса, и также неясно, изображает ли он королеву. Донья Марианна Австрийская была немолодая женщина с нарумяненными щеками и некра- сиво выпуклым лбом, утопавшая в огромных платьях доведенной до безобразия баночной моды. Филипп IV хотя и отличался изящной фигурой, однако его голову, вероятно, было ужасно трудно писать не только из-за невыразительности черт лица, но из-за странной формы лба. Никто еще не обратил внимания, что, за одним . лишь исключением, во всех тридцати четырех портретах короля, указанных в каталоге Куртиса, его лицо изобра- жено в три четверти и с правой стороны. Исключение открывает нам причину. Это знаменитый портрет «Ла Фрага»23, единственный, где Филипп изображен в воен- ном костюме,—кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире. Тут мы видим, что левая половина его * лба была чрезмерно выпуклой и искажала пропорции
лица.
Только три члена королевской семьи обладали при- ятной наружностью, и Веласкес охотно писал их пор- треты: рано умерший инфант дон Карлос; кардинал- инфант*, вскоре удаленный из Испании графом-гер- цогом, и принц дон Бальтасар Карлос, которого Вела- скес не раз и с удовольствием изображал.
17 Заказ № 1435 513
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Не повезло Веласкесу также с самой главной персо- ной в государстве,— с его покровителем. Граф-герцог Оливарес был почти чудовищно безобразен: огром- ного роста, тучный, с вдавленным основанием носа. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. В особом введении к серии пор- третов графа-герцога кисти Веласкеса будет сказано подробнее о том, как художник решал проблему, кото- рую представляла собою эта трудная модель.
Иногда случай бывал более благосклонен. Ведя сложную политическую игру, посещает Мадрид герцог де Модена. У него было великолепное, мужественное лицо, и Веласкес не упускает возможности создать один из замечательнейших портретов в истории живописи.
Однако если вычесть привнесенное случаем в круг Веласкесовых моделей, остается еще немало, и в этом остатке преобладают весьма жалкие человеческие осо- би—безумные, карлики, шуты, бродившие по двор- цовым покоям. Совершенно очевидно, что Веласкесу нравилось писать портреты подобного сборища недо- человеков. Добро бы, можно было обнаружить в его произведениях стремление компенсировать уродство и униженность этих созданий, придавая им красивые, благородные лица,—тогда бы нечего было особенно удивляться. У придворных художников—у Моро, у Санчеса Коэльо—было традицией писать портреты шутов Алькасара, хотя до Веласкеса никто не делал этого столь часто. Однако ни о какой компенсации тут нет и речи. Женских портретов у Веласкеса очень ма- ло—так мало, что сохранилось всего два, да и то членов его семьи: выполненный без какого-либо блеска портрет жены25 и предполагаемый портрет дочери26.
Исходя из этого, мы склонны подозревать в Веласке- се такие чувства и мысли о жизни, которые для человека того времени удивительны. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. Возможно, именно эта сторона его творчества могла.бы сегодня особенно заинтересовать новые поко- ления художников, столь упорно старающихся показать безобразную изнанку ковра, именуемого жизнью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление