КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация физической культуры и спорта. Чикуров 2 страница
Сложившаяся в тот период организационная структура управления в России не носила централизованного характера, хотя такие попытки и предпринимались. С 1913 г. проводилась паспортизация спортивных организаций (кружков, обществ, клубов и т.п.) с целью создания централизованных органов управления в губерниях. На 1 января 1915 г. в 63 губерниях (из 126 имевшихся в России)насчитывалось 1266 спортивных обществ и организаций, в том числе в Московской губернии - 47. Например: Раменский кружок спорта (1911 г.), Люберецкий кружок спорта (1912 г.), Малаховский кружок спорта и др.
После октябрьских событий 1917 г. процесс становления органов управления физической культурой и спортом в СССР проходил в четыре этапа.
Первый этап (1917-1923 гг.). В 1918 г. для руководства физическим воспитанием и военным обучением был создан Всевобуч (всеобщее военное обучение). Он объединил разрозненные гимнастические и спортивные организации и направил их деятельность на подготовку молодежи к военной службе. Этой организации было предписано заниматься руководством спортивными клубами и обществами, осуществлять государственное руководство физической культурой и спортом. В 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан на правах совещательного органа Высший совет физической культуры. Всевобуч и комсомол провели значительную организационную работу по созданию новых физкультурных обществ -«Муравей», «Спартак», «Красный молодняк» и т.д., по вовлечению населения, особенно молодежи, в занятия физическими упражнениями.
В 1922 г. в связи с предстоящим реформированием органов Всевобуча была проведена широкомасштабная акция по созданию новой физкультурной организации под названием «Российский союз красных организаций физической культуры», которая должна была выполнять функцию центрального органа управления физической культурой в стране. Но V съезд комсомола (1922 г.) не поддержал эту идею.
Второй этап (1923-1930 гг.) характеризуется тем, что Президиум ВЦИК в июне 1923 г. учредил Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) на правах постоянной комиссии. На основании этого решения были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик. Основная их задача - осуществлять координационную работу всех ведомств и организаций по вопросам развития ФКиС. В 1923 г. было создано общество «Динамо», опыт работы которого во многом определил будущее и физкультурно-спортивных организаций профсоюзов, и различных отраслевых ведомств.
В 1930 г. ЦИК СССР признал работу в области физической культуры делом государственной важности. Был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Данный этап характеризуется повышением значимости физической культуры и спорта в жизни общества; созданием предпосылок для образования общегосударственного органа управления физической культурой; организацией физкультурно-спортивных обществ.
Третий этап (1930-1948 гг.) характеризуется усиливающейся ролью государственного органа в управлении развитием физической культуры и спорта. В 1936 г. при Совнаркоме СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. С точки зрения создания организационных основ управления этот период был наиболее продуктивен: создан государственный общесоюзный орган управления физической культурой и спортом; такие же государственные органы появились в республиках и областях; были образованы массовые добровольные спортивные общества (ДСО) профсоюзов и промкооперации, а также физкультурно-спортивные общества по отраслевому признаку; физкультурные кружки были преобразованы на производственной основе в коллективы физической культуры (КФК), которые надолго стали первичной основой советской системы физической культуры.
Государственные органы управления стали нести ответственность за создание материально-технической базы физкультурного движения, за научно-методическое, кадровое и нормативно-программное обеспечение отрасли. Именно в эти годы появился комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), спортсмены вышли на международную арену и стали во многих видах спорта сильнейшими в мире. В этот период началось создание советской системы физкультурного образования и научного обеспечения отрасли. Активизировалась работа по пропаганде физической культуры, строительству новых спортивных сооружений и развитию отечественной спортивной индустрии. Четвертый этап (1948-1991 гг.) характеризуется выходом советских спортсменов на официальные международные соревнования и вхождением страны в международное спортивное сообщество - в том числе в МОК. Во многом это предопределило роль и место центральных органов управления, научную работу и подготовку кадров. В 1959 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были упразднены Комитеты по физической культуре и спорту, а руководство физической культурой в стране передано в руки общественности - Союзу спортивных обществ и организаций СССР. Это решение затормозило развитие спорта, физической культуры (Власов А.А., 1994). С другой стороны, оживилась работа в общественных физкультурно-спортивных организациях, повысился интерес населения к выполнению функций общественных тренеров, судей, инструкторов по спорту и т.д. При министерствах стали создаваться Советы содействия развитию ФКиС, возглавляемые, как правило, заместителями министров.
Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР представлена в табл.1
Таблица 1
Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР с 1918 по 1991 г.
После 1991 г. цели, задачи, структура центрального органа управления отраслью в Российской Федерации менялись неоднократно, как, впрочем, и название организации (табл.2).
Таблица 2
Эволюция федерального органа управления физической культурой и спортом в Российской Федерации
В СССР ведущая роль принадлежала государственным организациям системы Комитета по физической культуре и спорту, которые функционировали во всех регионах страны. Им подчинялись все физкультурно-спортивные организации вне зависимости от ведомственной принадлежности. Отраслевые министерства и ведомства имели в своей структуре специальные подразделения (комитеты, отделы, секторы и др.), которые занимались развитием физической культуры и спорта в отрасли. В МВД, КГБ работа проводилась государственно-общественным физкультурно-спортивным обществом «Динамо». Массовая физкультурно-спортивная работа в городах и сельской местности велась профсоюзными добровольными спортивными обществами. В армии существовали многочисленные спортивные клубы во главе с ЦСКА.
Изменение социально-экономического строя привело к структурной перестройке. Начало реформированию управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта положили Указы Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» и «О Всероссийском олимпийском комитете», принятые в начале 1990-х годов. В соответствии с ними начали строиться новые управленческие отношения, для дальнейшего формирования которых важное значение имело принятие «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993). Именно в этом документе впервые на законодательном уровне было введено разграничение компетенции в области ФКиС между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации.
Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте (1999) узаконил разграничение управленческой компетенции между государственными органами управления ФКиС и общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Действующий ныне Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в декабре 2007 г. В нем по-новому регулируются вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области ФКиС. В документе детально прописываются полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. После принятия закона 2007 г. законотворческая работа по совершенствованию системы управления отраслью продолжалась. Например, в 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором затрагивались и вопросы управления физической культурой и спортом на федеральном уровне.
В результате реформ появились новые организации с несвойственными периоду социализма отношениями, формами и методами работы, юридическим статусом и другими отличительными чертами и характеристиками. Правопреемникам союзного органа управления физической культурой и спортом стали свойственные иные функции, главные из которых - выработка политики в области ФКиС, планирование и координация работы. Система профсоюзных организаций физической культуры и спорта смогла сохранить лишь те организации, которые приспособились к новым экономическим условиям или сохранили право получать дотации. В то же время спортивные федерации, союзы, Олимпийский комитет России стали самостоятельными организациями, во многом утратив при этом финансовую поддержку со стороны государства. Появились коммерческие организации с новым организационно-правовым статусом в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.
1.4 Классификация организаций системы физической культуры и спорта
Физкультурно-спортивные организации и их разнообразная деятельность составляют систему физической культуры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появлению большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных организаций нужно исходить из того, что в системе отраслей народного хозяйства физическая культура и спорт является отраслью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудование, занимается ремонтом и строительством спортивных сооружений.Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:
- они несохранимы и одновременны - не воспользовавшись услугой в определенное время, ее невозможно повторить (время спортивных соревнований, занятий и т.д.);
- они неосязаемы - так как до пользования нельзя судить о качестве услуги;
- они разнородны - уровень услуги, ее оценка и качество в разное время может быть различной, к тому же многое зависит от психологии и индивидуальных качеств и особенностей клиента.
Третья группа организаций оказывает услуги по управлению. Организации данной группы разнятся по своим полномочиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В определении подходов к классификации следует учитывать реальную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР.
Критериями классификации спортивных организаций в современных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.
1. По принадлежности различают: государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название); ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.); общественные - спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества; общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.); частные организации - профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.
Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового законодательства, социально-экономического положения корректировались их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) - могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.
Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.
В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.
Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156.(С введением в действие в 2001 г. «Временной инструкции по отражению в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об оказании платных услуг населению», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 3 декабря 2001 г. № 92, данная Инструкция была отменена. В новой инструкции нет упоминания о платных услугах в сфере физической культуры и спорта.)
В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:
- стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;
- стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;
- плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуги по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;
- плата населения за пользование спортивным оборудованием, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений.
2. По характеру отношений организации делятся на профессиональные и любительские.
К первым относятся те, что имеют постоянство целей и профессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положением, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, приказами, инструкциями.
Любительские организации, в отличие от профессиональных, управляются на общественных началах. Возможно наличие профессионального работника с управленческими функциями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и регламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность - носить постоянный характер.
3. По основным источникам получения средств организации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие исмешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности - получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.
К некоммерческим организациям (Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта могут существовать в следующих организационно-правовых формах: учреждение, фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, ассоциация (союз), государственная корпорация, общественная организация и др.) относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 3.
Таблица 3 Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
Поясним отдельные источники финансирования организаций этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спортивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция - вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличие от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.
Группа некоммерческих спортивных организаций включает и первичные физкультурно-спортивные организации, получающие средства от профсоюзов. К ним относятся коллективы физической культуры (КФК), спортивные клубы предприятий, секции, группы, команды по видам спорта, туризму и др.
Группу смешанных организаций составляют те, бюджет которых складывается из дотаций, субсидий от государственных, ведомственных и других организаций и средств, которые зарабатываются собственной хозяйственной деятельностью с помощью маркетинга. В эту группу, например, входит Олимпийский комитет России, часть спортивных федераций, союзов и ассоциаций профсоюзов, спортивные и профессиональные клубы коммерческого спорта. Организации физкультурно-спортивной направленности могут функционировать в установленных Гражданским кодексом организационно-правовых формах.
Вопросы и задания для самоконтроля: Какие три смысловых значения являются определяющими для понятия организация? Какие основополагающие позиции обуславливают характер и структуру систем управления? Основные характерные особенности, определяющие организацию. Что такое организационная структура? Какие основные виды организационных структур применяются? По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в нашей стране до 1992 г.? Четыре этапа становления органов управления физической культурой в СССР. Эволюция центральных органов управления. Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физической культурой и спортом? Классификации спортивных организаций по принадлежности. Классификации спортивных организаций по характеру управленческих отношений. Классификации спортивных организаций по источнику получения средств.
2. Современная система организации физкультурно-спортивной направленности. Hits: 21340
2.1 Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
Многообразие форм верховной власти проявляется в наличии двух ветвей организационной структуры управления - законодательной и исполнительной и в разветвленности исполнительной власти.
К структуре законодательной власти в области физической культуры и спорта относится Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации. Важнейшее направление деятельности Комитета - совершенствование законодательства по развитию физической культуры и спорта в стране.
Основным содержанием этой деятельности является:
- конституционное, административное, гражданское законодательство в части, касающейся физической культуры и спорта;
- разработка законодательных актов по вопросам использования государственного бюджета, формирования федеральных целевых программ развития массовой физической культуры и спорта, оздоровления населения Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;
- регулирование деятельности физкультурно-спортивных объединений спортивно-оздоровительной направленности, олимпийского и паралимпийского движения и т.п.
Эффективность профильного законодательства обусловливается прежде всего отражением в нем:
- целей и задач физического воспитания и спорта;
- организационной структуры спортивного движения в стране и разграничения полномочий между государственными и общественными организациями, отвечающими за спорт;
- ответственности государства за развитие физического воспитания и спорта, принципов государственной политики в области спорта, мер государственной помощи в его развитии.
Исполнительная ветвь управления (см. рис. 1) выражена в разнообразии организационно-правовых форм: государственной, общественной и общественно-государственной. Причем государственная форма имеет как органы непосредственного управления (министерство спорта и система органов управления спортом на местах), так и опосредованного (ряд отраслевых министерств).
Рис. 1. Современная структура управления российским физкультурно-спортивным движением
Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спорта, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Кроме того, на государственном уровне также активно занимаются вопросами спорта и физического воспитания граждан отраслевые министерства и ведомства. Это прежде всего министерства образования, обороны, внутренних дел и министерство по чрезвычайным ситуациям. Данные федеральные органы управления имеют в своей структуре подразделения, ведущие разработку государственно-отраслевых программ по физическому воспитанию и спорту и организующие обязательные формы физической подготовки с работающими в отрасли.
Следует учитывать, что на основании Федерального договора (по Конституции Российской Федерации) верховной властью на своих территориях наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органы управления физической культурой и спортом республик в составе России, краев, областей, автономных образований. В соответствии с федеральным законодательством о разграничении полномочий сегодня они сами - ни что иное, как верховные органы государственного управления физической культурой и спортом на своей территории.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также отраслевые министерства непосредственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации. Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие решения по вопросам развития физической культуры и спорта.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |