КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация физической культуры и спорта. Чикуров 7 страница
Особенности и социальные функции профессионального коммерческого спорта
У профессионального спорта в США, отмечаются особенности, присущие этому явлению:
- ориентация на развитие тех видов спорта, которые приносят или могут принести коммерческий успех;
- создание и поддержание на соревнованиях атмосферы высокой конкуренции;
- формирование спортивной элиты в каждом виде спорта;
- наличие эффективной и постоянно совершенствующейся системы социальной защиты спортсменов;
- экспансия американского профессионального спорта в другие страны мира.
Несмотря на процесс профессионализации мирового спорта, олимпийский спорт и профессиональный коммерческий остаются обособленными явлениями. Первый существует и развивается по собственным законам самого спорта, имеет задачу достижения подлинно рекордных результатов и остается сферой максимального выявления человеческих возможностей.
Профессиональный коммерческий спорт функционирует и развивается не только по законам спорта, но и «по закономерностям своего рода бизнеса, организуемого на «спортивном материале». Главная особенность профессионального коммерческого спорта заключается в том, что он является и спортом и бизнесом. Поэтому субъекты коммерческого спорта находятся в условиях, когда на первое место ставится задача устойчиво демонстрировать зрелищно эффективные действия, а тренировочный процесс подчиняется решению этой задачи. Специфика профессионального коммерческого спорта диктует отличия по таким критериям, как: целевые установки организаторов соревнований и спортсменов; источники финансирования; социальные функции; субъект управления; условия спортивной деятельности; уровень спортивных достижений; мотивация спортсменов и др.
Эти и другие критерии позволили разделить современный спорт на: массовый, олимпийский, коммерческий спорт (Пилоян Р. А.); оздоровительный, соревновательный, зрелищный спорт; спорт для всех, организованный, профессиональный (Гуськов СИ.), массовый, полупрофессиональный, профессиональный (Коренберг В.Б.), любительский и профессиональный, народный, любительский, профессиональный (коммерческий) (Пономарев Н.И.). Существуют как иные точки зрения (Матвеев Л.П., Фомин Ю.А. и др.), так и различные термины («большой» спорт, спорт высших достижений, супердостиженческий, профессионально-коммерческий спорт и др.). Отличия профессионального коммерческого спорта от спорта высших достижений можно разделить на две группы, условно обозначив первую как общие отличия, а вторую как специфические.
К числу первых относятся:
- выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований;
- ориентация на развитие тех видов спорта, которые могут принести максимальные прибыли владельцам;
- функциональная ориентация, направленная в первую очередь в сторону зрелищности и рекламы, приятного досуга зрителей и болельщиков;
- создание системы соревнований, направленной не столько на превышение спортивных достижений, сколько на использование достигнутого мастерства в условиях жесткой конкуренции;
- источники финансирования;
- правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения субъектов, социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение спортсменов);
- создание объединений клубов (лиг, союзов и т.п.), задача которых не только проведение соревнований, но и отстаивание общих экономических интересов;
- вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты).
Ко второй группе следует отнести:
- отличия в календарях соревнований в сторону большей продолжительности и насыщенности;
- формирование спортивной элиты, поскольку популярность и посещаемость соревнований напрямую связана с выступлением в них звезд мирового уровня;
- отличия в классификации спортсменов. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, их стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.;
- отличия в правилах соревнований, направленные в сторону усиления зрелищности и контакта соперников;
- особенности тренировочного режима, которые обусловлены лимитом времени для тренировок;
- отличия в соотношении подготовительной и соревновательной деятельности.
В последнее время в России появились спортсмены, пытающиеся совместить выступления в коммерческом и некоммерческом спорте. Перед ними возникают проблемы, связанные с указанными выше отличиями. В частности, как утверждает профессор Л.П. Матвеев, появляется проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в том и другом разделах спорта. По свидетельству известного ученого, эти попытки чаще всего оказываются крайне неудачными.
К числу специфических особенностей бизнеса в сфере зарубежного профессионального спорта, часть из которых в последние годы становится все в большей степени присуща и российскому спорту, относятся:
- клубы являются партнерами по совместному бизнесу. Команды, объединенные в лигу, не заинтересованы в финансовом крахе конкурентов, т.к. это отражается на экономическом положении всех участников;
- создание системы драфта, основная задача которой поддержание конкурентоспособности всех членов лиги;
- отсутствие свободного рынка рабочей силы;
- законодательная и финансовая поддержка государством и местными органами власти (снижение арендной платы, налоговые скидки и т.п.);
- большое значение телевидения в финансовом обеспечении команд и лиг, высокая стоимость прав на телепоказ;
- право команд на территорию, которую предоставляет лига.
В других сферах деятельности бизнесмены стараются продать как можно больше своих товаров, стремясь при этом вывести из бизнеса конкурентов. В сфере профессионального коммерческого спорта команды являются партнерами в бизнесе, и владельцы не заинтересованы в том, чтобы их соперники были слабыми, ибо пропадет зрелищность матчей, а это приведет к потере денег. Не менее важным являеся и предоставление командам права на прием новых членов в лигу и распределение между командами доходов от продажи прав на трансляцию игр.
Отмеченные выше особенности профессионального коммерческого спорта определяют и его функции в обществе. В теоретическом аспекте этот вопрос особенно актуален для отечественного спорта, который на протяжении длительного времени, согласно коммунистическим догмам, решал две главные задачи: подготовка к труду и к военной службе. Ясно, что профессиональный коммерческий спорт далек от решения этих задач. Вместе с тем он играет весомую роль в обществе, которое заинтересовано в его развитии, свидетельством чему является поддержка со стороны государственных структур.
Не существует единого мнения относительно функций профессионального коммерческого спорта. Некоторые авторы акцентируют внимание на одних функциях, другие - видят иные. Имеет место и деление функций на общие и специфические. Такой подход нам видится более правильным.
К общим имеет смысл отнести функции, которые «частично принадлежат профессиональному спорту и более фундаментально реализуются другими сферами человеческой деятельности». К их числу относятся: оздоровительная, воспитательная, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная. С.И. Гуськов, анализируя этот вопрос, кроме перечисленных выше упоминает и другие функции: соревновательную, развлекательную, социального объединения и контроля, пропаганды и закрепления основных ценностей общества.
Часть общих функций (в первую очередь оздоровительная, воспитательная и образовательная) присуща всем разделам спорта. Более того, они в большей степени могут быть реализованы в массовом спорте. В профессиональном коммерческом спорте наиболее отчетливо выражены зрелищная и рекламная функции.
С позиций экономической науки факторами, активно влияющими на развитие экономики, являются: политика государства (законодательство, налоги, ограничение монопольных тенденций), занятость населения, конкуренция, внешнеэкономические и внешнеполитические факторы, новые технологии, эффективность производства, курс национальной валюты и другие, среди которых, конечно, нет места спорту. Коммерческий спорт, существующий в условиях рыночной экономики, сам полностью зависит от уровня ее развития и является следствием, а не причиной (катализатором) развития экономики.
К специфическим функциям относятся функции коммерческого спорта, которые проявляются непосредственно в занятиях им или в процессе потребления его как зрелища. Речь идет о таких функциях, как: социально-эмоциональная, развлекательная, объединительная, политическая, моделирования поведения, поддержания надежды, индивидуализации, отвлечения от повседневных проблем и интеграции. Американские исследователи приписывают профессиональному спорту и такие функции, как: поддержание стабильности, «клапан безопасности», «модель» для воспитания других членов общества.
Для профессионального коммерческого спорта характерно большое разнообразие и многоплановость, которые определяют его функциональные качества. К их числу, помимо указанных выше, профессор В.И. Жолдак относит:
- развитие и демонстрацию высших физических и психических способностей и возможностей человека;
- предоставление социально ориентированной программы для молодежи;
- удовлетворение потребности широких слоев населения в публичных зрелищах, общении и совместных эмоциональных переживаниях;
- возможность сплоченности определенных социальных общностей;
- открытие возможностей для осуществления специальной деятельности профессиональных атлетов;
- обеспечение рабочими местами людей, причастных к спорту (тренеров, психологов, врачей, массажистов, менеджеров). Развития мирового профессионального спорта
80-90-е гг. XX столетия внесли коррективы в управленческие отношения международных и национальных спортивных организаций, в государственную политику отдельных стран в отношении профессионального спорта. Произошла переоценка его роли и места в обществе. Изменилось толкование понятий «любитель» и «профессионал». Многие страны, на протяжении длительного времени негативно относившиеся к профессиональному спорту, и в первую очередь бывшие социалистические, начали развивать отдельные его виды.
Среди наиболее важных тенденций развития профессионального спорта последних двух десятилетий является его выход за национальные и региональные рамки, т.е. интернационализация. С одной стороны, она проявляется через создание международных спортивных организаций профессионального спорта, а с другой - через размывание национальных границ отдельных стран политикой крупных профессиональных спортивных организаций (НХЛ, НБА и др.).
Влияние на ускорение этого процесса оказал распад социалистической системы и начавшиеся экономические преобразования в бывших соцстранах. Интернационализация спорта оказывает воздействие и на деятельность международных федераций. В частности, речь идет о трансформации систем соревнований, появлении новых, привлекательных для зрителей, телевидения, бизнеса, турниров международных федераций по баскетболу (ФИБА), волейболу (ФИВБ), легкой атлетике (ИААФ), футболу (ФИФА, УЕФА), хоккею (ИИХФ) и др.
После решения МОК о допуске профессионалов на Олимпийские игры ФИБА в круг своих интересов включила профессиональный баскетбол, установив тесные контакты с НБА. При совместном участии этих организаций в 1988 г. была создана Мировая баскетбольная ассоциация, объединившая 7 североамериканских и 8 европейских команд. В 1997 г. ФИБА вместе с президентами ведущих европейских клубов учредили Евролигу, а в 1999 г. состоялся первый чемпионат Северной баскетбольной лиги (СБЛ), победителем которой стал литовский «Жальгирис». Развитие европейского профессионального баскетбола идет в направлении создания лиги, способной составить конкуренцию НБА.
Для этого ФИБА в 1999 г. было принято решение об отмене квот на легионеров. Несмотря на возражения Европейской конференции ФИБА против открытия национальных границ и полной свободы перемещения баскетболистов из клуба в клуб, это решение с определенными оговорками было оставлено в силе. Его принятию не помешали возражения делегатов из «небогатых» стран (России, Литвы и Израиля), которые высказывались за то, чтобы был сохранен лимит - 2 легионера неевропейского гражданства (понятно, что речь идет о баскетболистах США).
В 2004 г. Совет международной федерации хоккея (ИИХФ) принял решение о проведении с 2005 г. соревнований на первенство Европейской лиги чемпионов по аналогу футбольного турнира. Право участвовать в хоккейной Лиге чемпионов получили чемпионы пяти лучших европейских стран (согласно рейтингу ИИХФ) и команда - хозяйка турнира или та, которую федерация сама выберет.
Несмотря на то что отдельные организации профессионального спорта в целях укрепления авторитета и прежде назывались всемирными, а свои соревнования именовали как чемпионаты мира, это не отражало реального положения. Однако к началу 80-х гг.XX в. действительно стали появляться международные организации профессионального спорта. В первую очередь это касается тенниса, бокса, баскетбола, велоспорта, гольфа и других коммерческих видов спорта.
Интернационализация мирового профессионального спорта, хотя проявляется в разной степени в отдельных видах, имеет воздействие на все виды коммерческого спорта. Особенно ярко эта тенденция проявилась с начала 1990-х гг. Например, в 1990 г. была образована Международная федерация профессионального велоспорта (ФИСП), вошедшая в состав Международного союза велосипедистов. Через несколько лет ФИСП имела более 30 коллективных членов, в нее входило около тысячи профессиональных гонщиков. В 1991 г. была образована Мировая лига по американскому футболу, в которую вошли 6 американских и 4 европейские команды из Италии, Германии, Англии, Испании.
Выход профессионального спорта за национальные рамки потребовал создания новых подразделений внутри профессиональных лиг и ассоциаций, связанных с проведением международных программ, и в первую очередь с маркетингом на европейском и азиатском рынках. Это касается таких крупных объединений, как НФЛ (американский футбол), ГБЛ (бейсбол), НБА (баскетбол), НХЛ (хоккей).
Первенство в области спортивного международного маркетинга в сфере профессионального коммерческого спорта принадлежит американскому адвокату М. Маккормаку, который еще в 1960 г. создал первую в мире антрепренерскую фирму International ManagementGroup (IMG). Доходы организации позволили ее основателю войти в группу наиболее известных людей, внесших вклад в развитие профессионального спорта. Фирма Маккормака взяла на себя финансовые, организационные, юридические и другие проблемы многих звезд. Сотрудничество профессионалов маркетинга и профессионалов спорта оказалось выгодно обеим сторонам: гонорары спортсменов и доходы фирмы росли. К концу столетия IMG стала одним из лидеров в области спортивного бизнеса, указав дорогу и другим компаниям. В настоящее время в сферу коммерческих интересов фирм подобного рода входят представительство спортсменов, маркетинг и проведение крупных соревнований, создание спортивных телевизионных программ.
Тенденция интернационализации переплетается, дополняется и усиливается процессом коммерциализации и американизации мирового профессионального спорта, а также стремительного его развития. Эта тенденция во многом способствовала признанию профессионального спорта составной частью современного международного спортивного движения. Процесс коммерциализации мирового спорта можно проследить на примере легкой атлетики, в короткое время ставшей коммерческим видом спорта.
До избрания П. Небиоло президентом Международной федерации (1981 г.) годовой бюджет IAAF был очень незначительным. Взятый курс на коммерциализацию заметно увеличил доходы федерации. В середине 1980-х гг. была организована серия коммерческих стартов, получивших название «Гран-при IAAF». До этого календарь крупных соревнований был ограниченным: сильнейшие легкоатлеты встречались на Олимпийских играх, континентальных и национальных первенствах и появившихся в 1983 г. чемпионатах мира.
Коммерциализация потребовала увеличения числа турниров, вызывающих интерес у публики, телевидения, спонсоров. Участвующие в соревнованиях «Гран-при» «звезды» стали получать гонорары и премии за победы и призовые места как на отдельных турнирах, так и по итогам всей серии. К середине 1990-х гг. общий призовой фонд «Гран-при» составил 2,24 млн долл.
Крупные компании оказались заинтересованы в коммерциализации легкой атлетики. Федерация стала продавать права на телетрансляции соревнований, возросли доходы и от рекламы. Коммерциализация потребовала уплотнения календаря соревнований. С 1991 г. чемпионаты мира стали проводиться не раз в четыре, а раз в два года. С середины 90-х гг. была организована серия коммерческих турниров Golden Four, победители четырех соревнований которой делили между собой 20 кг золота. В 2000 г. эта серия, включающая уже 7 турниров, была переименована в Golden League, а сумма призовых составила 1 млн долл.
В 1994 г. штаб-квартира IAAF переехала в Монте-Карло и расположилась в двух особняках, переданных ей в пользование на 99 лет принцем Монако Альбертом за плату в 1 долл. в год. С 1998 г. были введены официальные призовые деньги на чемпионатах мира (за первое место-50 тыс., за второе - 30 тыс., за третье - 20 тыс. долл.). Бюджет федерации к 2000 г. составил 2 млрд долл.
Коммерциализация профессионального спорта значительно усилилась в последнюю четверть XX столетия. Наглядно это проявилось в футболе. С 1974 г. по 1998 г. во главе ФИФА находился Ж. Авеланж, который, воспользовавшись объективными процессами развития мирового профессионального спорта, способствовал превращению футбола в коммерческое предприятие.
Для этого потребовалось прекратить европейский диктат в мировом футболе, развить футбол в странах третьего мира, увеличить представительство этих стран. В короткие сроки число членов ФИФА достигло 206. Руководство ФИФА выступило за реорганизацию чемпионатов мира, что в итоге вылилось в увеличение числа участников в финальной части чемпионатов сначала с 16 до 24, а затем и до 32 команд. Была проведена реорганизация соревнований для юношей и женщин.
В настоящее время продолжается коммерциализация мирового футбола. ФИФА пообещала заплатить каждой из 32 сборных, добившихся права играть в финальном турнире чемпионата мира 2006 г. в Германии, по 10,37 млн швейцарских франков (8,21 млн долл.). Таким образом, сумма вознаграждения для команд, прошедших сквозь сито отборочных матчей, увеличится на 38% по сравнению с первенством мира-2002. Руководство федерации выступает за пересмотр сложившейся структуры соревнований: чемпионаты мира предлагается проводить не раз в четыре, а каждые два года. При этом должно возрасти и количество игр клубов за сезон.
Долгое время власти европейских стран противились коммерциализации футбольных клубов. К примеру, в Испании только в этом тысячелетии было разрешено размещать акции клубов на бирже. Подобные ограничения существовали и на родине футбола в Англии, что сдерживало интерес инвесторов к этой игре. Только в 1991 г. один из ведущих английских клубов «Манчестер Юнайтед» добился специального разрешения и разместил свои акции на фондовой бирже. А уже в 2000 г. цена контрольного пакета акций клуба перевалила за 1 млрд долл.
Стремительное развитие профессионального спорта во многом его преобразило. Например, в середине 1990-х гг. средняя посещаемость футбольных матчей в Англии составляла около 26 000 болельщиков, а ведущий спортивный канал страны «Скай Спорт» показывал в прямой трансляции 40 матчей за сезон (в воскресенье днем или в понедельник вечером). К 2004 г. среднее число зрителей на матчах превысило 35 000 человек, наполняемость стадионов достигла 95%, а канал «Скай Спорт» стал транслировать в прямом эфире 138 из 380 матчей, причем в отдельные субботы до трех матчей.
Прогресс профессионального спорта оказал значительное влияние на заработки спортсменов. В том же английском футболе в 2004 г. ведущие игроки стали получать до 100 тыс. фунтов стерлингов в неделю, что всего десять лет назад равнялось среднегодовой зарплате большинства футболистов премьер-лиги. В канадском хоккее до 1987 г. только У. Гретцки имел зарплату около 800 тыс. долл в год, а к середине 1990-х гг. несколько десятков хоккеистов перешагнули миллионный рубеж. Повышение заработной платы, превращение профессионалов в ряде стран в элиту, значительное изменение их материального положения и социального статуса позволяют говорить о тенденции усиления совместных коммерческих интересов хозяев клубов и самих спортсменов. Тот же У. Гретцки стал совладельцем профессиональной хоккейной команды НХЛ «Койоте».
Стремительный рост зарплаты профессиональных спортсменов потребовал ответных мер со стороны спортивных функционеров. В ноябре 2002 г. Генеральная ассамблея ведущих футбольных клубов Европы приняла решение о введении ограничений на зарплату игроков. С 2005 г. отчисления на зарплату не должны превышать 70% финансового оборота клуба. Эта мера должна если не сократить выплаты футболистам, то по крайней мере приостановить их рост. Она касается всех клубов Европы, фонд зарплаты которых превышает 30 млн евро.
На мировой профессиональный спорт заметное влияние оказывает спортивная американская культура вплоть до изменения правил проведения соревнований и перенесения сроков региональных турниров. Например, поскольку баскетбольные женские чемпионаты Европы по срокам проведения почти совпадали с первенством женской НБА, то в январе 2000 г. ФИБА было принято решение проводить первенства континента не в мае - июне, а в сентябре. Спортивная американская культура воздействует и на развитие спорта в России.
Для развития мирового профессионального спорта характерна тенденция усиления сотрудничества спорта и телевидения, которая проявляется в нескольких аспектах. Телевидение платит большие деньги за право показа соревнований и требует от их организаторов уступок в свою пользу вплоть до изменения правил их проведения. Например, правила, утвержденные ФИБА в 2000 г., явно составлены в пользу телевидения: увеличилось число тайм-аутов до пяти, добавлены паузы для телевизионной рекламы. 5.4. Национальные особенности профессионального спорта
Особенностью развития профессионального спорта на национальном уровне является усиление роли государства в вопросах правового регулирования. Во многих странах это привело к принятию законов, где весьма заметна роль государства. Значительное удорожание стоимости профессиональных клубов объективно привело к возникновению новой тенденции: изменению формы их собственности. Все чаще владельцами зарубежных команд становятся не частные лица, а крупные корпорации или акционерные общества.
Устойчивое экономическое положение профессионального спорта возможно только при постоянном поиске новых источников финансирования. Эта тенденция находит свое отражение в увеличении числа маркетинговых исследований, в усилении коммерческой деятельности команд, в расширении лиг, появлении новых объединений и видов спорта, избравших коммерческий путь развития. Примером сказанного может служить деятельность менеджеров английского клуба «Манчестер Юнайтед», которые разработали проект (2004 г.), цель которого -получение прибыли от трансляции домашних матчей через Интернет на сайте клуба.
За прошедшее десятилетие профессиональный спорт приобрел тенденцию к глобализации, дальнейшему усилению коммерциализации, популярности, активно используя для этого средства массовой информации. Спорт становится все более элитарным.
Таким образом, тенденциями развития мирового профессионального коммерческого спорта являются следующие:
- интернационализация;
- коммерциализация и американизация;
- усиление сотрудничества спорта и телевидения;
- усиление роли государства в вопросах правового регулирования;
- увеличение заработков профессионалов;
- усиление совместных коммерческих интересов хозяев клубов и спортсменов;
- изменение формы собственности клубов и команд; - постоянный поиск новых источников финансирования. 5.б Организационно-управленческие аспекты развития профессионального коммерческого спорта Hits: 6728
5.5. Становление российской модели профессионального коммерческого спорта.
Становление профессионального коммерческого спорта в России опирается на мировой опыт, и в первую очередь США и стран Европы. Мировая практика развития профессионального спорта строилась с учетом законов экономической эволюции, в ходе которой формировались нынешние управленческие отношения.
Исторически сложились два основных подхода к развитию профессионального спорта: коммерческо-константный и коммерческо-ротационный. Основу первого, характерного для США, составляет стремление к максимальным доходам, при этом спортивная деятельность и ее результаты рассматриваются как средство достижения прибыли.
Второй подход характерен для Европы, где спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения бизнеса. Объективные процессы, сопровождающие развитие спорта, требуют поиска новых моделей, способных более результативно служить интересам общества. Однако существуют примеры, когда коммерческий принцип проведения соревнований одерживает верх и в Европе. Но и в США, которые могут служить образцом реализации первой модели, государство внимательно следит за развитием профессионального спорта, уделяя ему большое внимание. 5.5.1. Характеристика американской и европейской моделей развития профессионального спорта
Характеризуя американскую модель, остановимся на основных тенденциях ее развития. Дело в том, что, если будущее американского спорта в большей степени зависит от состояния внутреннего рынка, социальных ценностей, изменений, происходящих в стране, то будущее европейского и российского спорта во многом зависит наряду с другими факторами и от влияния американского профессионального спорта.
Устойчивое положение профессионального спорта в США базируется на высоком спросе на его продукт - зрелище. Если вид спорта становится убыточным, то он прекращает существование как профессиональный. Зрелище - продукт деятельности всех команд лиги. Поэтому клубы, ведя жесткую борьбу на площадке, в спортивном бизнесе являются партнерами. Одна из основных задач лиги -уравновешивание сил соперников, поскольку появление суперклуба означает снижение посещаемости матчей. Известны случаи, когда владельцы лиг шли на кардинальные меры вплоть до роспуска сильнейшей команды, если она начинала побеждать с очевидным преимуществом (хоккей, 1920 г.).
Задачу постоянного уравновешивания спортивных сил и финансовых возможностей клубов решает система драфта, препятствующая появлению одного или нескольких суперклубов. В американском футболе за право обладания Суперкубком борются команды, представляющие не только крупные города, но и другие регионы страны. Например, постоянное «выравнивание» финансовых и спортивных возможностей команд позволило клубу «Грин Бэй Пэккерз» из маленького города бороться и даже выиграть Суперкубок по американскому футболу в 1998 г.
Успех в профессиональном американском спорте тесно связан с размерами прибыли. Но спортивные сооружения, на которых клубы проводят матчи, имеют различную пропускную способность, популярность вида спорта и команды в разных городах различны, столь же неадекватны и телерынки. Таким образом, команды изначально поставлены в разные условия, и потенциально кто-то из них может разориться. Это, в свою очередь, ударит по финансовому положению остальных клубов, т.к. нарушится календарь, снизится количество игр в сезоне, создастся опасный прецедент. Чтобы не допустить этого, лиги установили принцип распределения доходов от продажи билетов, а также равномерно делят между командами деньги от телеконтрактов, подписанных лигой.
Для американской модели профессионального спорта, насчитывающей более сотни лет, характерен ряд признаков. Речь идет о бюрократизации, проявляющейся в том, что участники спортивного бизнеса (владельцы, менеджеры, спортсмены, тренеры) в большей степени заинтересованы в сохранении существующего положения дел, чем в поиске и дальнейшем развитии.
Владельцами команд все чаще становятся корпорации, в том числе связанные с производством сигарет, спиртных напитков, а также со средствами массовой информации. К числу тенденций развития американской модели отнесем усиление роли телевидения, как в финансировании спорта, так и в воздействии самого телевидения на профессиональный спорт, а также и усиление внимания к правовой и социальной защищенности спортсменов, развитие профсоюзного движения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |