КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В механизме защиты прав человека
Необходимость судебного толкования права От теоретического представления об истоках и природе прав человека зависит решение многих относительно частных вопросов, Если понимать права человека только как «естественные притязания», «свойства», «потребности» человеческого существа, отрицая их обязательное государственное санкционирование, то следует с равным основанием признать, что в случае нарушения прав человека субъект-нарушитель также действует в соответствии со своими естественными качествами и наклонностями. Таким образом, нарушение прав человека, по сути, предстает как столкновение частных воль, конфликт естественных притязаний, который не может быть решен иначе как в соответствии с формулой Т. Гоббса: «Война всех против всех». Напротив, если руководствоваться так называемым «позитивистским» подходом к правам человека как к юридическим возможностям («дозволениям»), закрепленным в официальных текстах, то Лицо, чьи права оказались нарушенными, может попытаться восстановить их самостоятельно или прибегнуть к помощи существующих для этой цели социальных институтов. Однако в любом случае им необходимо сверить свои действия с общезначимым социальным стандартом коллективного происхождения, выражающимся в системе правовых норм. В этом заключается природа защиты субъективных прав и ее отличие от защиты личных интересов. Защита интересов сама по себе не предполагает, что интерес отвечает каким-либо объективным требованиям и критериям; защищаться могут и асоциальные, осуждаемые обществом интересы. Достаточно лишь, чтобы носитель интереса полностью или частично его осознавал и располагал необходимыми возможностями для осуществления своей воли. Иная ситуация складывается, если интересы и потребности человека в той или иной мере признаются обществом в качестве существенных, общественно весомых, приемлемых или даже насущных, необходимых, подлежащих безоговорочному признанию. В этом случае субъект может при ущемлении своего интереса в большей или меньшей степени рассчитывать на поддержку со стороны общества. Но для этого требуется дополнительное условие: недостаточно заявить о своем интересе, следует также обосновать его перед обществом. Фактически заинтересованное лицо, чтобы получить защиту, должно продемонстрировать, что его потребности соответствуют нормативной системе данного социума. В зависимости
соответствующие притязания, их защита может носить моральный, религиозный, политический, экономический или какой-то иной характер. Специфика правовой защиты состоит в том, что она предоставляется лишь тем социальным интересам, которые легализованы Положение о текстуальной природе права в современной науке практически не встречает существенных возражений. Представление о праве как особом языковом феномене может стать исходным и при решении вопросов, касающихся механизма защиты прав человека. Рассматривая право как коммуникативную систему, мы можем констатировать, что вся деятельность управомоченных субъектов, органов власти и общественных организаций по защите прав и свобод человека представляет собой не что иное, как общение, обмен информацией, облеченной в языковую форму. Именно языковые средства позволяют заинтересованному лицу заявить о нарушении его права и добиться соответствующей реакции от представителей
общества. В свою очередь, правозащитные органы пользуются именно языковыми способами воздействия в той мере, в какой они остаются в юридическом поле[188]. Основная же отличительная особенность правовой реальности по сравнению с иными многообразными видами социальной коммуникации состоит именно в том, что общение субъектов опосредовано официальными нормативными текстами. Участники правовых коммуникаций вынуждены постоянно обращаться к этим текстам, черпая оттуда речевые и поведенческие модели для своего взаимодействия. Соответственно, наиболее характерная черта юридической процедуры как социальной коммуникации заключается в том, что она на всех своих этапах требует от субъектов изучать нормативные тексты и выявлять их смысл для того, чтобы действовать соответствующим образом. Герменевтическая философия права при исследовании судебного процесса ставит во главу угла именно его интерпретационную составляющую. Так, согласно концепции П. Рикера, основная социальная ценность правосудия выражается в том, что благодаря особым технологиям интерпретации и аргументации достигается перевод социального конфликта из плоскости насилия в сферу языка. С этой точки зрения нарушение прав человека может рассматриваться как особая разновидность социального (юридического) конфликта. Происходит столкновение двух или более интересов, как минимум один из которых, по мнению его носителя, является социально значимым и юридически обеспеченным. Конфликт начинается с того, что субъект распознает те или иные действия другого лица в качестве необоснованного препятствия к реализации своего субъективного права. Но дальнейшее развитие конфликта через простое противоборство его участников — не тот путь, который является желательным с точки зрения социума, организованного В случае с юридическим конфликтом основным ограничителем выступают правовые нормы, содержащиеся в официальных текстах. Так как не существует механизмов, позволяющих в полном объеме устранить конфликтность (например, гарантированно предотвратить нарушения прав человека), то остается лишь выработать такие процедуры, сценарии протекания конфликтов, при которых угроза социальному порядку была бы сведена к минимуму. В частности, это достигается путем описывания возможных путей развития конфликта в юридических текстах, которые должны приниматься конфликтующими сторонами в качестве руководства к действию; при нарушении этих правил конфликт утрачивает правомерный характер, становится противоправным и влечет применение мер государственного принуждения. Следовательно, исходя из герменевтического подхода, основное содержание механизма защиты прав человека, как и разрешения юридических конфликтов в целом, — это постоянная правовая оценка жизненных обстоятельств на основании установленных нормативных стандартов, имеющих текстуальный характер, т. е. перевод фактически происходящих социальных явлений в речевую форму. В правоведении подобного рода познавательная процедура носит название юридической квалификации. Юридическая квалификация представляет собой своеобразное подведение жизненной ситуации под правовую норму, включая выяснение того, какие обстоятельства являются юридически значимыми, под действие какой нормы или норм они подпадают и как их следует оценивать с точки зрения права — как законные или противоправные, поощряемые или наказуемые и т. п. Ясно, что для проведения этой процедуры необходимой составляющей выступает интерпретация соответствующего нормативно-правового текста, потому что именно он является критерием определения юридической значимости тех или иных социальных фактов. Как справедливо подчеркивает А. В. Поляков, «ни одно законодательное установление (директива, приказ), существующее в знаковой форме (вне знаковой, текстуальной формы его существование невозможно), не может иметь правового смысла без воспринимающего Говоря о месте судебного толкования прав в механизме защиты прав человека, следует прежде всего различать толкование в двух смыслах: как деятельность субъектов по раскрытию смысла правовой нормы и как результат этой деятельности, выражающийся Если обратиться к толкованию права как особой познавательной деятельности, осуществляемой носителями судебной власти, и попытаться определить ее место в ранее предложенной модели правозащитного механизма, то обнаруживаются как минимум три момента, когда механизм защиты прав человека для своего дальнейшего функционирования требует осуществления юридической интерпретации. Во-первых, толкование необходимо для определения самого содержания тех субъективных прав, которые подлежат защите. Дело Установление точного содержания прав человека связано не только с учетом его индивидуального социального положения. Сами формулировки законодательных актов, закрепляющих права и свободы человека, известны своей широтой, нередко декларативностью Толкование, проводимое на этой стадии правозащитного механизма, может носить как официальный, так и неофициальный Суд занимается толкованием норм, устанавливающих права человека, в том случае, если нарушение субъективных прав лица стало предметом судебного разбирательства, т. е. если самозащита В частности, подобные вопросы регулярно становятся предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. Решая вопрос о наличии или отсутствии нарушений прав человека Например, в своем постановлении от 20 февраля 2006 г. по делу о проверке конституционности ст. 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Заявители по данному делу оспаривали конституционность положения ст. 336 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии Таким образом, перед Конституционным судом возник вопрос, каково конкретное содержание права на судебную защиту, а точнее — относится ли к содержанию этого права возможность подачи кассационной жалобы лицами, не участвующими в деле? Проанализировав эту проблему, суд пришел к выводу, что «отсутствие у лиц, Сложность состоит в том, каковы пределы компетенции суда Отметим уверенность западных ученых в том, что «активистская» позиция суда в отношении прав человека является безусловно приемлемой. Что касается российской правовой системы, то в ней Во-вторых, толкование права необходимо для того, чтобы установить наличие или отсутствие нарушения прав человека. Сама В данном отношении следует разделять два вида судебного познания: установление фактических обстоятельств дела и их правовая оценка. Как отмечал Гегель, «в деле осуществления права как применения закона к отдельному случаю различаются две стороны: во-первых, знание характера случая в его непосредственной единичности — существует ли договор и т. п., совершено ли нарушающее права действие и кто его совершил… во-вторых, подведение
данного случая под закон, восстанавливающий права, в уголовном праве сюда относится и наказание. Решения по этим двум сторонам — различные функции»[193]. В данном случае предметом толкования выступают нормы, В результате сопоставления фактов, подвергаемых правовой оценке, с нормативно установленным образцом суд должен прийти к аргументированному выводу, действительно ли имело место нарушение прав человека. В случае отрицательного решения правозащитный механизм по конкретному случаю прекращает свое действие за отсутствием фактических оснований. Часто суду приходится обращаться к нормам, определяющим права и обязанности предполагаемого нарушителя, так как может оказаться, что деяния, которые представляются «пострадавшей» стороне посягательством на ее права, в свою очередь, являются вполне допустимым способом реализации прав иного лица. Если речь идет о нарушении прав человека государством, его органами Так как права лиц, чьи действия становятся предметом судебного разбирательства, могут вытекать из различных положений законодательства и даже из разных нормативно-правовых актов, то суд в результате их толкования может прийти к выводу о наличии конкуренции или коллизии правовых норм. Общая модель поведения суда в такой ситуации предусмотрена в ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам Например, определением кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 15 мая 2003 г. было отменено решение Верховного суда РФ и вынесено новое решение, которым признан недействующим и не подлежащим применению п. 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. № 605. Этим пунктом, как решил Верховный суд РФ, было ущемлено право граждан, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, представлять для получения российского паспорта фотографии с изображением анфас в головном уборе. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Верховный суд счел, что норма инструкции Министерства внутренних дел РФ, требующая предъявлять для паспорта фотографию без головного убора, посягает на право граждан действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Таким образом, суд подверг толкованию понятие «действовать В-третьих, толкование права необходимо для того, чтобы определить круг возможных мер, которые являются юридически допустимыми и применимыми для защиты нарушенного права с учетом особенностей конкретной ситуации. Если лицо решает отстаивать нарушенные права путем самозащиты, то оно должно соблюсти основное требование: его действия, направленные на защиту своих прав, не должны быть запрещены законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). Если же речь идет о судебной защите прав и свобод (т. е. именно о той ситуации, когда непосредственно осуществляется судебное толкование права), то предметом толкования прежде всего становятся собственные полномочия суда, т. е. суд определяет, каков его «коридор возможностей» — какие варианты решения он может принять в рамках закона, чтобы обеспечить защиту нарушенных прав человека. Различие между интерпретационной деятельностью при самозащите и при судебной защите состоит главным образом в следующем: гражданин должен убедиться лишь в том, что избранные им меры защиты не являются юридически запрещенными, т. е. прямо не противоречат положениям действующего законодательства. Что касается суда, то он вправе совершать лишь такие властные действия, которые непосредственно отнесены к его компетенции, потому что он действует не в общедозволительном, а в разрешительном режиме, на основе принципа «разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом». Следует заметить, что эта часть интерпретационной деятельности осуществляется судом не на заключительном этапе правозащитного механизма, а параллельно с юридической квалификацией или даже ранее, так как суд прежде всего должен определить, правомочен ли он вообще принимать какие-либо меры к защите субъективного права в подобных случаях. Первоочередное значение в качестве объекта толкования, безусловно, здесь имеют положения о подсудности. В связи с тем, что каждый судебный орган имеет более или менее четко очерченный круг дел, которые он рассматривает, при поступлении нового дела Если суд принимает дело к своему рассмотрению, т. е. признает себя правомочным принимать по нему решение, то следующая интерпретационная процедура — это определение на основании толкования закона тех вариантов судебного решения, которые могут быть вынесены по данному делу. Например, если Конституционный суд приходит к выводу, что закон, примененный в том или ином случае, нарушает конституционные права человека, то соответствующее законодательное положение признается не подлежащим применению, фактически утрачивает юридическую силу. Однако при этом Конституционный суд не может принять решение по существу того конкретного юридического дела, в рамках которого применялся неконституционный закон. Напротив, если суд общей юрисдикции при разбирательстве дела обнаружит, что применяемый закон противоречит Конституции РФ, он не может самостоятельно дезавуировать данный закон, а должен обратиться за разрешением этого вопроса в Конституционный суд РФ (постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации)[194]. Кроме того, в практике судам часто приходится интерпретировать не только собственные полномочия, но и компетенционные нормы, определяющие круг возможностей иных правозащитных органов. В частности, предметом рассмотрения высших судебных инстанций неоднократно становились дела, связанные с определением полномочий уполномоченных по правам человека, в том числе регионального уровня. Например, 6 декабря 2006 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело Пунктом 3 ч. 1 ст. 15 данного краевого закона уполномоченный по правам человека при реализации своих полномочий наделяется правом обращения в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. В соответствии со ст. 17 закона края, по вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории края, руководителями общественных объединений. Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими законодательству и недействующими п. 3 ч. 1 ст. 15 (в части слов «суд»), ст. 17 (в части слов «организаций независимо от организационно-правовых форм Решением Хабаровского краевого суда от 26 сентября 2006 г. В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе Законодательной думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не нашла. В силу п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» следует, что уполномоченный по правам человека имеет право обращаться в суд от своего имени с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления Доводы представителей Законодательной думы Хабаровского края — норма п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона края «Об уполномоченном Вместе с тем требования прокурора о признании противоречащей законодательству и недействующей ст. 17 (в части слов «организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории края, руководителями общественных объединений») Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» по тем основаниям, что в нарушение требований гражданского законодательства данная норма является вмешательством во внутреннюю деятельность хозяйствующих субъектов и общественных объединений, обоснованно признаны не подлежащими удовлетворению. Уполномоченный по правам человека, как видно из содержания ст. 17 Закона края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае», наделен правом безотлагательного приема в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории края, руководителями общественных объединений именно по вопросам своей деятельности, т. е. по вопросам содействия гражданам в защите их прав Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» ч. 1
При этом, по мнению суда, субъект РФ, установив в ст. 17 право уполномоченного по вопросам своей деятельности пользоваться безотлагательным приемом, не вторгся в компетенцию федерального законодателя. Итак, судебный орган, участвующий в защите прав человека, осуществляет процедуру толкования права по меньшей мере трижды. Суд интерпретирует смысл норм, закрепляющих те субъективные права, которые предполагаются нарушенными; интерпретирует нормы, устанавливающие права и обязанности предполагаемого нарушителя; интерпретирует нормы, определяющие его собственную компетенцию. От результата толкования напрямую зависит окончательный исход правозащитного процесса. Выяснение фактических обстоятельств дела (по выражению Гегеля, «знание характера случая в его непосредственной единичности»), по сути, сводится к тому, действительно ли имели место те действия, о которых заявляет управомоченное лицо. Если это подтверждается и если проделанное толкование права показало, что субъективное право действительно существует, что выявленные акты препятствуют его реализации, что для этого нет правовых оснований и что суд располагает властными полномочиями для устранения этих препятствий, Выше речь шла в основном о роли, выполняемой судебным толкованием в рамках его практической функции. Однако этим миссия судебного толкования права в механизме защиты прав человека Результат толкования, таким образом, способен существенно перерастать и «переживать» то юридическое дело, в связи с которым проводилось данное толкование. Акт официального нормативного толкования, содержащий в себе разъяснение тех или иных положений законодательства, связанных с правами человека, сохраняется как составная часть общего механизма защиты этих прав и образует элемент его нормативно-правового основания. Текст нормативно-правового акта, подвергшийся официальному толкованию, с этого момента не может пониматься и применяться иначе, чем в том смысле, который был выявлен и закреплен в интерпретационном документе. Следовательно, независимо от того, признается ли формально интерпретационный акт самостоятельным источником права, фактически он становится необходимым дополнением к основному Более того, акт толкования в ряде случаев может распространять свое действие не только на ту область, в отношении которой он первоначально был вынесен. Как известно, существует феномен «прецедента толкования», при котором интерпретация юридического текста, предложенная судом, может в последующем быть применена к аналогичным случаям. Так, Конституционный суд РФ в своих постановлениях излагает так называемые «правовые позиции», т. е. суждения общего характера, которые вырабатываются им при анализе конкретных положений законодательства, но имеют более широкую сферу действия Нормативное толкование, исходящее от других высших судебных инстанций (Верховного суда, Высшего арбитражного суда) формально такими свойствами не обладает и относится строго к тем правовым нормам, в связи с которыми оно было дано. Однако это не препятствует нижестоящим судам пользоваться этими разъяснениями как прецедентом толкования, применяя их в рамках аналогии права (закона). Что касается актов казуального судебного толкования (т. е. сформулированного не в общем виде, а применительно к конкретным Интересно в этой связи следующее суждение Г. Т. Ермошина: «Наиболее эффективным, на наш взгляд, является пассивное воздействие судебных актов на поведение субъектов правоотношений. Суть его заключается в том, что публичное принятие судом своего решения по одному дискретному конкретному правовому спору является сигналом для всех правоприменяющих органов и субъектов правоотношений о том, как в дальнейшем будут толковаться судом в схожих спорах соответствующие правовые нормы и фактические обстоятельства. Не творя новой нормы права в прямом смысле этого слова, суд предопределяет поведение субъектов, ориентируя их на то, как в случае аналогичного спора он будет его разрешать. И в этом, пассивном по сути своей предопределении Кроме того, акты судебного толкования в механизме защиты прав человека часто выполняют также познавательную (доктринальную) функцию, потому что становятся неотъемлемой составной частью общего представления о правах человека, их содержании, способах защиты и т. п. В частности, интерпретационная деятельность Конституционного суда РФ в силу своего высокого научного уровня фактически составляет основной источник современной российской концепции прав и свобод человека.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |