КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И интерпретационной политики
Понятия интерпретационной техники Прав и свобод человека И политика в сфере защиты
Как уже отмечалось, механизм защиты прав и свобод человека имеет инструментальный характер, что вообще свойственно всем правовым и иным социальным механизмам. Это открывает возможность для своеобразного технологического понимания всех входящих в него элементов, не исключая и толкование права. Любая юридически значимая деятельность государственных Одним из первых термин «юридическая техника» стал употреблять Р. фон Иеринг (наиболее обстоятельно этот вопрос изучен им Иеринг использует понятие «юридическая техника» в двояком значении — субъективном и объективном. «В первом смысле я подразумеваю под выражением «техника» то юридическое искусство, задачу которого составляет формальная отделка существующего правового материала в изложенном выше понимании, словом — технический метод; во втором смысле — осуществление этой задачи в самом праве, т. е. соответствующий технический механизм права»[225]. Заметим, что в конце XIX—начале XX в. вопросы правореализации вызывали у юристов гораздо больший интерес, чем проблемы правотворчества. «Юристу мало приходилось соприкасаться с процессом создания новой юридической нормы»[226]. В результате этого понятие «юридическая техника» оказалось связанным в первую очередь с практикой реализации правовых норм. Под юридической техникой, таким образом, Иеринг и некоторые другие авторы Впоследствии, приблизительно с 50-х гг. ХХ в., с понятием юридической техники происходит смысловая метаморфоза, и оно начинает практически полностью отождествляться с техникой правотворчества. Немалую роль в этом сыграла классическая монография А. А. Ушакова «Очерки законодательной стилистики», в которой юридической техникой называется система правил правотворчества[228]. С. С. Алексеев, правда, обращал внимание на необходимость выделения не только правотворческой техники, но и техники правоприменения, однако в целом он определял юридическую технику как «совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства»[229]. Позже был сформулирован более перспективный в научном смысле подход к юридической технике как к элементу любой целенаправленной и систематически осуществляемой юридической деятельности[230]. Он предполагает выделение в структуре юридической техники таких разделов и подразделов, как правотворческая, правореализационная, интерпретационная, правосистематизирующая, судебная, следственная, прокурорская техника и др. Место техники толкования права (интерпретационной техники) По нашему мнению, методологически неверно включать интерпретационную технику в состав техники правоприменения, потому что толкование активно используется не только в процессе правоприменения, но и в правотворчестве[234]. Вопрос о том, можно ли считать технику толкования самостоятельным разделом юридической техники, является дискуссионным, так как чаще всего использование интерпретационной техники подчинено целям правотворчества либо правоприменения. С другой стороны, существуют акты официального толкования права, структура и логика построения которых отличается рядом существенных особенностей. Представляется, что специфика интерпретационной юридической деятельности выражена в достаточной степени, чтобы говорить о наличии соответствующей техники. Особенность интерпретационной техники определяется прежде всего ее целью — направленностью на получение знания о смысле юридического текста. Поэтому, если законодательная техника по своей природе — это техника творчества, синтеза, то интерпретационная техника — Таким образом, интерпретационная юридическая техника — это система средств и способов, направленных на выяснение смысла правовых норм. Как отмечает А. Подгурецкий, проводя различие между техникой и методом, «если метод содержит в себе весьма общее сообщение о соответствующем способе действия, который может привести к достижению намеченных результатов в самых различных случаях, то техника — это обычно сообщение о том, как можно достичь то же самое в четко определенных случаях»[235]. Если учесть, что само толкование права традиционно предстает как двуединый процесс, объединяющий в себе, с одной стороны, понимание смысла права как внутренний мыслительный процесс Техника уяснения права базируется главным образом на использовании имеющегося набора приемов толкования. Под приемом (способом) толкования обычно имеется в виду некоторая технологически обособленная группа операций по работе с интерпретируемым текстом. Предполагается, что умелое комбинирование и корректное использование нужных приемов с высокой степенью гарантии обеспечивает достижение необходимого результата. Однако приемы не решают проблемы целеполагания, т. е. не дают ответа Чаще всего технику толкования права ограничивают именно используемыми приемами уяснения. Это представляется не совсем корректным, так как остается без внимания вторая составляющая процесса толкования, а именно разъяснение. Вполне очевидно, что получение знания о смысле текста и доведение этого знания до окружающих — два различных по своему содержанию вида интеллектуальной деятельности, предполагающие разный характер решаемых технологических задач. При разъяснении, в частности, имеет значение не только корректность проведенного текстуального анализа, но и форма построения объяснения, его доступность, убедительность и т. п. По существу, к задаче познания смысла юридического текста добавляется другая задача — составление нового текста, который смог бы оказать ожидаемое воздействие на своего адресата. Поэтому следует выделять также технику разъяснения права, основным элементом которой являются способы аргументации, т. е., по существу, риторические приемы. В этом контексте можно говорить, например, о юридической «топике» как совокупности устойчивых опорных конструкций, позволяющих давать обоснование юридической интерпретации[236]. Недооценка риторического аспекта толкования права чревата негативными последствиями, в особенности если речь идет об официальной интерпретационной деятельности органов власти. Действительно, отсутствие убедительной аргументации либо ее недостаточность могут вызывать у общества подозрения, что предлагаемые варианты толкования являются чисто произвольными либо обусловлены эгоистическими интересами самих интерпретаторов, что не способствует легитимации принимаемых решений. Впрочем на практике при анализе актов официального толкования права достаточно сложно отделить риторические приемы Если техника толкования права охватывает собой набор приемов и средств, образующих инструментарий интерпретационной деятельности, то возникает вопрос, каковы цели и задачи этой деятельности, так как в сфере права совершенно бесцельных и спонтанных действий не совершается. За рамками интерпретационной техники, таким образом, остается процесс целеполагания, определения принципиальных направлений и приоритетов толкования права. Здесь, как представляется, возможно использование еще одного выражения — «интерпретационная политика». Интерпретационная политика, очевидно, представляет собой часть общей правовой политики государства. Последняя обычно определяется как «деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества В качестве основных принципов правовой политики чаще всего выделяются следующие: социальная обусловленность; научная обоснованность, реалистичность; устойчивость и предсказуемость; Современная научная литература по вопросам правовой политики достаточно богата[240], однако в ней отсутствует единство мнений относительно такого явления, как интерпретационная политика. Одни авторы (например, А. В. Малько) однозначно указывают Возможно, применительно к правовой политике всего государства подобного рода сомнения имеют некоторый смысл. Однако, как представляется, наличие интерпретационной политики как относительно локального феномена в рамках судебной власти может быть оспорено в значительно меньшей степени. Действительно, Интерпретационная политика, вырабатываемая высшими судебными инстанциями, выражается не только в актах нормативного толкования права, но и в индивидуальных решениях по конкретным делам. Кроме того, не исключено и формирование интерпретационной политики регионального масштаба, что особенно проявляется Кроме того, в современных условиях важным субъектом интерпретационной политики становятся международные судебные органы, в частности Европейский суд по правам человека, чьи решения нередко становятся ориентирами в процессе толкования права высшими судебными органами России. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов Существование судебной интерпретационной политики не противоречит принципу независимости суда и его подчинения только закону. Дело в том, что подчинение закону не является чем-то элементарным и само собой разумеющимся. Чтобы адекватно реализовать предписание закона, необходимо верно понимать его смысл, Основными приоритетами интерпретационной политики сегодня, с нашей точки зрения, должны стать: обеспечение верховенства буквального толкования права, недопустимость произвольного (без достаточных оснований) расширительного и ограничительного толкования; обеспечение доступности и ясности интерпретационных документов; совершенствование разъяснительной (мотивировочной) части интерпретационных актов, повышение степени их убедительности. Использование буквального толкования права, с нашей точки зрения, в наибольшей степени коррелирует с принципом законности, потому что ограничительное и расширительное толкование Конституционным судом Российской Федерации неоднократно подчеркивалась особая значимость ясности и определенности Как представляется, из этой правовой позиции можно сделать следующий вывод: только неопределенность и расплывчатость правовой нормы дают основание для такого ее толкования, которое Еще одно немаловажное направление развития судебной интерпретационной политики в сфере защиты прав человека — это совершенствование аргументации судебных решений. Как отмечает, Действительно, обращает на себя внимание тот факт, что различные виды актов судебного толкования в неодинаковой степени оснащены аргументацией. Например, постановления Конституционного суда содержат в своем составе обширную мотивировочную часть, в которой излагается ход рассуждений, приводящих суд В определенной мере, как представляется, это обусловлено процедурой принятия решений, потому что в Конституционном суде Российской Федерации моделируется состязательный судебный процесс, где решение выносится на основе взвешивания доводов сторон; в пленумах же Верховного и Высшего арбитражного судов скорее практикуется некий аналог парламентского законотворчества, в силу чего обоснование принятого решения остается за рамками итогового документа, как и в случае законодательного процесса. Тем не менее видится необходимым в рамках судебной интерпретационной политики стремиться к тому, чтобы все решения Таким образом, считаем возможным и необходимым подчеркнуть, что судебное толкование права имеет несколько аспектов, которые обычно не разграничиваются, а именно: 1) техника уяснения правовых норм, т. е. набор приемов 2) техника разъяснения правовых норм, т. е. совокупность тех способов аргументации, которые применяются судьей при составлении интерпретационного акта для доведения выявленного смысла правовой нормы до сведения адресатов; 3) политика судебного толкования, т. е. система установок стратегического характера, лежащих в основании интерпретационной деятельности суда.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |