Самостоятельной дидактической проблемой и источником распространенного типа трудностей, сопровождающих изучение психологических дисциплин, является процесс овладения учащимися (студентами, слушателями) понятийно–терминологическим аппаратом психологии. Для облегчения ориентации в этом аппарате, включающем в свой состав слова общеупотребительной лексики и сугубо специальные термины, представления, стихийно генерируемые сознанием, и понятия, сформировавшиеся в рамках различных научных школ и направлений, чисто технические наименования и метафоры, опирающиеся на различные смысловые коннотации, целесообразно использовать специальные дидактические средства. В данном случае в качестве такого рода средств выступают вербально–геометрические высказывания, использованные в § 2.2 для систематизации отраслей психологического знания. В целом применительно к решению задачи анализа понятийно–терминологического аппарата научной дисциплины принципиальное значение имеют следующие четыре положения. 1. Положение о стратифицированности языка, согласно которому в лексиконе общеупотребительного или специального (профессионального) языка могут быть выделены отдельные страты, ранжированные по частоте употребления находящихся на этой страте слов. При этом число слов, располагающихся на определенной страте, пропорционально рангу страты: чем выше частота употребления, тем меньше слов входит в эту страту. Справедливость этого положения подтверждают и некоторые модели, описывающие механизмы организации языковой памяти человека. Так, согласно В.А.Ганзену, в составе общеупотребительного (общенационального) языка могут быть выделены восемь страт, исчерпывающих весь его лексический фонд. Все это указывает на возможность выделения в составе целостного и относительно замкнутого лексикона небольшого числа ядерных семантем, характеризующихся наибольшей частотой употребления. Предварительным шагом на пути их экстрагирования (выделения) может служить помимо данных о частотности слов в тех или иных текстах сопоставление оглавлений систематических курсов психологии. Произведенные оценки, как правило, приводят к спискам, включающим 15 – 20 терминов. В качестве одного из вариантов подобного списка может быть указан, например, следующий: ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление, воля, чувства, эмоции, темперамент, характер, способности, навыки, умения, сознание, личность. Несмотря на небольшой размер списка, трудности возникают уже при попытках разъяснения содержания соответствующих понятий: содержание (смысл) таких широко употребимых слов представляется само собой разумеющимся, но его вербализация оказывается субъективно затруднительной. Объективно трудности проявляются в большой вариативности предлагаемых определений, конечно, не в самом факте возможности предложить разнообразные дефиниции, а в отсутствии согласованности между ними. В толковании содержания этих понятий авторами систематических курсов психологии также имеют место различия. Но здесь они обнаруживаются, в частности, в разных последовательностях, в которых рассматриваются соответствующие темы в рамках этих курсов. 2. Положение о наличии в языке Генеративных механизмов словообразования, согласно которому слова, расположенные на нижележащих Дровнях (чаще употребляемые), как правило, используются в качестве семантических множителей при толковании содержания (смысла) слов, расположенных на нижележащих уровнях. 3. Положение о наличии в составе языка метаструктур, в соответствии с которым в содержании лексических единиц любого уровня имплицитно присутствуют смыслопорождающие категории. Они могут быть выделены посредством специального анализа. Однако, несмотря на их повсеместное употребление, частота их эксплицитного использования невелика. 4. В составе понятийно–терминологического аппарата научной дисциплины (в том числе психологии) может быть произведено разграничение между общенаучной лексикой и лексикой, используемой для наименования феноменов и сущностей, изучаемых именно данной отраслью науки. Сформулированные положения позволяют уточнить постановку задачи экстрагирования ядерных элементов понятийно–терминологического аппарата психологии. Она предполагает минимизацию числа собственно психологических и общенаучных терминов из эмпирически устанавливаемого списка основных понятий и их иерархизацию. Разъяснение собственно психологической терминологии должно быть при этом осуществлено за счет спецификации общенаучной лексики, установления аналогий (гомологии) с использованием терминологического аппарата других научных дисциплин, повышения корректности эмпирической операционализации содержания используемых понятий. Исходя из таким образом осмысленных требований поставленной задачи, охарактеризуем некоторые из вариантов систематизации психологических понятий. Оригинальный и конструктивный подход к построению системы психологического знания реализован в трехтомнике Л.М.Веккера "Психические процессы" (Т. 1. Л., 1974; Т.2. Л., 1976; Т.З. Л., 1981). В рамках этого подхода явным образом произведено разграничение (обеспечившее возможность демонстрации органической связи) предпосылок построения общей теории психических процессов и положений самой теории, которые выступают как обобщения эмпирически зафиксированных признаков изначально выделяемой триады психических процессов (когнитивные, эмоциональные, волевые). В свою очередь сами предпосылки разграничиваются на внутрипсихологические и внешнепсихологические. О категориальном разнообразии внутрипсихологических предпосылок можно говорить, поставив в соответствие выделяемым психологическим направлениям (школам) центральные для них понятия (сделав тем самым дрстаточно существенное допущение о правомерности такого рода сведения). Тогда в качестве "стержневых" опор рассматриваемой концепции можно выделить следующие понятия: ассоциация, структура, целое, функция, поведение, энергия, деятельность (действие, операция). Внешнепсихологическими предпосылками являются рефлекторная теория, теория информации и теория сигналов. Соответственно (с учетом сделанной оговорки) перечень общенаучных понятий должен быть расширен за счет понятий: субстрат, рефлекс, информация, сигнал, управление. Поскольку развиваемая Веккером теория трактуется самим автором как общая теория психических процессов, то родовым понятием, обозначающим совокупность изучаемых феноменов, является понятие психического процесса. Носитель психических процессов квалифицируется как субъект. Следует отметить близость в рамках рассматриваемой концепции трактовок содержания понятий процесса и механизма функционирования. Важной является также оппозиция процесс – результат, поскольку различие процессов устанавливается на основе разграничения получаемых на их основе результатов (продуктов). Специфически психологическими продуктами психических процессов являются психические образы. В монографии идет речь о трех группах процессов. В одну группу входят изначально разграничиваемые когнитивные, эмоциональные, регуляционно–волевые процессы, а также тетрада разноуровневых когнитивных процессов: ощущений (сенсорные процессы), восприятия (перцептивные процессы), представлений, мышления. Многообразие сквозных интеграционных процессов образуют память, внимание, воображение, речь. Кроме того, в параграфе, завершающем всю монографию, Веккер разделяет процессы, соответствующие разным уровням психической регуляции поведения, т.е. разные формы экстериоризируемой психической активности, и тем самым разные механизмы перехода (перевода) с одного уровня регуляции на другой: взаимодействие рецептора и раздражителя, локомоцию, манипуляцию, труд, деятельность, поступок. Кроме процессов выделяются интегративные образования: сознание как интеграл когнитивных и эмоциональных процессов; характер как интеграл эмоциональных и регуляционно–волевых процессов; личность – "результат процессов внутриклассовой и межклассовой психической интеграции, охватывающий все горизонтали и вертикали всех трех иерархий в их внутренних и внешних связях"; самосознание. Непосредственным предметом достаточно детализированного (хотя и в разной степени) исследования являются десять процессов: ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, память, внимание, воображение, речь. Большой интерес уже на этапе предварительного знакомства с композицией рассматриваемого произведения представляет подход к разграничению признаков, характеризующих (позволяющих дифференцировать) изучаемые феномены. Эмпирически преднаходимые признаки всех психических процессов объединяются в три класса: пространственно–временные, модальностные, интенсивностные. В результате теоретического анализа выделяются признаки восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность; признаки представлений: неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, панорамность, симультанность; признаки понятийного мышления: децентрированность, согласованность содержания и объема, индуктивно–дедуктивный строй, иерархизированность, скоординированность вариативных и инвариантных компонентов, полнота обратимости, чувствительность к противоречиям и переносному смыслу. Одна из последних в отечественной психологической литературе попыток произвести упорядочение ядерных структур понятийно–терминологического аппарата психологии принадлежит К.К.Платонову. Согласно ему, это ядро образуют 38 категорий. Шесть из них являются общепсихологическими, т.е. их объем совпадает с объемом психологической науки в целом. Это психическое отражение, психическое явление, сознание, личность, деятельность, развитие психики. Данные общепсихологические понятия интегрируют в своем содержании частнопсихологические категории. Многообразие форм психического отражения включает в себя: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, волю. При этом отношения между ними упорядочены по критерию простоты/сложности. Восприятие выступает как форма, интегрирующая в своем составе память, ощущение, мышление; чувства включают в себя в качестве элементарных составляющих память, эмоции и мышление; воля интегрирует все шесть перечисленных форм. Многообразие психических явлений образовано психическими процессами, психическими состояниями и свойствами личности, разграничение между которыми произведено по временному параметру длительности их существования. Сознание охарактеризовано как единство переживания, познания и отношения. Личность включает в себя понятия направленности, опыта, особенностей психических процессов, темперамента, характера, способностей. В составе категории деятельности выделяются действия, цели, мотивы, психические акты. Категория психического развития обобщает в своем содержании категории созревания, формирования, филогенеза, антропогенеза, общественно–исторического развития, онтогенеза. Кроме названных 35 категорий в некоторых случаях К.К.Платонов включает в состав понятийно–терминологического ядра в качестве видов психологических явлений потребности как фактор активизации форм отражения, внимание как форму их организации и психомоторику как способ их объективации. Следует заметить также, что первоначально выделенные в составе форм психического отражения семь его видов впоследствии трактуются и как общие элементарные виды деятельности, и как формы сознания. Отмеченная миграция не является случайной и указывает на то, что их жесткое закрепление в рамках какой–либо схемы вряд ли возможно и не отражает многообразия их функций в структуре понятийно–терминологического аппарата психологии. Изложенная позиция не дает ответов и на многие другие вопросы, например, почему такие психологические категории, как представление и воображение, оказались исключенными из состава основополагающих понятий? Каковы критерии ростоты/сложности форм психического отражения? В каком смысле отношения, познание, переживание выступают в качестве атрибутов именно сознания, а не, допустим, личности? Так или иначе все это только подчеркивает, а не снимает остроты проблемы упорядочения структуры понятийно–терминологического аппарата психологии. Представляется, что решение проблемы следует искать не на путях постулативного выдвижения некоей схемы, а в нахождении обоснованных упорядочивающих процедур, позволяющих одновременно интерпретировать содержание анализируемых понятий. В качестве одной из таких упорядочивающих процедур может выступить процедура, основанная на идее базиса, а в качестве одного из базисов, эвристичность которого применительно к понятийно–терминологическому аппарату психологии продемонстрирована В.А.Ганзеном, может быть избран базис из пяти общенаучных категорий: субстрат, пространство, время, энергия, информация. Хотя в отношении этого базиса нельзя сказать, что применительно к нему разработан некий специальный аппарат, его использование оказывается плодотворным благодаря богатству содержания каждой из входящих в него категорий. Они не только образуют систему понятий, с позиций любого из которых может быть охарактеризовано каждое единичное явление или целый класс явлений любой природы, в том числе психологических, но и позволяют экстрагировать систему базисных психологических понятий. В самом деле, любое психологическое явление характеризуется модальностью, т.е. своей качественной определенностью, длительностью и фазовой динамикой, иначе говоря, временными параметрами, своим положением среди сосуществующих вместе с ними явлений, или пространственной локализацией, интенсивностью – энергетическими характеристиками, а также вероятностью своего наступления, т.е. несет в себе определенную информацию. Эти категории присутствуют тем самым в качестве семантических множителей в составе содержания любого понятия. Но понятия отличаются друг от друга и удельным весом этих множителей. Возможность группировки понятий основана на том, что соотношение удельных весов указанных семантических множителей может образовывать устойчивые распределения. В варианте, предложенном Ганзеном, центральное место занижает понятие субстрата. Его этимология, как известно, восходит к понятию предмета или лингвистическому понятию подлежащего, т.е. того, что подлежит рассмотрению. Но при употреблении этого понятия применительно к психологической проблематике следует учесть различие в содержании философских категорий субстанции и субстрата. Не углубляясь в саму проблему их соотношения, отметим только, что если термин "субстанция" используется как обозначение существующего само по себе, то субстрат обозначает скорее основу существующего, т.е. то, что лежит в основании. Из истории психологии известна критика попыток субстанциализации психики, но, признавая справедливость этой критики, нельзя не отметить, что в психологии психика исходно рассматривается как нечто данное, как то, что подлежит изучению и до получения результатов анализа существует как бы само по себе. Кроме того, категория субстрата чаще используется для наименования физиологической основы психических явлений. С этой точки зрения представляется целесообразным использовать исходное вербально–геометическое высказывание в следующем виде:
В отечественной литературе распространен подход, который в самом общем виде трактует психику как особую форму отражения. Тем самым этот подход указывает на фундаментальную роль при рассмотрении психологической проблематики категории отношения в двух ее аспектах: психическая реальность как отражающее – экстрапсихическая реальность как отражаемое; психика как отражающее – экстрапсихическая реальность как ее носитель. В содержании категории отражения важно отметить наличие во всяком случае двух моментов: 1) воспроизведение отражаемого в отражающем за счет собственной активности отражающего, динамика которого подчинена собственным закономерностям; 2) сохранение целостности отражающего при взаимодействии с отражаемым. Категории, сопряженные с категорией отношения, различия в содержании которых также должны быть учтены при интерпретации психологических понятий, в свою очередь допускают упорядочение, аналогичное вышеприведенному:
Это высказывание можно рассматривать как компонент того общенаучного аппарата, который органичным образом включен в состав понятийно–терминологического аппарата психологии. Во избежание недоразумений требуется сделать некоторые пояснения относительно смысла упорядоченных таким образом общенаучных понятий. В логико–лингвистическом смысле отношения – это сказуемые предложений с двумя или более подлежащими, т.е. предикаты, соотносимые с наборами из п объектов. В математическом смысле отношение – это общее свойство подмножества декартова произведения двух или более множеств. В общепсихологическом смысле, поскольку речь идет об отношении психической и экстрапсихической реальностей, употребление этого понятия оправдано прежде всего потому, что выделяются разные типы отношений между соотносимыми реальностями: гомоморфные и изоморфные, коррелятивные и реципроктные. Это, в частности, позволяет говорить о психическом отражении как о гомоморфном отображении, допускающем одновременно и возможность выделения областей, где сохраняются изоморфные отношения. Различие между понятиями отношения и отображения состоит в том, что в случае отображений рассматриваемые объекты сами представляются как множества элементов с заданными на них отношениями. В отличие от отображений о преобразованиях имеет смысл говорить в тех случаях, когда рассматриваются отношения не двух или более изначально отличаемых между собой множеств, а одно множество элементов с заданными между ними отношениями. Изменение отношений между элементами множеств есть их преобразование. В этом смысле, например, можно говорить, что отношения, выделяемые на уровне мышления, есть преобразование отношений, выделяемых на уровне восприятия. В системе рассматриваемых понятий функция обозначает некоторое правило, устанавливающее соответствие между элементами соотносимых множеств. Наряду с этим понятие функции употребляют, имея в виду характер преобразований (изменений, трансформаций), которые претерпевают элементы одного множества при отображении в другое. В этом смысле понятие функции совпадает с понятием оператора. Этот аспект понятия функции часто подразумевается, когда говорят и о психических функциях. Наконец, о функциях говорят в смысле роли, которую выполняет некоторый процесс или морфологический элемент в обеспечении существования определенного объекта. Например, говорят, что функция психики заключается в отражении и прогнозировании внешних воздействий, в регулировании собственной активности живого существа, являющегося ее носителем. Первый шаг, который надлежит сделать при решении задачи экстрагирования базисных категорий психологии, заключается в определении перечня категорий, которые могут использоваться в разных контекстах в качестве синонимов обозначения предметной области психологии в целом. Таких категорий по условиям решения задачи можно назвать пять. Достаточно очевидно, что применительно к человеческому уровню существования это будут следующие понятия: психика, сознание, личность, деятельность, общение. Отношения между ними можно изобразить таким образом:
Используя минимизированный указанным выше образом общенаучный аппарат, можно предложить следующие дефиниции выделенных категорий. Психика есть специфическая реальность, в формах которой воспроизводится экстрапсихическая реальность, которая сохраняет свою целостность при экстрапсихических воздействиях, в рамках которой происходит трансформация, преобразование отображенных воздействий и которая выполняет функции ориентации своего носителя в окружающей среде, прогнозирования будущих воздействий, регуляции активности носителя. Деятельность есть специфическая форма человеческой активности, в результате осуществления которой устанавливается соответствие между психической и экстрапсихической реальностями и посредством которой осуществляется преобразование явлений экстрапсихической реальности в интрапсихическую и наоборот. Сознание – форма психического отражения экстрапсихической реальности, характеризующаяся наличием областей изоморфного и гомоморфного отображения, способная компенсировать наличие или отсутствие требуемых экстрапсихических воздействий для сохранения своей целостности. Личность – инвариант социальных ролей и социальных функций человека, человек как носитель и субъект преобразования общественных отношений в психические конституенты внутреннего мира. Общение – процесс трансляции содержаний сознаний при межличностных взаимодействиях, взаимоотображение содержаний психики взаимодействующих людей. На втором уровне анализа понятийно–терминологического аппарата психологии может быть произведено упорядочение категорий, соответствующих аспектам категорий первого уровня:
На третьем ярусе психологической терминологии наиболее очевидным образом используемая система порядочивающих отношений прослеживается применительно к составу когнитивных процессов:
Это указывает также и на то, что реализуемая процедура генетически в первую очередь связана с психологией сознания и опирающейся на нее психологией познания. В качестве примеров упорядочения признаков, характеризующих когнитивные процессы, можно привести следующие высказывания:
Хотя это и является достаточно очевидным, подчеркнем тем не менее, что предложенный вариант упорядочения психологических категорий не является единственно возможным ни с точки зрения фактического результата, ни с точки зрения реализованной в нем процедуры. Важно подчеркнуть также наличие именно многообразия взаимодополняющих и согласующихся друг с другом возможностей, из которых в зависимости от конкретных обстоятельств может быть извлечен тот или другой вариант. Приведенный вариант упорядочения базисных понятий психологии с формальной точки зрения приводит к процедуре тетраномии. Фактически же гораздо более широкое распространение имеют процедуры упорядочения, основанные на операциях дихотомии. Если связывать операцию дихотомии – разделения объема понятия на два класса, исчерпывающих объем делимого понятия, с идеей базисов, то она предполагает использование словесных диад, как правило, антонимов, т.е. лексических пар, объединенных отношением противоположности. В "Словаре антонимов русского языка" приведено около 800 таких пар, классифицированных на следующие виды: контрарные; контрадикторные; векторные. Каждое из контрарных понятий не только отрицает противоположное, но и утверждает взамен его другое (умный – глупый, молодой – старый, взволнованный – спокойный). Контрадикторные понятия отрицают друг друга таким образом, что между ними возможно третье (промежуточное) понятие: сознательный – бессознательный, одушевленный – неодушевленный, нравственный – безнравственный. Векторные антонимы обозначают противоположности разнонаправленных действий, процессов: возникновение – разрушение, возбуждение – торможение, консолидация – дезинтеграция. Характер упорядочивающих процедур, реализуемых с опорой на лексические диады, чаще всего отличается от тех, которые связаны с процедурой тетратомии. Они выступают в форме использования наборов биполярных шкал или биполярных конструктов, с помощью которых оценивается либо степень сформированности (выраженности) тех или иных психических качеств, либо мера тяготения к какому–либо способу (полюсу) интерпретации данных. Способ выделения интегративных характеристик основывается на статистическом анализе корреляционных связей. Но важно, особенно в контексте нашего рассмотрения, подчеркнуть то обстоятельство, что конечным итогом интеграции чаще всего оказываются те же самые ядерные структуры, которые были извлечены нами из понятийно–терминологического аппарата посредством семантического анализа. Так, 16 факторов, выделяемых с помощью опросника Кэттелла, интерпретируются по обнаружению через них проявлений интеллекта, воли, эмоций и воображения в коммуникативной сфере. В модели личности, соответствующей опроснику Ямпольского – Мельникова, на четвертом уровне выделяются четыре фактора: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность. В рамках рассматриваемого подхода это обстоятельство может быть выражено с помощью следующего высказывания:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление