Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя дифференциация предметной области психологии




Прогрессирующее развитие любой отрасли науки характеризуется тем, что наряду с экстенсивным расширением ее содержания идет процесс его (содержания) структурирования. В ходе последнего предметная область науки дробится: внутри нее появляются отдельные регионы со своей проблематикой, своими методами исследования. Некоторые из них настолько автономизируются, что выходят из состава предметной области данной науки, другие, ранее в нее не входящие, наоборот, включаются в ее состав. Под влиянием этих процессов меняется и место данной отрасли знания среди других отраслей. Все это относится и к психологии. Поэтому важно в этих процессах исторического перекраивания карты психической реальности постараться проследить и выделить тенденции к обнаружению свойств, имманентных самой изучаемой реальности. Как писал один из выдающихся отечественных психологов прошлого века Н.Я.Грот в своей работе "К вопросу о классификации наук" (1884): "Наука должна расчленяться, во–первых, сообразно своему объективному содержанию, т.е. сообразно со свойствами и отношениями предметов, ею исследуемых, и, во–вторых, сообразно своему внутреннему строению, т.е. сообразно психологическим моментам научного анализа..."
Авторы учебников психологии, как правило, подчеркивают принципиальное значение вопросов определения места психологии среди других наук, классификации отраслей самой психологии для аргументированного изложения системы психологического знания и включают в свои произведения те или другие варианты ответов на них. Решения, которые ими избираются, отчетливо демонстрируют различия научного и дидактического подходов к решению соответствующей проблематики. В рамках первого стремятся разработать' как можно более детализованные схемы, которые позволили бы охватить все эмпирическое многообразие проводящихся и проводившихся исследований, по возможности сохраняя и подчеркивая своеобразие каждого из них. В дидактически ориентированных классификациях приоритет отдается описаниям, отражающим внутреннюю связность и целостность отраслей знаний. Можно сравнить, например, схему систематизации психологических исследований, предложенную 4–м Международным конгрессом психологов (1900), и классификацию отраслей психологии, приводимую Э.Титченером в его "Учебнике психологии» (1910), Следует обратить внимание, что к этому времени было опубликовано около 7000 работ по психологии.

Схема 4–го Международного конгресса психологов

I. Общий раздел
1. Учебники и систематизирующие работы
2. Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура
3. История психологии и биографии
4. Сборники, ученые записки, словари, библиографии
II. Анатомия и физиология нервной системы
1. Общие вопросы
2. Элементы нервной системы
3. Головной мозг и его функции (анатомия головного мозга, физиология головного мозга)
4. Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система
5. Рефлекс и автоматические функции
6. Патологическая анатомия
III. Ощущения
1. Общие вопросы, синестезия
2. Органы чувств – общие вопросы
3. Психометрика
4. Психофизика
5. Зрение и окуломоторные функции
6. Слух
7. Другие ощущения
8. Общая патология ощущений
IV. Характеристики сознания
1. Общие вопросы
2. Внимание, апперцепция, отбор
3. Ассоциации
4. Привычка, приспособление, адаптация
5. Работа и утомление
6. Временные отношения в сознании, умственная хронометрия
V. Познавательные процессы
1. Общие вопросы
2. Восприятие и представление, считывание
3. Восприятие времени, пространства и движения
4. Память и воображение
5. Суждение и вера, умозаключение
6. Рефлексия и самопознание
7. Нормальные иллюзии и нормальное внушение
8. Общая патология познавательных процессов
VI. Аффективная сфера – чувства и эмоции
1. Общие вопросы, приятное и неприятное
2. Эмоции и их выражение
3. Общая патология чувств
VII. Сознательное стремление и движение 1. Общие вопросы, динамогенезис – взаимосвязь сенсорной и моторной сфер» торможение
2. Органы движения
3. Инстинкт и импульс (подражание, игра и т.д.)
4. Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции)
5. Воля и усилие
6. Свобода воли
7. Общая патология моторной функции
VIII. Высшие проявления разума
1. Логика и наука, методология
2. Идеалы и ценности
3. Теория познания
4. Эстетика
5. Этика
6. Религия
IX. Сон, состояние транса и патология
1. Сон и сновидения
2. Гипноз и состояние транса
3. Парапсихологические исследования
4. Общие вопросы патологии
5. Нервные болезни
6. Психические болезни
7. Судебная медицина
X. Генетическая, индивидуальная и социальная психология
1. Эволюция и наследственность
2. Сравнительная психология
3. Умственное развитие (общие вопросы – подростковый возраст, старение, детская психология, педагогика)
4. Индивидуальная психология, психология групп
5. Психология народов
6. Социальная психология
7. Расовая патология (криминология, дегенерация)

Классификация Э.Титченера

Психология нормальной душевной жизни
A. Индивидуальная психология
I. Психология человека
1. Общая психология
2. Специальная психология
3. Дифференциальная психология
4. Генетическая психология
II. Психология животных
III. Сравнительная психология
B. Коллективная психология
I. Социальная психология
II. Этнологическая психология
III. Классовая психология
Психология аномальной душевной жизни
A. Индивидуальная психология
I. Психология дефектных и исключительных людей
II. Психология душевных расстройств (временные аномалии сознания)
III. Психология душевных болезней (длительные душевные расстройства)
B. Коллективная психология

Казалось бы, по мере накопления фонда фактических данных и дифференциации проблематики классификационные перечни также должны были бы расширяться, однако в своих "Основах общей психологии" СЛ.Рубинштейн приводит еще более сжатый перечень отраслей психологии.

Классификация Рубинштейна

Общая психология
а) психология ребенка
б)зоопсихология
Патопсихология
Отраслевая психология
а) психология труда
б) психология искусства
в) судебная психология
г) военная психология
д) медицинская психология
е) педагогическая психология

В статье "Психология", ориентированной на широкую читательскую аудиторию (БСЭ. М., 1975. Т.21), приводится следующая номенклатура отраслей психологического знания:

Общая психология
Психофизиология
Зоопсихология
Медицинская психология:
патопсихология и нейропсихология
Детская психология
Педагогическая психология
Возрастная психология
Психология труда и отпочковавшиеся от нее инженерная психология и космическая психология
Психология спорта
Социальная психология
Психолингвистика

Так или иначе из сравнения классификаций, создававшихся в научных и библиографических целях, и классификаций, приводимых в учебной литературе и разрабатывавшихся с дидактическими целями, видно, что, с одной стороны, фигурируют классификационные описания, очень громоздкие и недостаточно четко структурированные, с другой – фрагментарные, неполные, дающиеся в готовом виде и неэксплицирующие те основания, на которых они построены. Данное положение дел, естественно, ставит задачу разработки классификаций отраслей психологического знания, которые были бы полны, обозримы и структурированы таким образом, что выражали бы существенные признаки самой психической реальности. Значимость решения этой задачи существенно возрастает сейчас, когда число публикаций по психологии достигло многих сотен тысяч.
Обратимся к решению такого рода, задачи, рассмотрев в качестве эмпирически преднайденных перечней психологического знания классификацию Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), а в качестве метода ее решения – подход, предложенный В.А.Ганзеном.

Классификация отраслей психологии по ВИНИТИ

Общие вопросы психологии
Общая психология
развитие психики
психика и сознание
психофизиология высшей нервной деятельности
психические процессы и состояния
психология деятельности и поведения; психология мотивации
психология личности
психология пола
особые состояния и явления психики
методы психологических исследований; математическая психология
Психология развития
возрастная психология
зоопсихология
этология и сравнительная психология
детская и юношеская психология
психология старения
Социальная психология
социальная психология личности. Психология жизненной сферы
социальные нормы и ценности
психология общения
психология межличностных отношений
психология малых групп и коллективов
массовые формы внеколлективного поведения
отклоняющееся поведение
этнопсихология
Прикладная психология
педагогическая психология
экономическая психология
психология труда
инженерная психология
психология управления
авиационная и космическая психология
психология спорта
психология творчества
медицинская психология
психология семьи и быта
другие виды прикладной психологии

В основе подхода В.А.Ганзена лежит идея использования метода базисов, который можно рассматривать как конкретизацию общенаучного метода аналогии. При этом под базисом понимается легко обозримое множество независимых объектов (понятий), которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и порождает с помощью некоторого преобразования из небольшого числа исходных объектов (модулей) достаточно большое число производных.
Анализ описаний объектов самой различной природы позволяет, по мнению Ганзена, предположить, что основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временное, информационные и энергетические. Поэтому в качестве одного из наиболее универсальных модулей описания можно использовать соответствующий понятийный пентабазис: субстрат (субстанция) – пространство – время – энергия – информация. Известно, что существует вполне определенная связь между пространством и временем, между энергией и информацией, которая объединяет их в прортранственно–временнбй и информационно–энергетический континуумы. Эти континуумы также связаны между собой, но при определенных условиях можно отвлекаться от их связи и рассматривать пространственно–временные и информационно–энергетические описания явлений как независимые. Точно так же при определенных условиях можно рассматривать как независимые пространственные, временные, энергетические и информационные характеристики явлений. Избранный пентабазис удобно представить в виде своеобразного вербально–графического высказывания:

Такое представление соответствует координатным осям зрительной системы, облегчает попарное сопоставление характеристик объектов, связывает отдельные характеристики с квадрантами плоскости. Предположив, что по крайней мере на первых уровнях иерархии модуль. описания постоянен, можно перейти к упорядочению заданного перечня психологических дисциплин.
Представляется, что эвристическая сила такого способа упорадочения только возрастет, если мы в большей степени будем делать акцент на общем понятийно–семантическом смысле используемых наименований, чем стараться педантично следовать эмпирически сложившейся практике их употребления. Очевидно, что наука развивается неравномерно: на разных культурно–исторических этапах преимущественное развитие получают и разные отрасли науки, они в различной степени дифференцированы. Это прежде всего отражается в библиографически ориентированных описаниях. В классификациях же, ориентированных дидактически, приоритет отдается решению задачи целостного и сбалансированного описания психической реальности.
Отдавая себе отчет в том, что процедура использования метода базисов не является алгоритмизированной, опирается в каждом отдельном случае на свои особые неэкспилицированные интуитивные соображения и потому априори допускает разброс получаемых решений, тем не менее предложим вариант такого рода упорядочения. При этом будем выделять наименования тех отраслей, которые содержатся в приведенных классификациях: использование такого рода процедуры в реальном учебном процессе оправдано также и тем, что она позволяет отойти от догматического изложения трудно обозримых и мало полезных с дидактической точки зрения перечней. Решение задачи построения классификационной схемы в рамках совместной со слушателями учебно–познавательной деятельности сразу же провоцирует дискуссии в силу очевидной многозначности классифицируемых объектов и одновременно позволяет продемонстрировать конвенциональный характер описаний такого рода. В то же время подобная процедура открывает возможность построить достаточно детализированную и целостную картину многообразия разделов системы психологического знания.












Очевидно, это начатое упорядочение допускает продолжение, но для нас было важно продемонстрировать саму возможность использования охарактеризованного выше подхода и подтвердить, что почти все наименования, фигурирующие в других классификациях, здесь имеются.
Резюме, которое может быть сформулировано на данном этапе (в данном аспекте) рассмотрения проблемы определения предмета психологии, следующее: предмет психологии интегрирует в себе области всех тех отраслей, которые упомянуты в предложенном классификационном описании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.