КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование и управление перевозками
4.1. Принципы планирования перевозок При планировании провозных возможностей парка АТС используют формулу Q = αвДк∑(АспUр.д) i, где индекс i обозначает перебор списочного состава парка АТС по моделям, выполняющих определенное суточное задание. При стабильной организации работы на коэффициент выпуска αв основное влияние оказывает время простоя ПС при выполнении технического обслуживания и ремонта. Необходимо учитывать, что после 4 — 5 лет эксплуатации ПС такие простои резко увеличиваются, что влечет соответствующее снижение αв. Объем перевозок за смену Uр.д, помимо других факторов, зависит от дорожных условий, технической скорости движения ПС на линии, надежности АТС. Техническая скорость движения ПС с большими сроками службы снижается вследствие ухудшения тя-гово-динамических качеств и увеличения простоев на линии для устранения мелких неисправностей. Текущее планирование проводится на один год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитывают на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров. При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов. При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитывают следующие показатели по типам ПС: коэффициент выпуска и использования парка АТС; количество авто-мобиледней в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии и расход топливно-смазочных материалов; себестоимость перевозок. Оперативное планирование — это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, выбор технологии и т.п.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативно: планирования решаются следующие задачи: • расчет провозных возможностей АТО; • расчет оптимальных маршрутов движения ПС; • составление почасовых графиков работы ПС; • составление плана работ по клиентуре; • расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов дл • составление сменно-суточного плана работы АТО, график Основным документом оперативного планирования являете сменно-суточный план. Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие данные: • номер заявки или договора на перевозку; • наименование заказчика; • наименование груза, расстояние и объем его перевозки; • пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения • время подачи ПС под первую погрузку; • число выделенных АТС по маркам по плану и фактически • объем выполненной работы (число ездок, количество перевезенного груза, общий пробег и пробег с грузом). При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС. Сменно-суточный план составляют на основании данных о потребностях в перевозках, которые складываются из заключенных АТО договоров и поступивших разовых заявок на перевозки. В то же время сменно-суточный план позволяет оценить провозные возможности АТО на основании данных об исправном ПС и готовых к работе водителях.
4.2. Система управления перевозками Управление — это функция организованных систем, обеспечивающая целенаправленное воздействие на участников процесс; производства для сохранения определенной структуры, режим; деятельности и достижения заранее намеченных результатов. Цель управления заключается в обеспечении эффективного и планомерного использования всех ресурсов для достижения наивысших конечных результатов производства при минимальных затратах
Рис. 4.1. Структурная схема процесса управления Общая схема управления производственным процессом приведена на рис. 4.1. Основополагающим принципом управления является наличие обратной связи, которая позволяет формировать управляющие воздействия на объект в зависимости от внешних воздействий и требуемого результата. На рис. 4.1 штриховыми линиями обозначены блоки, которые участвуют в управлении при использовании информационных систем (ИС) управления. Система управления с использованием ИС позволяет повысить скорость и качество обработки информации для выработки решений в органе управления за счет использования банка данных апробированных на практике вариантов решений проблем, возникающих в объекте управления, и автоматизированных алгоритмов обработки данных. Организация процессов управления характеризуется определенной последовательностью управляющего воздействия: выбором целей, прогнозированием, планированием, оперативным управлением, координацией, стимулированием, учетом и контролем. Для успешного управления эти функции должны объединяться в целенаправленный единый процесс. Обобщенная схема управления перевозками приведена на рис. 4.2. Руководство и управление перевозками включают в себя: организацию приема заявок на перевозки и изучение потребностей клиентуры АТО в перевозках и дополнительных услугах; разработку сменно-суточных планов; организацию выпуска ПС на линию и оформление документов при его возвращении с линии; осуществление оперативного руководства и контроля работы ПС на линии;
Рис. 4.2. Обобщенная схема процесса управления перевозками осуществление оперативного учета и анализа эффективное! работы АТС. Содержание процесса управления перевозками в существе] ной степени зависит от типа АТО. Только комплексные АТО, кг это показано на рис. 4.3, выполняют все функции, связанные эксплуатацией АТС. Как правило, такие АТО являются ведущим в отрасли в технологическом и организационном аспектах. Однако тенденции развития AT показывают, что комплексные организации составляют незначительную долю в общем числе АТО. Специализация организаций позволяет существенно снизить затраты на производственную деятельность и более рационально использовать финансовые и технологические ресурсы. Одна из важнейших составляющих системы управления пер< возками — обеспечение безопасности перевозок. Безопасность перевозок включает в себя следующие компоненты: • безопасность дорожного движения (БДД); • экологическая безопасность; • сохранность перевозимых пассажиров и грузов, ПС и личная безопасность водителя. В связи с тем, что перевозки осуществляются вне АТО, вопросы сохранности пассажиров и грузов, ПС и личной безопасности водителей имеют специфические особенности. Безопасность в эти вопросах обеспечивается на четырех уровнях:
Рис. 4.3. Классификация автотранспортных организаций • организационный (поддержание надлежащей дисциплины, • технический (установка на ПС противоугонных систем, под • социально-психологический (стимулирование труда сотрудников, хороший моральный климат в коллективе, ответственность • экономический (предотвращение материальных потерь АТО 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации Служба эксплуатации является важнейшим структурным подразделением АТО. К основным задачам службы эксплуатации относятся: организация перевозок; обеспечение выполнения принятого плана работы АТО; достижение наиболее эффективного использования ПС при необходимом уровне качества перевозок; обеспечение безопасности движения АТС на линии. Заместитель начальника АТО по эксплуатации (коммерческой работе)
Начальник отдела Начальники Начальник отдела эксплуатации автоколонок безопасности движения Водители
Грузовая группа Диспетчерская Контрольно- расчетная (коммерческая группа) группа
Линейный Техник диспетчер тарификатор
Сменный Техник диспетчер по топливно- смазочным Диспетчер материалам по выпуску Техник обкатчик
• разработка мероприятий по повышению эффективности ис- • подготовка договоров с клиентурой и прием заявок на пере • составление сменно-суточного плана и подготовка заданий водителям. В автобусных организациях в задачи коммерческой группы (группы организации движения) входят специфические задачи по оснащению автобусных маршрутов линейным оборудованием (указателями остановочных пунктов, расписаниями, павильонами и т.п.), формированию бригад водителей и кондукторов. В таксомоторных организациях коммерческая группа (группа оперативного планирования) составляет графики выхода на линию, устанавливает и оборудует места стоянок такси, принимает заказы на перевозки. Рис. 4.4. Типовая структура службы эксплуатации автотранспортной Организации Типовая структура службы эксплуатации приведена на рис. 4. 4. Необходимо отметить, что в зависимости от числа АТС в парке и типа АТО отдельные подразделения могут быть объединены, при этом выполняемые службой эксплуатации функции в общем не изменяются, может измениться только число сотрудников, и выполняющих. Коммерческая группа является ведущей в службе эксплуатации выполняет следующие функции: • изучение грузо- и пассажиропотоков, потребностей в пере • контроль состояния подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов (ПРП), обеспеченности погрузочно-разгрузочными • подготовка маршрутов и расписания движения автобусного транспорта; 4.4. Оперативное управление перевозками Диспетчер — это работник, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи. В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основным сотрудником, непосредственно организующим и управляющим процессом перевозки грузов. Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следующие функции: • выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на пере • оперативное руководство работой ПС на линии; • первичная обработка путевой документации; • составление сменно-суточного отчета (диспетчерского докла Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы АТС, график проведения технического обслуживания и перечень АТС, находящихся в ремонте. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, контролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию. При оперативном управлении процессом работы ПС сотрудники диспетчерской группы: поддерживают связь с пунктами отправления и прибытия ПС; контролируют выполнение графика работы ПС; следят за выполнением наиболее важных перевозок, в случае необходим сти переключая ПС между маршрутами и объектами обслуживания; принимают необходимые меры для ликвидации простоев ПС; направляют на линию по заявкам водителей АТС технической помощи. Распоряжения, поступающие водителям от работников диспетчерской группы, являются обязательными. При управлении перевозками особое внимание необходимо обращать на организацию надежного взаимодействия с клиентами (согласование графиков работы, оперативная связь и т.д.). Анализ причин невыполнения планов перевозок показывает, что в 80...90 % случаев сбой перевозочного процесса возникает из-за плохой организации работ у клиентов, 5... 10% — по причине выхода из строя ПС и столько же из-за недисциплинированности водителей и диспетчеров. Для быстрого принятия решений при оперативном управлении перевозками разрабатывают карты типовых действий диспетчера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения. Например, при поломке ПС на линии по степени эффективности диспетчер может принять одно из следующих решений:
• ввод резервного ПС; • принятие сокращенного плана перевозок; • переключение ПС с второстепенных на основные перевозки. Каждый из вариантов заранее просчитывается, тем самым обеспечивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса. В случае отсутствия надежной оперативной связи с водителями и особенно, когда на обслуживаемых объектах работает большое число АТС, необходимо организовывать работу линейных диспетчеров, основные функции которых заключаются: в контроле над обеспеченностью объектов грузами и ПРМ; контроле за соблюдением норм простоя ПС под погрузкой или разгрузкой и правильностью оформления путевой документации; контроле за графиком работы АТС и ПРМ;
проверке состояния ПС и его готовности к погрузке; наблюдении за выполнением заданных маршрутов движения ПС; учете выполнения плановых заданий для ПРП и АТС; переключении ПС на другие объекты работы (по согласованию с главным диспетчером) в случае сбоев в работе ПРП и корректировке графиков работы ПРП и АТС; составлении актов претензий к работе ПРП, по качеству грузов и сверхнормативным простоям. При организации перевозочного процесса объектом управления является локальная подвижная система автомобиль — води-
Рис. 4.5. Классификация датчиков, используемых для определения местоположения автотранспортных средств тель, которая работает в условиях постоянно меняющихся ситуаций по месту работы и времени. Для эффективного контроля работы АТС на линии необходимо наличие оперативной информации о режиме работы ПС. Для этого используют методы слежения1 (vehicle tracking) и трассирования (vehicle tracing)2 АТС, которые часто заменяются одним понятием контроля работы АТС. Это связано с тем, что, как правило, использование только одного метода не позволяет определить местоположение АТС с высокой точностью и надежностью. На практике используют комбинацию методов на основе различных датчиков, классификация которых приведена на рис. 4.5. Абсолютное определение местоположения АТС позволяет получить данные о географической широте и долготе, скорости и времени измерения, но требует наличия соответствующей инфраструктуры в виде космической или наземной навигационной инфрастуктуры, средств связи и т.п. Использование датчиков относительного местоположения представляет собой наиболее простое решение. Метод основан на суммировании приращения траекторий и углов направления движения относительно начальной точки. Конечные координаты АТС (хп, уп) определяют по формулам
хn = х0 + ∑Li соs αi; yn = y0 + ∑Li sin αi; где х Q, yQ — исходные координаты АТС; Li, — расстояние, пройденное на i -м участке без изменения направления; αi — угол вектора направления. 1 Слежение — систематический мониторинг и запись текущей позиции и 2 Трассирование — деятельность по поиску текущей позиции АТС путем
Основной недостаток метода заключается в суммировании погрешностей при каждом измерении. Избежать этого можно за счет уменьшения интервала между началом нового измерения. Для этого используют датчики абсолютного положения АТС. Для маршрутных автобусов начальной точкой отсчета может являться остановочный пункт, местоположение которого заранее известно. Для внесения коррективов в план работы необходима связь с водителем, находящимся на маршруте, что может быть обеспечено при оснащении ПС аппаратурой, позволяющей водителям и диспетчерам в любой момент времени контактировать друг с другом для обмена информацией. В табл. 4.1 приведены основные характеристики средств мобильной связи, которые могут быть использованы для контроля работы ПС на линии. На основе такого оборудования возможно создание информационной системы мониторинга для постоянного контроля работы АТС, учитывающей следующее: • определение местоположения АТС в любой момент времени • немедленная передача информации в диспетчерскую о нарушении сохранности груза и неисправностях АТС;
Таблица 4.1
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |