Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и управление перевозками




 

4.1. Принципы планирования перевозок

При планировании провозных возможностей парка АТС исполь­зуют формулу

Q = αвДк∑(АспUр.д) i,


где индекс i обозначает перебор списочного состава парка АТС по моделям, выполняющих определенное суточное задание.

При стабильной организации работы на коэффициент выпус­ка αв основное влияние оказывает время простоя ПС при выпол­нении технического обслуживания и ремонта. Необходимо учиты­вать, что после 4 — 5 лет эксплуатации ПС такие простои резко увеличиваются, что влечет соответствующее снижение αв.

Объем перевозок за смену Uр.д, помимо других факторов, зави­сит от дорожных условий, технической скорости движения ПС на линии, надежности АТС. Техническая скорость движения ПС с большими сроками службы снижается вследствие ухудшения тя-гово-динамических качеств и увеличения простоев на линии для устранения мелких неисправностей.

Текущее планирование проводится на один год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ре­сурсы рассчитывают на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов ра­бот по договорам, используют коэффициент запаса, который дол­жен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитывают следующие показатели по типам ПС: коэф­фициент выпуска и использования парка АТС; количество авто-мобиледней в работе; возможные объемы перевозок; годовой про­бег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии и расход топливно-смазочных материалов; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование — это конкретизация плановых за­даний по времени выполнения, в пространстве (по местам вы­полнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, выбор технологии и т.п.). Оперативное планирование включает в


себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативно: планирования решаются следующие задачи:

• расчет провозных возможностей АТО;

• расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

• составление почасовых графиков работы ПС;

• составление плана работ по клиентуре;

• расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов дл
выполнения перевозок;

• составление сменно-суточного плана работы АТО, график
выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования являете сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие данные:

• номер заявки или договора на перевозку;

• наименование заказчика;

• наименование груза, расстояние и объем его перевозки;

• пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения
ПРР;

• время подачи ПС под первую погрузку;

• число выделенных АТС по маркам по плану и фактически
(фактические показатели заполняют после обработки путевой документации);

• объем выполненной работы (число ездок, количество перевезенного груза, общий пробег и пробег с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

Сменно-суточный план составляют на основании данных о потребностях в перевозках, которые складываются из заключенных АТО договоров и поступивших разовых заявок на перевозки. В то же время сменно-суточный план позволяет оценить провозные возможности АТО на основании данных об исправном ПС и готовых к работе водителях.

 

4.2. Система управления перевозками

Управление — это функция организованных систем, обеспечивающая целенаправленное воздействие на участников процесс; производства для сохранения определенной структуры, режим; деятельности и достижения заранее намеченных результатов. Цель управления заключается в обеспечении эффективного и планомерного использования всех ресурсов для достижения наивысших конечных результатов производства при минимальных затратах


 

 

 

 

Рис. 4.1. Структурная схема процесса управления

Общая схема управления производственным процессом приведе­на на рис. 4.1.

Основополагающим принципом управления является наличие обратной связи, которая позволяет формировать управляющие воздействия на объект в зависимости от внешних воздействий и требуемого результата.

На рис. 4.1 штриховыми линиями обозначены блоки, которые участвуют в управлении при использовании информационных систем (ИС) управления. Система управления с использованием ИС позволяет повысить скорость и качество обработки информа­ции для выработки решений в органе управления за счет исполь­зования банка данных апробированных на практике вариантов решений проблем, возникающих в объекте управления, и авто­матизированных алгоритмов обработки данных.

Организация процессов управления характеризуется определен­ной последовательностью управляющего воздействия: выбором целей, прогнозированием, планированием, оперативным управ­лением, координацией, стимулированием, учетом и контролем. Для успешного управления эти функции должны объединяться в целенаправленный единый процесс. Обобщенная схема управле­ния перевозками приведена на рис. 4.2.

Руководство и управление перевозками включают в себя:

организацию приема заявок на перевозки и изучение потреб­ностей клиентуры АТО в перевозках и дополнительных услугах;

разработку сменно-суточных планов;

организацию выпуска ПС на линию и оформление документов при его возвращении с линии;

осуществление оперативного руководства и контроля работы ПС на линии;


 

Оперативное планирование
Формирование заявки Подготовка документации
 
Планирование маршрута Расчет затрат и ставки
   
Оперативное управление
Положение подвижного состава на маршрутах Оперативная связь
 
   
   
Учет и анализ результатов перевозок
Бухгалтерские операции Обработка путевых листов
 
Заработная плата и кадры Анализ затрат
 

Рис. 4.2. Обобщенная схема процесса управления перевозками

осуществление оперативного учета и анализа эффективное! работы АТС.

Содержание процесса управления перевозками в существе] ной степени зависит от типа АТО. Только комплексные АТО, кг это показано на рис. 4.3, выполняют все функции, связанные эксплуатацией АТС. Как правило, такие АТО являются ведущим в отрасли в технологическом и организационном аспектах. Однако тенденции развития AT показывают, что комплексные организации составляют незначительную долю в общем числе АТО.

Специализация организаций позволяет существенно снизить затраты на производственную деятельность и более рационально использовать финансовые и технологические ресурсы.

Одна из важнейших составляющих системы управления пер< возками — обеспечение безопасности перевозок. Безопасность перевозок включает в себя следующие компоненты:

• безопасность дорожного движения (БДД);

• экологическая безопасность;

• сохранность перевозимых пассажиров и грузов, ПС и личная безопасность водителя.

В связи с тем, что перевозки осуществляются вне АТО, вопросы сохранности пассажиров и грузов, ПС и личной безопасности водителей имеют специфические особенности. Безопасность в эти вопросах обеспечивается на четырех уровнях:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Организации автомобильного транспорта                
               
Эксплуатационные   Сервисные   Экспедиционные
                                                 
Грузовые   Пассажирские   Смешанные   Специальные     Авторемонтные     Сервисные станции     Терминалы   Диспетчерские пункты   Автовокзалы и автостанции   Транспортно-экспедиционные
                                   
  Комплексные автотранспортные организации  
                                                                         

Рис. 4.3. Классификация автотранспортных организаций

• организационный (поддержание надлежащей дисциплины,
полноценное оформление соответствующих документов, разграничение доступа к информации сотрудников АТО и т.п.);

• технический (установка на ПС противоугонных систем, под­
держание связи с водителем на линии, слежение за движением
АТС и т.д.);

• социально-психологический (стимулирование труда сотрудников, хороший моральный климат в коллективе, ответственность
каждого сотрудника за репутацию перевозчика);

• экономический (предотвращение материальных потерь АТО
(страхование пассажиров и груза, ПС и водителей), создание как
системы материального поощрения сотрудников в зависимости
от результатов деятельности организации, так и взысканий при
вине сотрудников).

4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации

Служба эксплуатации является важнейшим структурным под­разделением АТО. К основным задачам службы эксплуатации от­носятся:

организация перевозок;

обеспечение выполнения принятого плана работы АТО;

достижение наиболее эффективного использования ПС при необходимом уровне качества перевозок;

обеспечение безопасности движения АТС на линии.


Заместитель начальника АТО по эксплуатации (коммерческой работе)

           
     


Начальник отдела Начальники Начальник отдела

эксплуатации автоколонок безопасности движения

 
 


Водители


Грузовая группа Диспетчерская Контрольно- расчетная

(коммерческая группа) группа

 

Линейный Техник

диспетчер тарификатор

 

Сменный Техник

диспетчер по топливно-

смазочным

Диспетчер материалам

по выпуску

Техник обкатчик

 


 

• разработка мероприятий по повышению эффективности ис-­
пользования ПС;

• подготовка договоров с клиентурой и прием заявок на пере­
возку;

• составление сменно-суточного плана и подготовка заданий

водителям.

В автобусных организациях в задачи коммерческой группы (группы организации движения) входят специфические задачи по оснащению автобусных маршрутов линейным оборудованием (указателями остановочных пунктов, расписаниями, павильона­ми и т.п.), формированию бригад водителей и кондукторов.

В таксомоторных организациях коммерческая группа (группа оперативного планирования) составляет графики выхода на ли­нию, устанавливает и оборудует места стоянок такси, принимает заказы на перевозки.


Рис. 4.4. Типовая структура службы эксплуатации автотранспортной

Организации

Типовая структура службы эксплуатации приведена на рис. 4. 4. Необходимо отметить, что в зависимости от числа АТС в парке и типа АТО отдельные подразделения могут быть объединены, при этом выполняемые службой эксплуатации функции в общем не изменяются, может измениться только число сотрудников, и выполняющих.

Коммерческая группа является ведущей в службе эксплуатации выполняет следующие функции:

• изучение грузо- и пассажиропотоков, потребностей в пере
возках, потенциальной клиентуры в районе обслуживания АТО и анализ рыночной конъюнктуры в сфере транспортных услуг;

• контроль состояния подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов (ПРП), обеспеченности погрузочно-разгрузочными
ми механизмами (ПРМ); изучение возможностей повышения уровня механизации и автоматизации выполнения ПРР;

• подготовка маршрутов и расписания движения автобусного транспорта;

4.4. Оперативное управление перевозками

Диспетчер — это работник, регулирующий ход производствен­ного процесса и координирующий взаимодействие всех его звень­ев с помощью средств контроля, управления и связи.

В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основ­ным сотрудником, непосредственно организующим и управляю­щим процессом перевозки грузов.

Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следу­ющие функции:

• выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на пере­
возку грузов и ее подготовка на основании заданий водителям;

• оперативное руководство работой ПС на линии;

• первичная обработка путевой документации;

• составление сменно-суточного отчета (диспетчерского докла­
да) по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие
сутки и выполнению плана перевозок.

Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы АТС, график проведения технического обслуживания и перечень АТС, находя­щихся в ремонте. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, конт­ролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию.

При оперативном управлении процессом работы ПС сотрудни­ки диспетчерской группы:

поддерживают связь с пунктами отправления и прибытия ПС;

контролируют выполнение графика работы ПС; следят за вы­полнением наиболее важных перевозок, в случае необходим сти переключая ПС между маршрутами и объектами обслужи­вания;

принимают необходимые меры для ликвидации простоев ПС;

направляют на линию по заявкам водителей АТС технической помощи.

Распоряжения, поступающие водителям от работников диспет­черской группы, являются обязательными.

При управлении перевозками особое внимание необходимо обращать на организацию надежного взаимодействия с клиента­ми (согласование графиков работы, оперативная связь и т.д.). Ана­лиз причин невыполнения планов перевозок показывает, что в 80...90 % случаев сбой перевозочного процесса возникает из-за плохой организации работ у клиентов, 5... 10% — по причине выхода из строя ПС и столько же из-за недисциплинированности водителей и диспетчеров.

Для быстрого принятия решений при оперативном управле­нии перевозками разрабатывают карты типовых действий диспет­чера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения. Например, при поломке ПС на линии по степени эффективности диспетчер может принять одно из следующих ре­шений:

 

• ввод резервного ПС;

• принятие сокращенного плана перевозок;

• переключение ПС с второстепенных на основные перевозки.

Каждый из вариантов заранее просчитывается, тем самым обес­печивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса.

В случае отсутствия надежной оперативной связи с водителями и особенно, когда на обслуживаемых объектах работает большое число АТС, необходимо организовывать работу линейных диспет­черов, основные функции которых заключаются:

в контроле над обеспеченностью объектов грузами и ПРМ;

контроле за соблюдением норм простоя ПС под погрузкой или разгрузкой и правильностью оформления путевой документации;

контроле за графиком работы АТС и ПРМ;

 

проверке состояния ПС и его готовности к погрузке;

наблюдении за выполнением заданных маршрутов движения ПС;

учете выполнения плановых заданий для ПРП и АТС;

переключении ПС на другие объекты работы (по согласованию с главным диспетчером) в случае сбоев в работе ПРП и коррек­тировке графиков работы ПРП и АТС;

составлении актов претензий к работе ПРП, по качеству гру­зов и сверхнормативным простоям.

При организации перевозочного процесса объектом управле­ния является локальная подвижная система автомобиль — води-

 


 

Рис. 4.5. Классификация датчиков, используемых для определения место­положения автотранспортных средств

тель, которая работает в условиях постоянно меняющихся ситуа­ций по месту работы и времени. Для эффективного контроля работы АТС на линии необходимо наличие оперативной инфор­мации о режиме работы ПС. Для этого используют методы слеже­ния1 (vehicle tracking) и трассирования (vehicle tracing)2 АТС, ко­торые часто заменяются одним понятием контроля работы АТС. Это связано с тем, что, как правило, использование только од­ного метода не позволяет определить местоположение АТС с вы­сокой точностью и надежностью. На практике используют комби­нацию методов на основе различных датчиков, классификация которых приведена на рис. 4.5.

Абсолютное определение местоположения АТС позволяет по­лучить данные о географической широте и долготе, скорости и времени измерения, но требует наличия соответствующей инф­раструктуры в виде космической или наземной навигационной инфрастуктуры, средств связи и т.п.

Использование датчиков относительного местоположения пред­ставляет собой наиболее простое решение. Метод основан на сум­мировании приращения траекторий и углов направления движе­ния относительно начальной точки. Конечные координаты АТС п, уп) определяют по формулам

 

 

хn = х0 + ∑Li соs αi; yn = y0 + ∑Li sin αi;

где х Q, yQ исходные координаты АТС; Li, — расстояние, прой­денное на i -м участке без изменения направления; αi — угол вектора направления.

1 Слежение — систематический мониторинг и запись текущей позиции и
состояния АТС.

2 Трассирование — деятельность по поиску текущей позиции АТС путем
реконструкции его маршрута.

 

Основной недостаток метода заключается в суммировании по­грешностей при каждом измерении. Избежать этого можно за счет уменьшения интервала между началом нового измерения. Для этого используют датчики абсолютного положения АТС. Для маршрут­ных автобусов начальной точкой отсчета может являться остано­вочный пункт, местоположение которого заранее известно.

Для внесения коррективов в план работы необходима связь с водителем, находящимся на маршруте, что может быть обеспече­но при оснащении ПС аппаратурой, позволяющей водителям и диспетчерам в любой момент времени контактировать друг с дру­гом для обмена информацией.

В табл. 4.1 приведены основные характеристики средств мобиль­ной связи, которые могут быть использованы для контроля рабо­ты ПС на линии.

На основе такого оборудования возможно создание информа­ционной системы мониторинга для постоянного контроля рабо­ты АТС, учитывающей следующее:

• определение местоположения АТС в любой момент времени
при движении по маршруту с передачей данных в диспетчерскую;

• немедленная передача информации в диспетчерскую о нарушении сохранности груза и неисправностях АТС;

 

Таблица 4.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.