КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значения
Выявление общепринятых значений и характерных особенностей индивидуальных осмыслений двух существенных категорий русского средневекового сознания: «правды» и «веры». Их изучение проводилось, в основном, лишь при обращении к творческому наследию И.С.Пересветова. Споры историков о содержании «правды» ведутся давно, но не меняется главный подход: то понятие воспринимается современными исследователями как преимущественно светское, политическое по содержанию. Но существует опасность, что такой аспект определяется, скорее, не самим источником, а ценностной системой исследователя. Попытаемся уйти о «вчитывания» в данное слово актуальных для нас смыслов. Для этого обратимся прежде всего к самому слову, постараемся восстановить цельную смысловую картину предмета, который оно обозначает. К истокам семантического наполнения лексемы исследователя подводит ее этимология. В основе слова «права»лежит праславянский корень pravь, образованный от индоевропейской основы pro- от которой произошли также латинское probus-«добрый, честный порядочный», древнеиндийское prabhus-«выдающийся превосходящий». Из такой «генеалогии» следует, что понятие правда изначально включало представление о силе, превосходстве того, кто ее обладал. Что касается «веры», то это слово родственно авестийскому var-«верить», осетинскому urnyn-«верить», древневерхнемецкому wara-«правда, верность, милость». Из этих сопоставлений ясно, что изначально вера отождествлялась с истиной, с тем что заслуживает доверия. На славянской почве истина связывалась с тем, что есть, с некой наличностью; в то же время она понималась как подлинная, настоящая суть вещей и уже в этом качестве заслуживала доверия и вечной памяти. Этимологический анализ не отвечает на поставленный вопрос, хотя намечает пути к некоторому сближению, дальнейшей дифференциации понятий «правда» и «вера». Правдой в Древней Руси определяли едва ли е все деяния человека. «Правду» можно было дать, т.е. отнестись справедливо. «Правду» можно было взять, затерять и погубить. Человек мог жить по «правде» и мог судиться по ней. «Вера» имела меньшую «сферу компетенции», хотя ее так же можно было взять, иметь или дать. В веру можно было стать или поставить. Ею можно было что-либо делать, надеяться, молить, поклоняться и даже веровать. В то же время «вера», в отличие от «правды», могла иметь различную ценностную окраску и ориентацию: доброй вере, которая соответствовала «вере» как таковой, противостояла вера злая; христианской веер противостояла вера иная, чужая, «кривая», короче говоря «иноверье» и «кривоверье». Сушествование последнего порождало возможность исправления веры. С необходимостью исправления связано, согласно легенде, и создание славянской азбуки. Обращает, однако, на себя внимание, что лексика, использованная в житиях Кирилла и Мефодия, отличается от той, что встречается в аналогичных ситуациях в более поздних древнерусских текстах. В Житии Мефодия князь Ростислав так мотивирует необходимость появления греческих проповедников в Моравии «Посылъ такъ моужь, иж ны исправить вьсякоу правьду», ибо «соуть въ ны въшьли оучителе мнози крьстине из влахъ и из грькъ, и из немьць, оучаще ны различь. А мы, словени, проста чадь и не имамъ, иже бы ны наставиль на истиноу и разоумъ ськазаль». Из контекста видно, что здесь слово «прада» использовано именно в значении «вера». Как бы то ни было, приведенные фрагменты ясно показывают, что интересующие нас понятия на ранних этапах бытования, несомненно, имели пересекающиеся значения. При этом «вера», видимо, больше тяготела к обозначению внешней, формальной стороны отправления религиозных обрядов, в то время как «правда» в своих значениях стояла ближе к тому, что мы называем верой сегодня. В то же время, в данном случае на лицо явная смысловая недодифференциация рассматриваемых славянских слов, характерна для литературного языка ранних славянских текстов. Как нам представляется, помочь обнаружить эти значения должен сам источник через прямые либо косвенные, если нет прямых, определения. При этом каждое определении будет вводить интересующие нас слова в новый синонимический ряд, что позволит смыслу слова стать «видимым для ума».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |