Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоглав




Поиск «прозрачных» в этом отношении древнерусских текстов привел нас к Стоглаву, памятнику канонического права, отразившему наиболее существенные стереотипы мировосприятия русского общества 16 века.

Обратимся к «правилу иереом», которые «не облачаются во священные ризы ли не разумием, ли гордостью, ли леностью»: «Стихорь есть правда, а фелонь есть истина, и прииде правда с небеси и облечеся во истину. Слово Божие облечеся в плоть и неразлучно пребывает…».

Как видно из текста Стоглава, Слово Божие - синоним «правды», а истина - плоть ее. «Правда» и «вера» едины как дух и плоть, но не тождественны.

«Правду Истинную», Слово Божие, следует исполнять и само это исполнение – тоже «правда». Следует подчеркнуть, что понятия эти четко различаются уже в ранних текстах.

«Вера» - это «правда», облеченная в истину, это Слово Божие во плоти. Стоглав призывал крестьян к тому, что современному человеку покажется нелогичным: «Бога ради потружайтеся во еже исправити истинная и непорочная наша христьянская вера…дабы утверждена была и непоколебима». Следует исправлять непорочную веру в соответствии с Божьими заповедями, апостольскими и священными правилами.Таким образом, само это «исправление» нацелено было на утверждение «веры», существующей вне прямой зависимости от реальной церковной практики и даже вопреки ей. Судя по тексту Стоглава, «христианская вера» - то истина, данная в Божьих заповедях, апостольских и священных правилах. «Вера» была проявлением причастности к христианской религии, а посему внешняя ее сторона становилась чрезвычайно важной для средневековых людей. Характерно, что именно внешнее соблюдение «закона», «чина», «веры» первоначально рассматривалось как достаточное условие причисления человека к праведникам.

«Исправлению» подлежало все, что хоть сколько-нибудь не соответствовало Божьим заповедям, апостольским и священным правилам.

Отсюда еще одно понятие, фигурирующее в Стоглаве – «чистота», символизировавшая полное соответствие между реальной практикой и всеми заповедями. Современному человеку не понять, почему для создателей Стоглава столь важным оказался вопрос о ношении бороды. «Правило святых апостол» гласит: если кто бреет бороду и в таком виде «преставися», - лишается права на заупокойную службу, нельзя «ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Стоглав ясно и четко объясняет причины необходимости «исправления» христианской веры. В царском «рукописании» к собору читаем: «Бога ради и Пречистыя Богородица и всех святых ради потруждайтеся о истинней и непорочней православной християнстей вере и утвердите и изъясните якоже предеше нам святи отцы по божественным правилом…», ибо «в последняя дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбцы и небоголюбцы, предатели, продерзливы, слатолюбцы паче нежели боголюбцы…».

Эсхатологический мотив звучит в обосновании необходимости «исправлений» не только церковных, но и земских. «Праведный суд» отображает идею исполнения «всякой правды». Вот почему «исправление» земских дел и «исправление» веры – «наше дело по Бозе», отражающее идею коллективного спасения.

Идея приближающегося конца света пронизывает текст Стоглава. Почти каждый царский вопрос имеет концовку, связывающую его с проблемой спасения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.