КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правда мира сего
И.С.Пересветов: что же «сильнее всего»? Мучитель трудный вопрос, который Пересветов поставил впервые в русской общественной мысли: что же «сильнее» в «Божественном писании» - «правда» или «вера»? Пересветов допускал, что турецкий султан Мухаммед II, захватив Константинополь и уничтожив христианскую империю, выполнил Божью волю, а потому соершил богоугодное дело. Турецкий султан ввел «»суд во все царство». Таким образом правый суд был введен не слугой Христовым, а безбожником. «Лож вывел» в царстве христианском не кто-нибудь, а мусульманин. И тем он воздал Богу «сердечную радость». Бог по мысли Пересветова любит правду, больше всего. В «Сказании о Магмет-салтане» И.С.Пересветов пишет о гармонии: «Правда Богу сердечная радость и вере красота». Устами Петра волосского Пересветов в «Большой челобитной» решается, наконец, сказать: «Бог не веру любит - правду». Вера у Пересветова заменяется чистотой. Именно нетожественность правды и веры, имеющих единственное происхождение, толкала пытливую мысль в поисках различий между ними и гармонии. Соотношение «правды» и «веры» своеобразно раскрывается в отношениях по «вертикали»: между высшей властью в государстве и ее «подовластными».Царю полагалось служить «верою и правдою». В русской элитарно богословской среде положение великого князя рассматривалось как вполне ясное, структурно оформленное. Христос – Правда Истинная – будет вершить свой последний Суд; каждый христианин обязан для спасения собственной души исполнять всякую правду; великий князь в этой структуре был «правдой мира сего». В «Наказании князьям...» особо подчеркивалась ответственность князя за содержание «истины в неправде», за попустительство беззаконию. Ивану Грозному нелегко было примирить два тезиса: «прогнанные» от царя «бес правды» вопиют и будут свидетельствовать на Страшном Суде против того, кто явился «во православии пресветлым». Царь же этот вопрос решал по-царски и, возражая бывшему боярину, едва ли не первой фразой своего послания цитировал Притчи Соломоновы: «Сильные пишут правду»107. Царь — «содержитель» православия, Божиим изволением и прародителей благословлением получивший трон. Царская власть в России носила ярко выраженный сакральный характер — она уподоблялась власти Божией. То, что царю полагалось служить «верою и правдою», своеобразно раскрывалось Грозным: «Богу веру испиишу и к нам прямую службу». Так в идеале, но в жизни было иначе, и царь не преминул вспомнить. «Правда» подданных в сознании царя — исполнение ими повелений того, кому дана власть от Бога: вот почему «сильные пишут правду». Государев ответ В ответе Яну Роките Иван Грозный изложил свое богословское понимание соотношения дел и веры... Ян Рокита настаивал на том, что человек спасается не делами, а верою, ссылаясь при этом на апостола Павла. В этом утверждении он повторял позицию Лютера, учение которого гласило, что спасение совершается самим Богом, не делами человека, но одною лишь верою, получение которой тоже зависит от Бога. Царь не только с этим не соглашался, но и фактически, процитировав каноническое определение веры, данное апостолом Павлом, позволил себе дать иное толкование того, что он понимает под «верой христианской»: «Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже не от видимых видимым быти»112. Если для протестантов и близких к ним религиозных общин вера христианская — это уверенность в вещах невидимых (по апостолу Павлу), то для Грозного — это верность истине, выраженной в божественных «глаголах». Мы сталкиваемся с явным парадоксом этого спора: ибо под словом «вера» спорящие понимали явно не одно и то же113. Но каждый, доказывая свою правоту, исходил из того, что не форма, а содержание христианской жизни, преобразующее внутренний мир личности, ведет к спасению. Иван Грозный ту «веру христианскую», которую имели в виду протестанты, и в частности Ян Рокита, определил бы «правдой»... Трудно сказать почему, но царь всегда особо интересовался протестантизмом.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |