Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II период обучения




На этом этапе уделяется внимание:

— трансформации слова путем замены одной из фонем;

— формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;

— качественной характеристике звуков.

На индивидуальных занятиях, закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.

Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л—ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш Дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы). Из-за данных звуков возобновляется спор у Тома и Тима: «У кого больше звуков?» Оказывается, что звуки [ш], [ж], [ц] дружат только с Томом. Зато звуки [ч], [щ], [й] с Томом дружить не хотят и строят слова только с Тимом.

 

Остальные согласные могут прочитать и Том и Тим, но у каждого из них они звучат по-разному. Вставляя в звуковые схемы слов такие согласные (с одной стороны они раскрашены в синий цвет, а с другой — в зеленый), мы уточняем, какая гласная стоит после данной согласной в слове. Требуется интересно и доходчиво объяснить детям, что одна и та же гласная фонема в словах Тома и Тима будет обозначаться разными гласными буквами. Для этого мы много раз «проходим» по улице Гласной на карте города Звукоречье и обнаруживаем, что в домиках, на которых висят таблички «я», «ё», «е», «ю», живет и звук [й] (его портрет видно на балкончиках), а так как это любимый звук Тима, то буквы «я», «ё», «е», «ю» стоят в словах Тима после мягкого согласного звука.

При обозначении звуков соответствующими буквами мы стараемся соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомим детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяем постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.

В окошках наших звуковых домиков (звуковых схем) все больше окошек заполняется портретами звуков, — все больше фишек мы заменяем буквами того же цвета. В домиках появляется четвертое окошко, а затем пятое, шестое... Этому способствует игра «Какие слова смогут жить в этом звуковом домике?» Часто дети сами предлагают добавить окошки для звуков, которые не поместились в готовую звуковую схему. Остается только уточнить цвет нового окошка и соответственно качественную характеристику звука.

На очередном занятии Том и Тим раздают детям «колокольчики» из желтого картона и учат различать их звуки по участию голоса, фиксируя для этого ладонь на гортани. Здесь снова помогает карта города Звукоречье. Оказывается, что на улице Согласной многие звуки живут парами в двухэтажных домиках, и у одного из них висит над окошком колокольчик.

Для закрепления качественной характеристики звуков детям нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие — тонкой. Затем дети вырезают готовые буквы и составляют из них знакомые слова. А в конце занятия раскладывают самодельные буквы в разные коробочки (синюю, зеленую, сине-зеленую — со звоночком; синюю, зеленую, сине-зелёную — без звоночка), объясняя свои действия.

С самодельными буквами дети продолжают играть и вне занятий: «Найди место в звуковом домике для своей буквы»; «Перестрой буквы по-другому и прочитай: что получилось?»; «Какой буквы не хватает?»; «Разложи буквы на картинки (игрушки, предметы), в названиях которых они есть» и т.д.

Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом. Иногда там было по два слова: «лук — люк», «мыл — мил», «ток — тёк» и т.д. Дети раскрашивают

каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.

Вне занятий воспитатели предлагают детям игры на трансформацию слов путем замены одной из фонем: «Замени звук... звуком... Какое новое слово получится?»; «Произнеси первый (последний) звук мягко (твердо)»; «Поменяй звуки (слоги) местами»; «Прочитай слово задом наперед» и т.д. Речевой материал мы брали из книги И. Лопухиной «550 занимательных упражнений для развития речи».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.