Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I период обучения (подготовительный)




На этом этапе должно быть уделено внимание:

— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации

в фонемной системе языка;

— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;

— освоению системы согласных фонем.

В сентябре мы играем с неречевыми звуками и обучаем детей фонетической ритмике по системе А.Я. Мухиной, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман.

Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь используются такие игры, как «Машины» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Доктора Звукова, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.

Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».

На первом занятии мы приглашаем детей в наш Дом звуков. Их портреты (буквы) дети находят в специальных домиках разного цвета. Мы рассказываем детям сказку о звуках и стараемся ответить в доступной и интересной форме на все вопросы. Здесь нам помогают карта города Звукоречье, братцы-гласные, Том и Тим.

Братцы-гласные сразу начинают учить детей слышать и выделять их звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и выпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за братцами-гласными свои первые слова: «ау», «уа», «иа» и даже придумывают с ними сказки, которые мы под их диктовку записываем в специальную тетрадь.

Понять, что пары гласных звуков ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости, помогают прогулки по улице Гласной на карте города Звукоречье, где йотированные гласные звуки живут напротив основных гласных звуков, а на балкончиках их домиков обитает звук [й]. Приходят на подмогу и Том с Тимом, которые приносят на занятие согласные буквы, раскрашенные с одной стороны в синий цвет, а с другой — в зеленый. Кроме того, они раздают детям синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, пока с пустыми окошками.

Том и Тим незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Продолжают спорить и братцы-гласные: «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д.

«Ударяя голосом» поочередно все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.

На каждом занятии кто-то из братцев-гласных или Том с Тимом приносят и раздают детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука. Букву того же цвета дети сами ставят в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз уточняя качественные признаки звука.

С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «oп», «aп», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных — «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.

Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».

Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.

Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ — пот», «кот — ток — кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.

Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.

 

Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.