КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гомзяк о.с.,
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников учитель-логопед МДОУ№ 5, г. Мегион, Ханты-Мансийский АО
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Предлагаемый комплекс занятий создан с учетом структуры речевого дефекта у детей с ОНР и рассчитан на подготовительную логопедическую группу. Занятия условно разделены на три периода, что отражено в перспективном планировании, и каждое из них строится по определенной структуре. Каждое занятие посвящено звуку (или звукам) и букве (или буквам) и подчинено какой-то лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы отражают звуковую или лексическую тематику. Одна тема и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение недели на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями. В результате комплекс усваивается детьми и со следующей недели заменяется новым.
Для того чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях логопеда, и вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс, нами созданы игровые домашние задания. Они служат четким продолжением каждого фронтального занятия логопеда, проходящего два раза в неделю. Таким образом, родители имеют возможность прослеживать достижения своих детей. Занятие 10. Звук и буква «о» Цели занятия Коррекционно-образовательные: — обучение характеристики звука [о] с опорой на различные виды контроля; — уточнение и расширение словарного запаса по теме «Насекомые»; — формирование предикативного словаря. Коррекционно-развивающие: — автоматизация произнесения звука [о] в слогах, словах, предложениях и тексте; — развитие фонематического слуха и восприятия; — улучшение общей моторики и координации движений; — развитие дыхания и голоса. Коррекционно-воспитательная: — воспитание нравственных качеств.
Потребуются картина с изображением частей тела насекомого, рисунки предметов и насекомых со звуком [о] в начале, середине и конце слова, наборы для составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки. ■ Вступительная часть. Дети вспоминают насекомых, с которыми познакомились на прошлом занятии. ■ Общее расслабление. ■ Развитие общей моторики. ■ Развитие мелкой моторики. ■ Массаж лица. ■ Развитие мимических мышц. ■ Артикуляционная гимнастика. Для челюсти: — рот открыть — закрыть (не сколько раз). Для губ: — сложить губы «трубочкой», «бубликом»; — произнести звук [о] артикуляцией, шепотом, вполголоса, громко. Для языка: — самомассаж языка (покусывание); — накажем непослушный язык: «пя-пя-пя». ■ Работа над развитием дыхания и голоса. 1. Дети должны вдыхать через нос, выдыхать через нос (5 раз). 2. Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки [и], [а]. ■ Объявление темы. Дети должны назвать звук, с которым они познакомились, определив первый звук в словах: «ослик», «обруч», «осы». ■ Акустико-артикуляционный образ звука. Дети произносят изолированный звук [о] (хором, индивидуально) с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук [о] гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается красным цветом. ■ Соотношение звука с буквой. В старом дереве дупло Ну, совсем как буква «о». (В, Степанов) Дети отыскивают буквы «о» в разрезной азбуке (с опорой на образец). ■ Развитие фонематического слуха. Дети должны поднять красный флажок, когда услышат звук [о] в ряду других звуков. ■ Автоматизация звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов типа «оп», «по». Дети выкладывают схему слогов из цветных фишек. ■ Закрепление звука в словах. Дети должны назвать одинаковый звук в словах: «дом», «ноты», «зонт», «пальто», «осы», «ноги». (Звук [о] в словах произносится утрированно.) Звукослоговой анализ слов «дом», «осы» с графической записью. ■ Закрепление звука в предложениях. Дети должны закончить предложения (с опорой на картинки). Мама открыла все... (окна). По небу плывет воздушное... (облако). В комнате мяукал... (кот). Дети делят предложения на слова, записывают графическую схему. ■ Физкультминутка. Логопед читает стихи, дети делают движения, соответствующие тексту. Носом вдох, А выдох ртом, Дышим глубже, А потом — Марш на месте! Не спеша: Как погода хороша! ■ Формирование лексико-грамматической стороны речи. 1. Выделение четвертого лишнего: «ласточка», «бабочка», «синица», «журавль». Перед детьми выставляется большая картинка с бабочкой, чтобы можно было увидеть части ее тела. Логопед показывает и называет их, а также говорит о том, что так устроены насекомые: у них есть крылья, усики, брюшко, голова, хоботок, грудь, ноги. У всех насекомых шесть ног. 2. Игра «Как питаются насекомые?» Дети должны вспомнить как можно больше способов питания разных насекомых. Кузнечики, жуки, тараканы — грызут и откусывают. Бабочка — высасывает нектар из цветка хоботком. Шмель и пчелы — добывают нектар из цветка длинным гибким язычком. Муха — слизывает остатки нашей пищи. Комар — прокалывает кожу и питается кровью человека и животных. ■ Домашнее задание. 1. Печатать букву «о». Слово «пот». 2. Игра «Допиши буквы». Логопед пишет элементы букв, а ребенок дописывает буквы. 3. Нарисовать бабочку по контуру и раскрасить. ■ Итог занятия. 1. Охарактеризовать звук [о]. 2. Назвать части тела насекомого. ■ Оценка работы детей.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |