Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомзяк о.с.,




Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

учитель-логопед МДОУ№ 5, г. Мегион, Ханты-Мансийский АО

 

 

Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Предлагаемый комплекс занятий создан с учетом структуры речевого дефекта у детей с ОНР и рассчитан на подготовительную логопедическую группу. Занятия условно разделены на три периода, что отражено в перспективном планировании, и каждое из них строится по определенной структуре.

Каждое занятие посвящено звуку (или звукам) и букве (или буквам) и подчинено какой-то лексической теме. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы отражают звуковую или лексическую тематику. Одна тема и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение недели на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями. В результате комплекс усваивается детьми и со следующей недели заменяется новым.

 

Для того чтобы закрепить знания, полученные детьми на занятиях логопеда, и вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс, нами созданы игровые домашние задания. Они служат четким продолжением каждого фронтального занятия логопеда, проходящего два раза в неделю. Таким образом, родители имеют возможность прослеживать достижения своих детей.

Занятие 10. Звук и буква «о»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

— обучение характеристики звука [о] с опорой на различные виды контроля;

— уточнение и расширение словарного запаса по теме «Насекомые»;

— формирование предикативного словаря.

Коррекционно-развивающие:

— автоматизация произнесения звука [о] в слогах, словах,

предложениях и тексте;

— развитие фонематического слуха и восприятия;

— улучшение общей моторики и координации движений;

— развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитание нравственных качеств.

 

Потребуются картина с изображением частей тела насекомого, рисунки предметов и насекомых со звуком [о] в начале, середине и конце слова, наборы для составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки.

■ Вступительная часть.

Дети вспоминают насекомых, с которыми познакомились на прошлом занятии.

■ Общее расслабление.

■ Развитие общей моторики.

■ Развитие мелкой моторики.

■ Массаж лица.

■ Развитие мимических мышц.

■ Артикуляционная гимнастика.

Для челюсти:

— рот открыть — закрыть (не сколько раз).

Для губ:

— сложить губы «трубочкой», «бубликом»;

— произнести звук [о] артикуляцией, шепотом, вполголоса, громко.

Для языка:

— самомассаж языка (покусывание);

— накажем непослушный язык: «пя-пя-пя».

■ Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Дети должны вдыхать через нос, выдыхать через нос (5 раз).

2. Голосовые упражнения:

произносить на одном выдохе звуки [и], [а].

■ Объявление темы.

Дети должны назвать звук, с которым они познакомились, определив первый звук в словах: «ослик», «обруч», «осы».

■ Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети произносят изолированный звук [о] (хором, индивидуально) с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук [о] гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается красным цветом.

■ Соотношение звука с буквой.

В старом дереве дупло Ну, совсем как буква «о». (В, Степанов)

Дети отыскивают буквы «о» в разрезной азбуке (с опорой на образец).

■ Развитие фонематического слуха.

Дети должны поднять красный флажок, когда услышат звук [о] в ряду других звуков.

■ Автоматизация звука в слогах.

Звуковой анализ и синтез слогов типа «оп», «по». Дети выкладывают схему слогов из цветных фишек.

■ Закрепление звука в словах.

Дети должны назвать одинаковый звук в словах: «дом», «ноты»,

«зонт», «пальто», «осы», «ноги».

(Звук [о] в словах произносится утрированно.)

Звукослоговой анализ слов «дом», «осы» с графической записью.

■ Закрепление звука в предложениях.

Дети должны закончить предложения (с опорой на картинки). Мама открыла все... (окна).

По небу плывет воздушное... (облако).

В комнате мяукал... (кот). Дети делят предложения на слова, записывают графическую схему.

■ Физкультминутка.

Логопед читает стихи, дети делают движения, соответствующие тексту.

Носом вдох,

А выдох ртом,

Дышим глубже,

А потом —

Марш на месте!

Не спеша:

Как погода хороша!

■ Формирование лексико-грамматической стороны речи.

1. Выделение четвертого лишнего: «ласточка», «бабочка», «синица», «журавль».

Перед детьми выставляется большая картинка с бабочкой, чтобы можно было увидеть части ее тела. Логопед показывает и называет их, а также говорит о том, что так устроены насекомые: у них есть крылья, усики, брюшко, голова, хоботок, грудь, ноги. У всех насекомых шесть ног.

2. Игра «Как питаются насекомые?»

Дети должны вспомнить как можно больше способов питания разных насекомых.

Кузнечики, жуки, тараканы — грызут и откусывают.

Бабочка — высасывает нектар из цветка хоботком.

Шмель и пчелы — добывают нектар из цветка длинным гибким язычком.

Муха — слизывает остатки нашей пищи.

Комар — прокалывает кожу и питается кровью человека и животных.

■ Домашнее задание.

1. Печатать букву «о». Слово «пот».

2. Игра «Допиши буквы».

Логопед пишет элементы букв,

а ребенок дописывает буквы.

3. Нарисовать бабочку по контуру и раскрасить.

■ Итог занятия.

1. Охарактеризовать звук [о].

2. Назвать части тела насекомого.

■ Оценка работы детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.