![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Собственно риторические средства
Выделение собственно риторических приемов, форм говорит о том, что они, реально существуя, не вполне подходят под рубрики, а служат целям риторики. Отчасти они выполня- ют и задачи стилистики: так, фигура, называемая периодом (примеры фигур разных типов даны в практической части данной книги), в силу своей сложности и размеров употребляется в рассуждениях, научном стиле, реже — в публицистике, художественной литературе — лишь в авторских раздумьях и в рассуждениях, даже в поэзии (мастером периода был М. Ю. Лермонтов — «Когда волнуется желтеющая нива...», заключительная часть стихотворения «На смерть поэта»). Период — это раскаты страстной ораторской речи, как бы волнами восходящие все выше и выше, они достигают вершины и разрешаются выводом, либо страстно обличительным: Тогда напрасно вы прибегнете к злословью, Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь, — либо умиротворяющим, создающим гармонию в душе: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. Древние риторы делили речь на два вида: периодическую, т. е. построенную из усложненных предложений, и отрывистую, лаконичную. Ритмика речи, симметрия конструкций также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие закономерности гармонии мира. Русский эквивалент гармонии — «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной архитектуры (см.: Белов В. Лад: Очерки народной эстетики. — М., 1975). Противопоставление добра и зла, порядочности и низости, подлости и силы духа, мощи и слабости, света и тьмы, искренности и лицемерия (антитеза) соответствует этим законам, обеспечивает размеренность композиции текста, сопоставление сюжетных линий и образов персонажей. Этим законам подчиняются и стили (высокий — низкий), и роды литературы (трагедия — комедия, поэзия—проза), и конструкции текста (простые и сложные предложения, цепная и параллельная связи), и типы речи... Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла. Ритм есть организующее начало исполнения речевого произведения в акустическом коде. Даже на письме каллиграфия тоже подчиняется закону ритма: пишущая рука делает размеренные, ритмические движения. Этому же ритму подчинялись и составите- ли так называемых прописей — образцов начертания письменных букв и их соединений (возможности ритмического письма — один из критериев новых предлагаемых прописей). В произведениях литературы, как и в любых других творческих актах, даже малозначительных, присутствует и играет существенную роль доминанта как движение духа. Доминанту имеет каждый человек, она становится заметнее в зависимости от степени таланта, богатства и активности духовного мира человека, автора. По утверждениям психологов, доминанта имеет физиологическую основу, формируется в процессе жизни и находит отражение в поступках человека, особенно в произведениях его мыслительной и языковой способности как актах, с наибольшей полнотой связанных с внутренней, духовной жизнью личности. Естественно, что изучение доминанты удобнее всего проводить на материале писателей, в творчестве которых она ярче прослеживается: Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, И.А.Бунина, А. А. Ахматовой. По-видимому, трудность «доминантного анализа» творчества писателя определяется его сложностью: ведь понятие доминанты присутствует и в целостном мироощущении, мировосприятии, миропонимании, в устремленности личности. Подчеркивая реальность доминанты как феномена, исследователи все же обращают внимание на ее связи с миром бессознательного: интуицией, тревожностью, эмоциональным миром, способностью предвосхищения (антиципацией), отчасти с воображением и творчеством. Человек (и это подтверждено многочисленными примерами) не может преодолеть самого себя и нередко поступает вопреки логике и даже во вред себе. Нельзя не назвать в числе факторов, определяющих доминанту творчества, еще и.нравственные чувства — от ценностных ориентации личности до мук совести и суда над самим собой. Доминанта как ведущий мотив определяет выбор фактов в речи, формирование сюжетов, создание общего эскиза (плана, схемы, матрицы), контура высказывания, намечает вершину — кульминацию, конфликт, проблемы, ожидающие разрешения. В литературном процессе — это патетика, апофеоз — и сатира, гротеск, панегирики, дифирамбы — и филиппики, мажор и минор, ода и элегия; в жизни — беседа и диалог, ласка и брань, Ругань, молитва, покаяние и проклятие. Риторика знает десятки приемов и форм, целых систем. Например, медитативная речь: это раздумье — и про себя, и Вслух, размышление, диалог с самим собой, исповедь... Этот вид Речи — и в откровенных разговорах близких людей, и в лирической поэзии, и в монологах персонажей пьес (вспомним монолог ' амлета — «Быть или не быть?»). Примером медитативной лирики ^ожет служить поэма А. Т. Твардовского «За далью — даль». 4 Львов 97 Вариантом медитативной речи является обращение к тому, кого уже нет в живых, — апострофа; например, поэт Павел Антокольский обращается к сыну: Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть. Прощай, моя молодость, милый сыночек... На веки веков восемнадцатилетний... (Сын, 1942) ' Апострофой называют и обращение к воображаемому персонажу или к слушателю и читателю. Это уже многочисленные варианты риторического обращения: к публике, к читателю-другу, к реальному лицу. Так, трактат Цицерона «О природе богов» начинается словами: «Как ты знаешь, Брут...». Брут — друг Цицерона, консул, ему посвящен риторический Наряду с обращениями риторическую функцию выполняют вопросы, не имеющие вопросительной цели и не требующие прямого ответа: Куда ты несешься, Русь? Что делать? Кто виноват? Камо грядеши?: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Говорят, что русская литература — это литература вопросов без ответов. Риторическими бывают и восклицания; палитра эмоций, выражаемых ими, необычайно богата: это и радость, и приказ, злоба, призыв и любовь. Как видим, язык — это не только фонетика и грамматика, это неисчерпаемый источник мудрости, чувства и богатства. Не только цельность и последовательность, но и их нарушение тоже служат риторике: вставные конструкции, «рассказы в рассказе», лирические отступления, пейзажные зарисовки, портре ты (главным образом в монологах). Затянувшийся монолог может быть оживлен диалогом (диалог — монологом), ораторская речь — авторскими отступлениями из собственного опыта жизни оратора, они способствуют контакту с аудиторией, доверительности (однако без назойливых излишеств). В ораторвкой практике нередки диалоги с аудиторией: здесь требуется высокая коммуникабельность, граничащая с артистизмом (беспроигрышный прием!). Но есть и определенный риск: молодежная аудитория обычно не приемлет сентенций, особенно нравственных. Заинтересовать собеседников, вызвать ответную реакцию у аудитории не просто: этому способствуют доброжелательность, сочувствие, сопереживание близких людей, шутка, остроумие, меткое слово, увлекательная информация, любопытный факт, аллюзия, связывающая только двоих и непонятная другим... Причем очень важно, чтобы названные средства были естественны и собеседники не заподозрили натяжки. Немалое значение имеют формулы этикета, простой вежливости: извинение, благодарность, приветствие, толерантность, терпимость к чужим мнениям, а также подлинная, естественная заинтересованность этими мнениями и той информацией, которую излагает вам собеседник. Взаимное доверие и внимание, конечно, не могут быть названы приемами, они вытекают из общности интересов, из уважения между собеседниками. Есть люди — счастливые обладатели природного расположения к другим, с ними всегда интересно и даже весело, вокруг них собираются даже незнакомые люди, создается аура особой одухотворенности, передающейся всем участникам общения, возникает суггестия — способность внушения (лат. «дуновение ветерка»). Противостоят этому взаимопониманию скепсис, недоверие, сомнение, нередко окрашенное иронией и даже недоброжелательством. Но и скепсис может быть стимулом здорового спора, дискуссии, хотя и разделяющей людей, но в то же время и сближающей их. Ведь нередко даже конфликт порождает взаимное уважение, а затем и дружбу. Наконец, то, чего следует остерегаться, избегать в общании — это фамильярность, особенно в официальных условиях, амикошонство (фр. «свинская дружба»); апломб — преувеличенная уверенность в своей правоте, знаниях; лицемерие, демагогия, цинизм; помпезность — чрезмерная торжественность. Все перечисленное, несомненно, имеет прямое отношение к культуре речи, общения, хотя многое и выходит за рамки верба-лизма. 37. «Фигуры мысли» Культура речи и культура мысли неразделимы, несмотря на то что мысль всегда опережает озвученную или написанную речь. Внутренняя, мысленная, речь находится на высшей ступени по отношению к произнесению или письму, она, в сущности, уже почти Полностью вербализована, говорящему остается лишь ее озвучить (осуществить кодовый переход на акустические знаки) и проин-тонировать. Поэтому еще в древности возникло понятие «фигур мысли», Иначе — логических фигур, операций. В риторике сплетаются и л°гика, и стилистика, и поэтика, и синтаксис, а в наши дни — еЩе и теория текста (лингвистика текста, синтаксис целого тек- ста). К мысленным структурам и операциям наиболее применимы законы логики, а одно из важнейших требований к речи — это ее логичность, обоснованность, доказательность, непротиворечивость, отсутствие алогизмов, ошибок в построении мысли. Основные мыслительные операции — анализ и синтез — чаще всего едины, но в исследовании, где требуется выделение частей изучаемого объекта, преобладает аналитическая деятельность мозга, а при конструировании, в частности при построении речи-текста, преобладает синтез. Анализ в языке, в речевой деятельности применяется в аудировании как способ всестороннего понимания прослушанной речи, ее прямого значения, всех связей и оттенков значений, а также второго плана прослушанного высказывания, его скрытого смысла, возможных вариантов скрытого смысла, линий продолжения, развития сказанного (это относится и к чтению). Анализу подвергаются и языковые структуры — компоненты текста, предложения, состав слов и пр. с целью более точного понимания, а также в образовательных ситуациях. В деловом мире анализу отношений, ситуаций в прогнозировании возможных перспектив развития событий придается огромное значение, и аналитики-эксперты ценятся превыше всех. Аналитики способны научно определять причины изучаемых явлений, излагать полученные данные в языковых формах. Анализ служит основным методом и в научных поисках, и в дипломатии, и в познавательной деятельности. Синтез — это построение целостных структур, в частности речевых, от форм слов и предложений до целых книг, а также воссоздание разрозненных анализом текстов. Синтез имеет место не только в построении речи, но и в понимании воспринятого, ибо само понимание без синтеза невозможно. Синтез — это воссоединение частей, создание целостной картины, целого образа и высказывания. Текст — это продукт языкового синтеза. Модель высказывания такова: анализ на подготовительных этапах и синтез на высших этапах. Модель аудирования представляет собой следующее: синтетическое восприятие текста, анализ его деталей и вариантов, наконец, синтез на ступени понимания (и при чтении). Синтетическое восприятие компонента текста — его анализ и понимание каждой составной единицы — затем опять синтетическое обобщение, что и приводит к пониманию. Напомним, что все эти процессы не дискретны, они протекают слитно, непрерывно и с огромной скоростью. Важнейшее логическое понятие — система и производные: системность (системный подход), систематичность и пр. Здесь слово система употребляется не в философском смысле: система — это объект, где любой предмет предполагает наличие внутренних связей и структуры, а в ключе работающей логики, как форма устройства чего-либо, его организации, совокупность внутренних и внешних связей, некое единство, целостное образование. Поэтому прилагательные системный и систематический допускают шкалу систематичности. Так, в целях упорядочивания чего-либо, какой-то программы действий говорят о внесении в нее системы как совокупности связей, последовательности, преемственности и перспективности, нарастания или убывания каких-то качеств. А об отсутствии порядка, стройности, связей говорят как о бессистемности. Естественно, что в риторике система понимается в рабочем, прагматическом смысле этого слова, как способ совершенствования речевой структуры, ее содержания, а понижение системности считается серьезным недостатком. В риторике, с точки зрения точности передачи мысли в речевых формах, высоко ценится понятие и его определение, или дефиниция. Оно включает в себя: а) словесное обозначение понятия; б) его подведение под ближайший род; в) формулирование 2—3 существенных признаков, отличаю Вот пример из морфологии: _________ > морфема (или часть слова) Суффикс » признаки (отличительные): 1) стоит после корня слова 2) образует слово с новым значением 3) в слове может быть 2—3 суффикса — признак несуществен Логические структуры уместны в деловом и научном стилях и обычно не используются в художественном. Наряду с «общими местами» они придают тексту стройность, связность, убедительность. В этом же ряду стоят утверждение и отрицание, применяемые обычно в диалогах, особенно дискуссионных. Так, Утверждение может иметь такие формы: простое сообщение как Факт или факты; гипотеза как предположение и приведение аргументов, подтверждающих ее; аргументы — история вопроса, подводящая к обоснованию гипотезы; опора на мнения авторитетов, Цитирование, опубликованные данные других авторов; приведение собственных данных исследования, наблюдений, эксперимента, математических (логических) выкладок. Сюда же может быть отнесено: предложение партнеру с аргументацией, призыв, приказание, проект и план его реализации, концепция новой про- граммы, например в социальной сфере, хозяйственной, и многое другое. Нередко авторы утверждению предпосылают отрицание либо с целью разрушения чего-то, либо для обоснования новых предложений. Сила такой конструкции речи может оказаться очень большой благодаря контрасту, сопоставлению, сравнению. Примеры такой формы выражения: доказательства ошибочнвсти прежних попыток решения вопроса; опровержение чужих предложений и установок путем показа ошибок, противоречий; доведение чужого мнения до абсурда, ирония, сарказм; опровержение чужих мнений выдвижением альтернативных предложений и гипотез; ссылки на сходные ситуации методом аналогий и пр. Вариантов утверждения/отрицания бесчисленное множество. В поэтике термин антитеза применяется весьма широко: от простой пары антонимов огромный—крохотный до контраста в замысле и композиции целых книг: противостояние новаторства и консерватизма, добра и зла. Антитеза симметрична, например: «Любовь, постепенно потухая, прошла через все фазисы равнодушия и, наконец, превратилась в положительную ненависть» (Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина). К рассматриваемой группе «фигур мысли» могут быть отнесены и так называемые типы речи: повествование, описание, рассуждение и контаминированный, смешанный, вариант, известные из школьного курса. Риторика с давних времен огромное внимание уделяла рассуждению, разделяя его на два вида индуктивное, по модели: Накопление фактов Их анализ и синтез Вывод наблюдение, сопоставление фактов, микрооткрытие, и дедуктивное, по модели: Гипотеза (тезис) Ее обсуждение, аргументы Вывод то, что нужно за, против (рекомен- утверждение подтвердить довалось до 20 и или опровер- или опровергнуть даже более типов жение тезиса аргументации) Поскольку в рассуждении цель — поиск решения проблем, т. е. поиск истины, то рассуждению, доказательству, теории аргументации, гипотезам бывает посвящена чуть ли не половина объема учебников логики (например: Гетманова А. Д. Логика. — М-. 1998). Аргументы очень разнообразны (от сравнения, сходства, примера, от противного и пр.), но самый убедительный прием — силлогизм как фигура: 1. Формулировка аксиомы, принимаемой без доказательства, 2. Что нужно доказать: Коля Н. — нормальный человек, школьник. 3. Значит: Он может учиться, как все, и преодолеет отставание. очевидный и такой усеченный силлогизм называется энтиме-м о й. Слушая или читая текст, мы на каждом шагу воспринимаем эту фигуру в упрощенном виде, не замечая ее и не задумываясь над тем, что убедительность мысли все же обеспечивается энти-мемой. В заключение далеко не полного перечня «фигур мысли» укажем на ассоциации, т.е. на связи по какому-то одному из огромного множества видов сходства, хранимых в памяти человека. Актуализация одного из этих видов вызывает в мыслях другой. Так, картина снеговых вершин вызовет у одного воспоминание о горнолыжных соревнованиях, у другого — рассказы о снежном человеке, у третьего — книгу К. Федина... Ассоциации бывают не только индивидуальные: картины весеннего леса вряд ли у кого-то вызовут мрачные мысли, тогда как упоминание о 22 июня 1941 г. вряд ли развеселит. Поскольку ассоциации обращены не только к интеллекту, но и к миру эмоций, они обладают огромной впечатляющей силой, особенно в общении близко знакомых людей. Ассоциации широко используются в искусствах — литературе, музыке, живописи, театре.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |