Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор слова. Языковое (внутреннее) структурирование




По

Языковое (внутреннее) структурирование

Подготовленное содержание речи пока еще аморфно, полную °Пределенность оно получит лишь тогда, когда приобретет вер­бальную форму, «оденется» в слова, будет следовать общеприня­тому порядку, когда все слова связаны между собой не только по


смыслу, но и грамматическими средствами. Этим целям служит синтаксис, а его единицей служит предложение. Но не всегда на­меченное высказывание может уложиться в рамки одного предло­жения, средние размеры которого статистически определены: от 10 до 22 слов у людей со средним образованием (письменная речь). Следовательно, структурирование речи ориентировано не только на предложение, но и на компонент текста — сложное синтакси­ческое целое, или ССЦ.

В понятии структурирования объединены три ступени: выбор слов, их порядок — последовательность в предложении и грамма­тическое маркирование (связи).

Есть три гипотезы, которые в чем-то подтверждаются, а глав­ное не противоречат друг другу, следовательно, можно предполо­жить их сосуществование. Напомним, что в долговременной па­мяти человека содержатся десятки и даже сотни тысяч слов и их значений, выбор слова происходит с огромной скоростью.

Согласно первой гипотезе (Н. И. Жинкин, 1956) выбор идет не «цепочкой», а на основе матрицы, предполагающей модель одного или нескольких предложений — смысловой блок. Его орга­низующим началам служит субъект, к нему тяготеют иерархии предикатов (субъект, предикат — логические). Заполняются ячей­ки матрицы, далее подбираются предметные признаки. Н. И. Жин­кин допускает, что наиболее точные слова не «возникают» в нуж­ный момент, хотя они в языковой памяти имеются: отсюда не­удачи в выборе слов. Такой порядок выбора слов может быть опре­делен как логический.

Вторая гипотеза опирается на словесные ассоциации.

В середине XX в. в США и ряде других стран наблюдался повы­шенный интерес к связям (ассоциациям) между словами, за­крепленным в памяти; согласно ассоциативной гипотезе одно слово влечет за собой другое. Так, слово друг вызывает слова дорогой (синтагматическая ассоциация), или враг (ассоциация по контра­сту), или подруга (словообразовательная) и т. д. В России словес­ные ассоциации изучали А. А. Леонтьев. А. Е. Супрун, был издан «Русский ассоциативный словарь» в 4 частях (1994—1996). Пред­полагается, что когда некто услышит слово Бородинская, то в его сознании активизируется слово битва, это слово, в свою оче­редь, вызывает слово произошла и т. д. Сторонники этой гипотезы пишут об ассоциативной норме языка и утверждают, что ассоци­ативный (неосознанный) выбор слова является преобладающим-Однако противники этой гипотезы утверждают обратное: в созна­нии говорящего и особенно пишущего идет постоянная борьба с привычными, стандартными ассоциациями, поиск точного и ори­гинального слова. Иными словами, руководящим является ^ ночный фактор выбора.


Третью гипотезу условно можно назвать гипотезой проб jj ошибок. Она предполагает поиск слова путем выбора из об­щей массы слов и отбрасывания ненужных, неадекватных по смыс­лу. На первый взгляд такой способ слишком громоздкий и мед­ленный, но если предположить, что слова (или их эталоны) в памяти сгруппированы в какой-либо системе, например, по те­матическим группам, то метод проб и ошибок уже не будет вы­глядеть таким неудобным.

В целом картина выбора слов пока не вполне определена. Одна­ко описанные гипотезы подсказывают полезные выводы: для ус­пешного построения речи надо овладевать логической (и синтак­сической) иерархией слов и их сочетаний в тексте; слова в памя­ти могут быть активизированы, индуцированы — это облегчает их выбор; слова выбираются не в одиночку, а в модели текста (мат­рица); значительное количество слов ассоциировано, и степень ассоциированности неодинакова; тематическая и, возможно, лю­бая группировка слов полезна (синонимические ряды, антоними­ческие пары, гнезда родственных слов и пр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.