КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
До сих пор рассматривались внутренние, скрытые ступени подготовки высказывания; эта подготовка — мотивация, речевая интенция — в первую очередь характеризуется тем, что сразу, изначально нацелена на полный цикл речевого акта — произнесение говорящим и восприятие слушающим и даже на обратную связь. На самом деле подготовленное на внутреннем уровне высказывание все же не всегда реализуется по разным причинам (резко изменилась ситуация; говорящий в последний момент решил промолчать и пр.), но независимо от этого оно было сразу, с мотива-ционного шага, нацелено на вербализацию. Этим подготовка принципиально отличается от тех вариантов внутренней, мысленной, речи, которые не предназначались для озвучивания или написания; в мысленной речи языковые «шаги» не предусматриваются: например, выбор языка (обычно человек мыслит на родном языке), адресата, стилистические акценты, тс лодвижения... Даже такие явно неязыковые подготовительные «шаги», ка^ план содержания высказывания, вероятностное прогнозирован^ результата речи в речемысли, не имеющей выхода на восприятие собеседником, строятся иначе либо совсем невозможны. Следовательно, кодовый переход, вернее, подготовка к нему начинается еще в недрах докоммуникативного этапа, на его ступенях, ранее последней ступени, описанной в части 41. Что же подлежит перекодированию? Внутренняя подготовка высказывания протекает в кодах, о которых мы можем только догадываться, но и переходы к внешним кодам — акустическим и графическим — тоже от нас скрыты. Механизмы кодовых переходов изучал психолог (психолингвист) Н. И. Жинкин, он писал в предисловии к английскому изданию своей книги «Механизмы речи»: «В цепи языковой коммуникации самым доступным является акустическое звено и самым неприступным — участок внутренней речи. Возникает даже опасение, что в эту область (потому что она внутренняя и субъективная) вообще нет научных подходов» (Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. — М., 1998. — С. 85). Нам придется моделировать кодовый переход с внутренней речи на единицы акустического кода, не имея понятия о первом, опираясь на результат перехода, т. е. звучащую речь. Дело в том, что внутренняя речь не расчленена фонетически, а речь акустическая считается членораздельной, т. е. в ней удается вычленить воспроизводимые звуковые комплексы, условно — фонемы как комплексы колебаний органов речи, фиксируемых в определенных пределах. Фонемы обозначаются на письме буквами, которые соотнесены с фонемами независимо от их сильных и слабых позиций. Если бы наша графика (теперь буквенная) была идеографической, т. е. каждая смысловая единица, выраженная одним словом или их сочетанием, обозначалась бы одним знаком — иероглифом, то расчленение речевого потока, слов на звуки для письма было бы лишним. Но понимание устной речи перципиентом все равно было бы основано на звуковой дифференциации, а фонемы, как и при буквенном письме, выполняли бы свою смыс-лоразличительную функцию. В качестве единицы кодового перехода возьмем не звук речи, Поскольку он имеет множество индивидуальных отклонений и вариантов, а фонему как обобщенный ряд вариантов — позиционных чередований. Н. И. Жинкин допускал, что она может быть соотнесена с определенным положением речедвигательных органов:
Единица внутренней, мысленной, речи Единица акустического кода (устной) речи органов Для графического кода (только буквенного, где буква или сочетание букв соответствует фонеме) к этой схеме добавляется четвертый член: Буква как знак, Согласно такой четырехчленной схеме пишущий может вы Процесс кодового перехода с мысленного кода на внешний, звучащий или графический, нередко называют материализацией мысленной речи, при этом подразумевается, что будто в доаку-стическом коде речь не имеет материального выражения. Это неверно: Н. И. Жинкин показал материальную природу еще не озвученной речи в виде речедвигательных, артикуляционных единиц. Почему же нельзя предположить, что и на более глубоких уровнях внутренней речи действуют столь же реальные механизмы? Ошибка кроется в самом определении материи как объективной реальности, данной нам в ощущении: критерием объективной реальности здесь служит субъективное восприятие, материальность которого тоже нуждается в доказательстве. Граница между материальным и идеальным при такой логике растворяется. Однако вернемся к механизмам кодового перехода. До сих пор рассмотрению подвергались лишь единицы внутренней речи, соответствующие устной или письменной речи. Мы не коснулись пока иных кодов: кода телодвижений, поз, жестов, мимики; кодов, использующих звучание голоса: кода интонаций, тона, тембра, темпа речи, кода пауз, логических фразовых ударений; тех элементов общения, порождения речи, которые привлекает теория дискурса: пространства, где складывается речевая ситуация, всех окружающих предметов, которые могут участвовать, текущего времени, сведений, которые были получены собеседниками ранее, и многого другого. Письменная речь намного беднее этими средствами, чем усТ' ное, живое, непосредственное общение людей. В таких случаях пишущий обращается к описанию позы, жестов, мимики. Трудность здесь в том, что большая часть этих средств имеЮт своим источником эмоциональную сферу, а не интеллект и ДрУ' гие области бессознательного: тревожность, страх, надежда, Ра' дость, ликование... Нет сомнения в том, что на ступенях интенции эти средства подготавливаются подобно языковым средствам, но о реализации можно с уверенностью сказать одно: координация здесь должна обладать необычайной точностью и во времени, и в смысловом отношении. В письменном варианте все это лишь отчасти компенсируется знаками препинания, шрифтовыми выделениями, словесным комментарием, но в устной речи это предстает перед слушателем и наблюдателем как сложнейшая трагедия, комедия, театральное представление. Устная речь намного богаче письменной, она передает все богатство содержания и эмоций, тогда как письменная речь — лишь факты, логику, информацию. Исследователи, сравнивавшие эффективность этих двух видов речи, отмечали превосходство устной речи в соединении со зрительным восприятием говорящего и всей обстановкой общения не менее чем на 25 %, а в отдельных случаях — в несколько раз. У создателей систем письма огромные резервы формализованных единиц и в обозначении их знаками, если это возможно. Однако акустический код имеет и крупные недостатки: он подвержен помехам — шумам, ветру, трудно преодолевает расстояния, трудно воспроизводится (изобретение звукозаписи значительно уменьшило этот недостаток), нуждается во внимании слушателя и его здоровом слуховом аппарате. Добавим к этому, что невербальные средства, сопровождающие устную речь и повышающие ее эффективность, могут действовать в большинстве своем только на близком расстоянии и при хорошей видимости. И плюсы, и минусы устной речи необходимо не только знать, но использовать полезные и нейтрализовать отрицательные. В свете вышеприведенного не раз высказывалось мнение о чрезмерном увлечении среди некоторой части ученых термином коммуникация. Возникла обширная литература, в которой этот термин употребляется лишь в информационном значении, он вытесняет такие старые понятия, как общение, а оно намного шире по охвату возможных связей между людьми — связей эмоциональных, дружеских, к которым совсем не подходит термин коммуникация, уместный в технике, военном деле, контактах между кораблями и пр. Даже в массовой школе в практике овладения ценнейшим богатством людей — их языком в последние десятилетия преобладают Методики коммуникативной направленности, коммуникативной Компетенции, вводятся коммуникативные курсы русского языка. Уподоблять общение людей, их взаимопонимание техническим средствам коммуникации допустимо лишь с целью моделирования отдельных процессов. Попробуем представить себе процесс кодового перехода мысленно подготовленной речи на устную, акустическую, и на письменную, графически зафиксированную речь, в виде модели: Внутренне подготовленная речь (код образов, схем, понятий, представлений) Внутренняя вербализованная речь (словесный код, порядок слов, грамматическое оформление)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |