КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речевая интенция
Внутренний порыв или необходимость — приказ, например, или обращение другого человека, какие-то внешние обстоятельства — вызывают смутную, не всегда ясную потребность речевого высказывания. Так начинается процесс РА. Иногда медленно, постепенно, иногда быстрее или даже моментально происходит осознание потребности. Это и есть мотивация поступка, в данном случае речь есть поступок (впрочем, она может иметь разные степени поступка, как и ее отсутствие, т. е. молчание тоже поступок). Осознание потребности может протекать медленно, постепенно, это процесс созревания мотивов или начало внутреннего, докоммуникативного, этапа РА В недрах осознания потребностей, т. е. мотивации, нормируется цель высказывания; осознание цели, принятие решения можно назвать окончанием мотивационной ступени РА; но, как увидим, постановка цели еще не гарантирует ее выполнения. Интенция (лат. «намерение») начинается с мотивации (первая ступень, или шаг, этап), и это, возможно, главное не только в речи, но и в любой деятельности человека, тем более на таком высоком уровне сознательного контроля и решения. Итак, мотивация начинается от потребности и завершается целеполага-нием. Вторая ступень этапа, называемого речевой интенцией, — это предварительное, общее, схематическое определение предмета речи, иногда также схематического плана. Но разработка достаточно полного содержания на этой ступени подготовки обычно еще невозможна, ибо не решены многие вопросы дальнейшей Подготовки высказывания. Так, третьей ступенью может оказаться выбор адресата: с кем разговаривать? Этот выбор подскажет ситуация: возможно, |есть несколько человек, они разные: знакомые и незнакомые, рав-JHbie и неравные по возрасту, по воинскому званию, если предположить, что говорящий — рядовой. В зависимости от ситуации будет выбран адресат, обращение к которому, по прогнозам, обеспечит достижение цели. Фактор адресата в речи — один из ключевых: выбор адресата (если по ситуации он возможен) требует знания своих конкретных собеседников и психологии людей вообще, интуиции в оценке незнакомых, их эмоционального состояния в момент общения. Далее следует выбор языка; этот выбор редко приходит в голову в одноязычной среде, например русской, но игнорировать его нельзя, во-первых, за рубежом, во-вторых, на родине в разных средах. Выбор языка мобилизует разные пласты памяти, дает настрой механизмам выбора слов, построения фразы. Нельзя также забывать о выборе стилевого ключа: предстоит ли говорящему строгий рапорт военного, или дружеское общение; будет высказывание пространным или кратким, в каком темпе, с какими жестами. Все эти решения принимаются моментально и интуитивно. На ступенях речевой интенции происходит вероятностное прогнозирование результата речевого действия на основе прошлого опыта — собственного или чужого. Цель высказывания может не быть достигнута. Вспомним нашего ветерана: он ведь так и не написал мемуаров. Но ведь есть и другая логика: да, многие рукописи погибли, сгорели, истлели, но что-то и сохранилось: семейные архивы, письма, дневники, скажем, XVIII в., их изучают, они высоко ценятся. Одновременно с «шагами» интенции продолжает формироваться план содержания, он усложняется, его части дробятся вплоть до так называемых микротем. Ячейки матрицы заполняются, содержательная сторона предстоящего высказывания все более приближается к тому уровню готовности, который даст возможность языкового оформления мысли или постепенного перехода с кода глубинных мысленных структур на вербализованный, речемыслительный код, который пока не озвучен. От схематической модели предстоящее высказывание постепенно переходит к более четким структурам, каркасу речевого произведения. В этом процессе происходят не только количественные изменения, но и план содержания в чем-то изменяется, уточняется. У говорящего и даже у исследователя может сложиться преувеличенное мнение о спонтанности этого процесса. Да, действительно, частично функции управления процессом берет на себя сфера бессознательного, языковая интуиция, и тем большую долю, чем опытнее говорящий (сама эта интуиция — продукт многолетнего тренинга, аудирования и говорения). Но контроль сознания все же играет решающую роль: нетрудно методом самонаблюдения убе-диться в этом. Говорящий своим волевым усилием может остановить реализацию интенции, внести поправки, и лишь в состоянии аффекта этот контроль не срабатывает, что приводит к таким высказываниям, о которых сказавший впоследствии горько сожалеет Контроля сознания нет или он ослаблен лишь в инстинктивных действиях: это защитные реакции в случае опасности, учащенное дыхание, крик боли и т. п. К инстинктивным действиям близки те акты в конструировании, подготовке речи, которые связаны с эмоциональной сферой человека: улыбки, некоторые жесты, интонации типы «горе-радость». Темп речи, громкость голоса и пр. — все это полупроизвольно, полуспонтанно, и может быть подчинено контролю сознания. В связи с вопросами спонтанной речи уместно обратиться к феномену импровизации. Она определяется как создание какого-то произведения (музыкального, речевого, поэтического) в момент исполнения. Этот эффект в речевой деятельности встречается весьма часто, даже в выступлениях перед публикой. По-видимому, подготовительные, мысленные ступени подготовки речи настолько сжаты, что совмещаются во времени с произнесением, что и создает иллюзию. Для свободной импровизации необходимы следующие условия: а) вера в себя, активность, воля, сосредоточенность — полное б) высочайшая компетенция в избранной теме и широкая об в) свободное владение языком (языками) — средствами лек г) предельно натренированные механизмы речи, высочайший Вернемся к ступеням речевой интенции. Неслучайно именно здесь рассмотрена импровизация: она поможет понять, что ступени подготовки речевого действия представляются дискретными лишь в целях их изучения; на самом деле все они совмещены во времени, взаимодействуют, на них накладывается контроль сознания. За речевой интенцией следует языковое оформление высказывания, далее — кодовый переход на внешнюю речь; эти ступени тоже не имеют жестких границ: они появятся лишь во внешней речи, в устном или письменном выражении.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |