КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование процесса восприятия и понимания речи
I I Высшая ступень внутренней речи: подготовка к переходу на условный код фонем (формируется фонемный состав слов; подготовка просодических средств, интонаций, мимики) Речедвигательный код — подготовка (внутреннее, мысленное, артикулирование звуков, произносительный аппарат приводится в готовность) Переход на акустический код: произносительный аппарат приходит в движение, подготовка паралингвисти-ческих средств, пауз, интонаций, телодвижений Поток устной речи, механизм упреждающего синтеза обеспечивает продолжение начатого, непрерывность речи Наблюдение реакций слушателей, возможная перестройка первоначального замысла Подгоговка к переходу на буквенный код, ориентировка на фонемный состав слов, осознанная подготовка к записи по правилам графики и орфографии, выбор шрифта, расположение текста на странице Технический этап записи, соблюдение правил каллиграфии. Самоконтроль в процессе письма. Обдумывание дальнейшего текста. Возможные паузы. Использование машинописи, компьютера и пр. I Самопроверка, редактирование написанного
Дальнейшее развитие диалога Восприятие читателем отсроченное Как видим, в момент кодового перехода на внешнюю речь обнаруживаются резкие расхождения устной и письменной речи: в устной речи с самого ее начала возникает обратный контакт, как бы ни старался собеседник скрыть свои реакции. Говорящий (если он видит слушателя) может учесть эту реакцию в дальнейшей речи. В письменной речи все это исключено и пишущий автор может только прогнозировать реакцию. Между тем говорящий не бесстрастен, он невольно выдает свои чувства через поведение, темп речи, интонации, волнение, тревожность, которые слабо поддаются его самоконтролю. По этому поводу Н. И. Жинкин пишет: «В процессе речи человек не только выражает мысли, но и "выдает с головой" самого себя, свое отношение к действительности» (Ж и н к и н Н. И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. — М., 1998. — С. 84). В устной речи требуется жесткий самоконтроль, сдержанность: как бы не выдать ту часть внутренне подготовленного. И это не следует расценивать как не искренность, ибо сама природа наделила человека такой возможностью. Пишущий человек свободнее говорящего, он может дать волю своим чувствам, фантазии. У него впереди возможность редактирования. Говорит человек не в пустое пространство, он обращается к живому собеседнику, он говорит не ему, а с ним, всем своим поведением, игрой лица и голоса он создает атмосферу общения, а не плоской передачи информации. Поскольку кодовый переход уже дает исследователю почти готовую речь, которая поддается изучению, мы обратим внимание на любопытные ошибки (метод речевых помех или ошибок), непреднамеренную перестановку фонетических сочетаний. 10 марта 2001 г. телеведущий, обладающий безукоризненной дикцией, произнес «ситуаль...», успел остановиться и далее прозвучало: скандальная ситуация. Случай не частый, и все же в записях автора этой книги имеется «кошкая сера» {серая кошка). По одному-двум случаям нельзя делать выводов, и все же есть над чем задуматься тем людям, для которых культура речи — превыше всего. Современная риторика становится все более двусторонней, поэтому ее интересует теория речевых актов и шире — психолингвистика, так как в этих науках восприятие речи ценится не ниже е порождения. До самого последнего времени изучалась грамма- тового текста, преимущественно написанного, реже — грамматика порождения текста, т. е. в процессе ее функционирования. Лишь во второй половине XX в. появились труды по граммати-Ке восприятия речи— грамматике слушающего (Д. Флана- ган, И.Ф.Хоккет, Т. Г. Винокур, А.А.Леонтьев, И. А. Зимняя). Изучается психология восприятия речи — варианты и сущность понимания воспринятого, индивидуальный портрет слушателя и читателя, процесс чтения, делаются попытки моделирования восприятия как ступени в структуре речевого акта. Напомним, что с точки зрения теории коммуникации восприятие речи входит в коммуникативный этап речевого акта как новый кодовый переход, который на этот раз имеет определенную структуру: восприятие прозвучавшей или прочитанной речи -~ переход на внутренний, мыслительный, код — понимание как присвоение сказанного слушающим или читающим. Но восприятие речи отличается от отправления устного или письменного текста тем, что отправитель в основном вполне ясно понимает то, что он говорит и пишет, хотя нередко и допускает возможность разнотолков, двоякого понимания того, что он говорит (а в шутливой ситуации даже ставится такая цель). Во время общения говорящий обычно все же исходит из того, что его поймут так, как он того хочет. На самом же деле так бывает далеко не всегда. Причины: а) слушающий плохо расслышал, произошло искажение сиг б) слушающий плохо понял по причине слабого владение язы в) слущающий заподозрил подвох, недобрый замысел говоря г) слушающий настроен доброжелательно, но подозревает шут д) слова говорящего вызвали у слушающего индивидуальные Возможно, что сам слушающий настроен против говорящего и умышленно искажает свое понимание. Ситуаций множество: так. телезритель, которому до смерти надоела назойливая реклама, не верит ей ни на один процент, но он молча терпит или переключает на другой канал... Понимание предполагает оценку: текст, высоко ценимыи многими, другими не ценится вовсе. Проблемы понимания речи, текста изучает филологическая герменевтика. Но и она определяет понимание отнюдь не однозначно, определение зависит от подхода. 1. Понимание — это процесс и результат адекватного замыслу говорящего постижения слушающим смысла, содержания речи, всего высказывания. Нетрудно представить себе обиду, даже горе говорящего, которого неадекватно поняли: «Меня не захотели слушать!» Нередко это трагедия для оратора. 2. Понимание — это освоение чужих переживаний, мыслей и 3. Понимание — это воссоздание ситуаций и логики говоряще 4. Понимание — это когнитивная деятельность, познание, дви 5. Понимание — это критический анализ воспринятой речи, Понимание как бездумное и полное согласие герменевтика принимает лишь в ситуации приказа в экстремальных условиях. Герменевтика допускает и такие случаи, когда слушатель или читататель достигает более глубокого понимания текста, чем было задумано автором (возможно, что бессознательно, по интуиции), или истолковывает смысл текста противоположно замыслу автора. Особенно это относится к поэзии или любым текстам, насыщенным образами, высоко метафоричным: это лирические стихи, авторские размышления и воспоминания, некоторые древние тексты, например Ветхий и Новый заветы, псалмы, Екклезиаст. 6. Наконец, не герменевтическое, а психологическое толкова 7. Теперь перейдем к толкованию понимания и его ступеней — Нужно также различать условия восприятия устной и письменной речи, а чтение еще распадается на озвученное (чтение вслух) 11 Неозвученное («про себя»). Громкое чтение в отдельных случаях вздваивается: чтец успешно озвучивает текст, сам же размышля- о чем-либо другом... В варианте тихого чтения бывает нечто
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |