![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Посткоммуникативный этап: обратная связь
Обратная связь начинается с наблюдения над реакциями слушающего. Наблюдение процесса восприятия речи — это профессиональное умение режиссеров, следователей, учителей, священников, логопедов, политиков, ораторов; оно бывает полезно и каждому. Наблюдая волнение слушающего или его радость, говорящий уже получает ответ на свои речи. Не менее обычный вид обратной связи — это ответ собеседника или его вопрос: собеседники меняются ролями, начинается новый акт речи со всеми его этапами и ступенями. Из таких мен складывается диалог или полемика. Однако совокупность всех малых актов речи тоже может рассматриваться как сложный речевой акт, составляющий, возможно, целую статью и даже книгу. Посткоммуникативный акт — этап речевого акта может быть отсроченным на часы, годы и века. Это «Илиада», «Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха чадам», народные пословицы, афоризмы. В подобных случаях термин обратная связь неточен, ибо создателей этих произведений уже давно нет, но их влияние остается, оно охватывает огромные массы людей. Более простой пример отсроченной обратной связи — переписка деловая или дружеская. Результат речевого действия может остаться неизвестным его первому автору. Писатель пишет книгу и совсем не знает тысяч своих читателей, которые обдумывают прочитанное, смеются и плачут, критикуют и восторгаются, принимают решения: например начать новую жизнь под влиянием прочитанной книги. Посетив театр, под влиянием спектакля долго переживают те радости и страдания, которые так прекрасно передали актеры... Долговременное действие воспринятых речей может выразиться в изменении поведения жизни слушателей; они сами перерождаются, меняются их характеры. Все это отражается в переписке, последующем общении, дневниковых записях, воспоминаниях. Третий вид обратной связи, или результата, последствия речевых актов, — это действия, поступки: немедленное выполнение просьбы или приказания; отсроченное действие, например посещение магазина и покупка рекламируемого товара; поступки, совершенные наоборот, вопреки просьбам и убеждениям как активное противодействие высказанной позиции. Ситуации при этом бесконечно разнообразны. Причем далеко не всегда поступки слушающего связываются с тем актом речи, которым вызваны: на поступки может оказать влияние сфера бессознательного (например при многократном повторении убеждающего текста). Четвертый вид посткоммуникативного действия — это внутренний процесс: автор речевого высказывания может и не подозревать о переживаниях своего слушателя или читателя. Но мощный заряд эмоций или логики произвел свое действие, зазвучали душевные струны многих людей. Люди обогащаются идеями, укрепляются нравственно, пробуждается жизнь духа, и она оказывается намного богаче жизни внешней. Есть и еще одна форма обратной связи: это ее полное отсутствие. Например, я прослушал лекцию, пожал плечами и ушел молча, с досадой о потерянном времени, никогда больше не возвращаясь мыслью к этому случаю. Случаи, когда «все встают и уходят», для лектора все же дают информацию, к сожалению, неутешительную. Обратная связь стала изучаться с применением современных исследовательских методик лишь в XX в., но эта область знания развивается очень интенсивно: это эффективность массовой коммуникации, действенность рекламы, средств предвыборной агитации, педагогического процесса в образовательных системах, уровень восприятия и исполнения команд в экстремальных условиях, степень точности сохранения воспринятой информации в разных условиях. Что же нового вносят в традиционную (классическую) риторику новые теории речи, исследования на стыке наук: языкознания, психологии, социологии? Они помогают научно осмыслить многое из того, что старая риторика рекомендовала на основе практики, традиции. Они делают первые осторожные шаги в познании мысленных процессов, речевых механизмов — говорения, аудирования, кодовых переходов. Они вводят в круг риторических понятий целые комплексы Новых систем, таких, как мотивационная сфера, речевая интен-Чия, виды ситуаций, глубинные структуры внутренней речи и Многое другое. , Они вносят элементарную ясность в загадку понимания речи. i* Они применяют новые методы познания, в частности гипотезы и Моделирование речевых процессов, например восприятия речи. Они интегрируют сферу применения риторического учения в самые разнообразные области жизни современного социума, вплоть до бытовых отношений, останавливаясь лишь перед интимными. Они привлекают в риторический арсенал такие новые средства, как понятия знака и кода, дискурс, структура акта речи, коммуникация, внутренний мир человека, диалог с самим собой... 46. Перспективы теории риторики Риторика возрождается столь же стремительно, как и сходила со сцены: в течение последних 15 лет появились не только школьные учебники с I по XI класс, но и подлинно теоретические труды (С.С.Аверинцева, Ю.М.Лотмана, Н.А.Безменовой, Ю.В.Рождественского, И. В. Пешкова). Это не означает, впрочем, что ее теория однозначна и прекратилась критика риторики с теоретических (как, впрочем, и с практических) позиций: ее обвиняют то в отсутствии собственного предмета исследований, то в прагматичности и формализме, то в заимствованиях из социальной науки, то сводят ее к одной лишь культуре речи (литературной норме). В то же время ее преподают не только в общеобразовательной средней, но и в высшей школе, особенно на гуманитарных факультетах; открываются кафедры, издаются труды, учебные пособия, и все это, разумеется, требует более или менее четких и однозначных теоретических обоснований. Надежды вселяет тот несомненный факт, что появившиеся в последние годы труды подлинно историчны: А. Ф. Лосев — крупнейший из современных исследователей античного мира, трудов Платона, С. С. Аверин-цев — исследователь византийских традиций, Н. А. Безменова — историк французской риторики XVI—XIX вв., В. И. Аннушкин и В. П. Вомперский — историки риторики в России, Ю. В. Рождественский в своих лекциях опирается на Аристотеля. Известно, что история — надежный фундамент теории. И. В. Пешков, по-видимому, один только обратился к проблеме «возможности обоснования научного статуса риторики» (Пешков И. В. Введение в риторику поступка. — М., 1998. — С. 55)-Свой поиск он ориентирует на труды Л. В. Щербы, М. М. Бахтина, Л. П. Якубинского, Ю.А.Сорокина, т.е. на теорию диалога, коммуникации. Он также обращается к наследию Аристотеля. Современные теории речи, несомненно, — второй источник теоретического укрепления риторики, что подтверждено введением в данном учебном пособии главы «Неориторика». Далее будут очерчены отдельные острые проблемы самой риторики и смежных с нею областей.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |