Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посткоммуникативный этап: обратная связь




Обратная связь начинается с наблюдения над реакциями слу­шающего. Наблюдение процесса восприятия речи — это про­фессиональное умение режиссеров, следователей, учителей, свя­щенников, логопедов, политиков, ораторов; оно бывает полезно и каждому. Наблюдая волнение слушающего или его радость, го­ворящий уже получает ответ на свои речи.

Не менее обычный вид обратной связи — это ответ собе­седника или его вопрос: собеседники меняются ролями, начи­нается новый акт речи со всеми его этапами и ступенями. Из таких мен складывается диалог или полемика. Однако совокуп­ность всех малых актов речи тоже может рассматриваться как сложный речевой акт, составляющий, возможно, целую статью и даже книгу.

Посткоммуникативный акт — этап речевого акта может быть отсроченным на часы, годы и века. Это «Илиада», «Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха чадам», народные пословицы, афоризмы. В подобных случаях термин обратная связь неточен, ибо создателей этих произведений уже давно нет, но их влияние оста­ется, оно охватывает огромные массы людей.

Более простой пример отсроченной обратной связи — пере­писка деловая или дружеская.

Результат речевого действия может остаться неизвестным его первому автору. Писатель пишет книгу и совсем не знает тысяч своих читателей, которые обдумывают прочитанное, смеются и плачут, критикуют и восторгаются, принимают решения: напри­мер начать новую жизнь под влиянием прочитанной книги. Посе­тив театр, под влиянием спектакля долго переживают те радости и страдания, которые так прекрасно передали актеры...

Долговременное действие воспринятых речей может выразить­ся в изменении поведения жизни слушателей; они сами пере­рождаются, меняются их характеры. Все это отражается в пере­писке, последующем общении, дневниковых записях, воспоми­наниях.


Третий вид обратной связи, или результата, последствия рече­вых актов, — это действия, поступки: немедленное выпол­нение просьбы или приказания; отсроченное действие, например посещение магазина и покупка рекламируемого товара; поступ­ки, совершенные наоборот, вопреки просьбам и убеждениям как активное противодействие высказанной позиции. Ситуации при этом бесконечно разнообразны. Причем далеко не всегда поступ­ки слушающего связываются с тем актом речи, которым вызва­ны: на поступки может оказать влияние сфера бессознательного (например при многократном повторении убеждающего текста).

Четвертый вид посткоммуникативного действия — это внут­ренний процесс: автор речевого высказывания может и не по­дозревать о переживаниях своего слушателя или читателя. Но мощ­ный заряд эмоций или логики произвел свое действие, зазвуча­ли душевные струны многих людей. Люди обогащаются идеями, укрепляются нравственно, пробуждается жизнь духа, и она ока­зывается намного богаче жизни внешней.

Есть и еще одна форма обратной связи: это ее полное отсут­ствие. Например, я прослушал лекцию, пожал плечами и ушел молча, с досадой о потерянном времени, никогда больше не воз­вращаясь мыслью к этому случаю. Случаи, когда «все встают и уходят», для лектора все же дают информацию, к сожалению, неутешительную.

Обратная связь стала изучаться с применением современных исследовательских методик лишь в XX в., но эта область знания развивается очень интенсивно: это эффективность массовой ком­муникации, действенность рекламы, средств предвыборной аги­тации, педагогического процесса в образовательных системах, уро­вень восприятия и исполнения команд в экстремальных услови­ях, степень точности сохранения воспринятой информации в раз­ных условиях.

Что же нового вносят в традиционную (классическую) рито­рику новые теории речи, исследования на стыке наук: языкозна­ния, психологии, социологии?

Они помогают научно осмыслить многое из того, что старая риторика рекомендовала на основе практики, традиции.

Они делают первые осторожные шаги в познании мысленных процессов, речевых механизмов — говорения, аудирования, ко­довых переходов.

Они вводят в круг риторических понятий целые комплексы Новых систем, таких, как мотивационная сфера, речевая интен-Чия, виды ситуаций, глубинные структуры внутренней речи и Многое другое.

, Они вносят элементарную ясность в загадку понимания речи. i* Они применяют новые методы познания, в частности гипотезы и Моделирование речевых процессов, например восприятия речи.


Они интегрируют сферу применения риторического учения в самые разнообразные области жизни современного социума, вплоть до бытовых отношений, останавливаясь лишь перед ин­тимными.

Они привлекают в риторический арсенал такие новые сред­ства, как понятия знака и кода, дискурс, структура акта речи, коммуникация, внутренний мир человека, диалог с самим со­бой...

46. Перспективы теории риторики

Риторика возрождается столь же стремительно, как и сходила со сцены: в течение последних 15 лет появились не только школь­ные учебники с I по XI класс, но и подлинно теоретические труды (С.С.Аверинцева, Ю.М.Лотмана, Н.А.Безменовой, Ю.В.Рож­дественского, И. В. Пешкова).

Это не означает, впрочем, что ее теория однозначна и прекра­тилась критика риторики с теоретических (как, впрочем, и с прак­тических) позиций: ее обвиняют то в отсутствии собственного предмета исследований, то в прагматичности и формализме, то в заимствованиях из социальной науки, то сводят ее к одной лишь культуре речи (литературной норме).

В то же время ее преподают не только в общеобразовательной средней, но и в высшей школе, особенно на гуманитарных фа­культетах; открываются кафедры, издаются труды, учебные посо­бия, и все это, разумеется, требует более или менее четких и однозначных теоретических обоснований. Надежды вселяет тот несомненный факт, что появившиеся в последние годы труды подлинно историчны: А. Ф. Лосев — крупнейший из современных исследователей античного мира, трудов Платона, С. С. Аверин-цев — исследователь византийских традиций, Н. А. Безменова — историк французской риторики XVI—XIX вв., В. И. Аннушкин и В. П. Вомперский — историки риторики в России, Ю. В. Рожде­ственский в своих лекциях опирается на Аристотеля. Известно, что история — надежный фундамент теории.

И. В. Пешков, по-видимому, один только обратился к пробле­ме «возможности обоснования научного статуса риторики» (Пеш­ков И. В. Введение в риторику поступка. — М., 1998. — С. 55)-Свой поиск он ориентирует на труды Л. В. Щербы, М. М. Бахти­на, Л. П. Якубинского, Ю.А.Сорокина, т.е. на теорию диалога, коммуникации. Он также обращается к наследию Аристотеля.

Современные теории речи, несомненно, — второй источник теоретического укрепления риторики, что подтверждено введе­нием в данном учебном пособии главы «Неориторика».

Далее будут очерчены отдельные острые проблемы самой ри­торики и смежных с нею областей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.