Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Льем 161





жанры, интимная лирика, публицистические жанры, жанры научных произведений (монография и пр.), дидактическая, поучительная лите­ратура, житийная литература, жанры современного телевидения, науч­но-фантастический жанр, народная песня, мифология, мифы народов мира, лубочная литература, лиро-эпические жанры, приключенческая и детективная литература, жанры японской, китайской, корейской поэ­зии.

33. Определите жанры следующих произведений. Укажите признаки,
по которым вы определили жанры этих произведений.

1. Г. Р. Державин «Человек». 2. В. Шекспир «Гамлет». 3. А. Ахма­това «Реквием». 4. И. А. Бунин «Темные аллеи». 5. Платон А. «Федр». 6. Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 7. Нестор «Повесть вре-меннь'гх лет». 8. И. П. Павлов «Павловские среды». 9. М. А. Булгаков «Театральный роман». 10. М. В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию». 11. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 12. К.Д.Ушинский «Детский мир». 13. Т.Г.Шевченко «Завеща­ние». 14. А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». 15. К. И. Чуков­ский «Дневник. 1930—1969». 16. Л. Н.Толстой «Не могу молчать». 17. М. Т. Цицерон «Брут». 18. А. П. Чехов «Три сестры». 19. Вольтер «Кандид». 20. У. Уитмен «Листья травы».

Если окажется, что некоторые произведения из этого списка вам не­известны, замените их по своему выбору.

Одно из произведений охарактеризуйте письменно.

34. Попробуйте свои силы в раскрытии одной темы в разных жанрах;
тема предлагается невеселая: умер друг, талантливый музыкант, компо­
зитор. Вот четыре варианта:

1. Письмо моему лучшему другу, знавшему умершего.

2. Статья в журнале, в газете — некролог.

3. Приглашение на гражданскую панихиду.

4. Запись в личном дневнике.

Отметьте по 2—3 особенности построения и языка каждого из вари­антов. Тему можете выбрать и другую: скажем, не похороны, а свадьба.

35. Продолжите перечень жанров, типов текста, обладающих устой­
чивой структурой и необходимых каждому образованному человеку, не­
зависимо от его профессии.

1. Дружеское письмо. 2. Заявление. 3. Автобиография.

То же задание предложите профессионалу: журналисту, офицеру-свя­зисту, врачу и др. по вашему выбору.

Перечень профессий: референт директора завода, радист на корабле, театральный критик, психолог, работающий на телефоне доверия, гиД' экскурсовод, директор общеобразовательной школы, воспитательнииа детского сада, депутат Государственной Думы и пр.

Указать следует и письменные тексты, и устные высказывания.

Примечание: студенты должны знать, что разные ведомства вы пускают образцы документов и заполнения бланков, имеющих хоЖДе ние в сфере их компетенции.


56. Образцы моделей и схем

Разделы (каноны) классической риторики это:

Инвенция — изобретение; диспозиция — расположение; эло-куция — словесное, языковое выражение, культура речи; мемо-риа — память, запоминание; акция — исполнение, оратория; стро­гая хрия — доказательство.

Ступени работы над темой сочинения (в то же время построе­ние сочинения):

1. Приступ. 2. Изъяснение темы. 3. Причины. 4. Противное. 5. По­добие. 6. Пример. 7. Свидетельство. 8. Заключение.

Схема дедуктивного рассуждения

Теза (тезис) Развитие тезиса Вывод

Аргументы, подтверждающие или опровергающие тезис, — до 20 и более видов доказа­тельств и опровержений.

Приемы аргументации в рассуждении, доказательстве или опровержении:

Анализ, разъяснение или критика самой формулировки тезиса. Обнаружение противоречий в тезисе; двоякое понимание тезиса и другие ошибки.

Приведение аналогий, выделение новизны в тезисе. Или, на­оборот, доказательство повторов в нем.

История вопроса: цель — развитие идеи, заложенной в тезисе; выяснение вклада предшественников, перспектив дальнейшего поиска истины.

Анализ литературы, имеющей прямое отношение к теме или косвенное. Сравнение новой идеи, заключенной в тезисе, с тол­кованием темы в книгах, статьях других авторов.

Ссылки на мнение авторитетов, общественное мнение и пр.

Приведение конкретных ситуаций из прошлого, истории, ли­тературы, прессы.

Переводы с иностранных языков (апелляция к мировой науке и практике).

Различного рода сопоставления, сравнения, противопоставле­ния.

Приведение фактов из личного опыта или из опыта хорошо Известных автору людей.

Доведение логики оппонента до абсурда (Сократов метод: он aic строил диалог, спор, чтобы его противник сам пришел к аб-сУРДному выводу).

Проведение специального поиска, эксперимента; доказатель­но тезиса через результат этого поиска.


Нахождение ошибок в рассуждениях оппонента. Доказательство ошибочности его рассуждений.

Подавление оппонентов своей эрудицией, богатством и разно­образием знаний, памятливостью, остроумием, легкостью имп­ровизации, образностью языка. Особенно эффективно в варианте «мозгового штурма», выступления группы единомышленников.

Использование проверенных веками методов доказательства: логики, диалектики, математики; авторитет последней особенно высок. Но необходимо корректно ее использовать, что особенно трудно в гуманитарных науках, где действуют не детерминиро­ванные зависимости между явлениями, как в естественных на­уках, а законы общих тенденций. Например, типичная ошибка применения математической статистики — малый объем выбор­ки, т. е. малое количество фактов, не обеспечивающее надежно­сти вывода.

Авторитет признанных экспертов, экспертных групп и сове­тов, служб аналитиков, имеющих специальную подготовку.

Использование информационных систем.

Выдвижение новых гипотез, опирающихся на обсуждаемую теорию на основе профессиональной интуиции: не исключено, что такая гипотеза подтвердится, и это будет неплохая поддержка спорной теории.

Использование средств изобразительного и акустического воз­действия на слушателей и спорщиков, оппонентов (чертежи, кар­тины, звукозапись).

Индуктивное доказательство по схеме:

накопление фактов, аргументов, вывод

их логическое выстраивание

Признаки функциональных типов речи
Повествование Описание Рассуждение

А. Функции

Изображение жизни Образ, картины, Анализ, обобщение,
во времени и признаки доказательства и пр.

пространстве

Б. Сфера применения

Художественная Поэзия, отчасти — Наука, деловой мир
литература, проза, реже — наука

история, реже — деловой мир

Б. Жанры (преимущественно)

Эпические, Пейзажная лирика, Научные

драматические пейзаж в повести монографии, статьи


Г. Сюжет, действие

Да; бывает Нет Редко

несколько сюжетных

линий

Д. Размеры

Любые, до Малые Любовные до

многотомных многих томов

романов-эпопей

Е. Структура, композиция

Обычно сложная, Изобразительная, Строгая, логическая даже усложненная реже логическая

Ж. Смешение типов речи

Высокий уровень Низкий уровень Низкий уровень

смешения

36. Попробуйте написать сочинение по хрии: тема — из пособий XIX в.:

Не бойся едких осуждений, Но упоительных похвал.

(Гаврилов И.В. Стилистические задачи. — СПб., 1883).

Ответьте", хрия помогает или мешает? Любой ответ надо обосновать.

37. Дедуктивное рассуждение не подвергалось критике никогда. Со­
ставьте подробный план такого рассуждения на тему по выбору (см.
главу 11). Четко укажите, какие приемы аргументации из перечня, дан­
ного в части 55, вы использовали. Полный текст писать не обязательно,
следует выступить устно, если не во всем объеме, то по одной из час­
тей.

38. Составьте таблицу типов речи (текстов, документов, устойчивых
оборотов речи по специальности вашею факультета). Выберите пять наи­
более убедительных примеров для вашей будущей специальности и оха­
рактеризуйте их по следующим пунктам:

а) ситуации, в которых они используются;

б) социальная, юридическая, профессиональная роль, функция;

в) структура, схема, особенности языковых средств;

г) терминология (слова, словосочетания);

Д) воздействует ли на эмоциональную, логическую, эстетическую, Деловую сферы.

39. Перечислите повествовательные жанры в художественной, публи­
цистической, научной литературе.

Каждый человек — немножко писатель в том смысле, что не-Сет в себе творческое начало. Ведь, в сущности, любой речемыс-лИтельный акт — это творчество. Почему бы вам не испробовать


свои силы в стихотворном оформлении этого акта. Что же для этого нужно?

Во-первых, нужна мысль, которая хочет вырваться на свободу.

Во-вторых, раскованность, остроумие, чувство юмора или, на­оборот, пафос — «Ювеналов бич» (Ювенал — римский сатирик).

В-третьих, нужно чувство ритма или хотя бы умение сосчитать ударные и безударные слоги в строчках стихов.

Наконец, возможно, что это самое трудное, необходимо уме­ние выбирать самые точные и выразительные слова — слова, спо­собные «сердца тревожить».

Советуем начать с шутки, юмора: это легче всего.

Глава 13. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ЭЛОКУЦИЯ». КУЛЬТУРА РЕЧИ

57. Стилистика

Стили — разновидности языка, обусловленные сферами его использования, целями высказываний, жанрами, личностными предпочтениями говорящих.

Стилистика как наука разграничивает стили языка (стилис­тическая норма) и стилистические окраски речи, где норма до­пускает поиск выразительных средств. Наука о стилях возникла вместе с риторикой, они неразрывны и поныне: в сущности, вся элокуция — это стилистика и поэтика.

Школьная программа по стилистике достаточна для нужд ри­торического курса (как и программы по грамматике, лексике, фразеологии, поэтике), поэтому теоретический материал по этим отраслям языкознания здесь будет лишь повторяться в практиче­ских занятиях, а также в «Перечнях».

Стилистика занимается самыми тонкими оттенками значений слов и других единиц языка, особенно стилистика художествен­ной речи, поэтому она — ключ к мастерству. Вся она — это в ы -б о р,т.е. творчество.

В сущности, стилистика безгранична и в лексике (слова высо­кого или низкого стиля), и в грамматических формах, вся фразео­логия пропитана стилистикой, даже фонетика, особенно интона­ции, тонко выражает стилистические значения. Недаром слово стилист имеет одобрительный оттенок.

Для риторики важно еще одно значение слова стиль — сово­купность приемов использования средств языка, характерная ДЛЯ отдельного лица, произведения, литературного направления-стиль Тургенева, былинный стиль, стиль романтический (начало XIX в.). Это значение имел в виду Н. А. Некрасов:


Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме.

(Подражание Шиллеру)

40. В 4-томном «Словаре русского языка» дано пять значений слова
стиль. Выпишите эти значения в порядке их сужения, в правом столбце
укажите лидирующую область применения, например:

Функциональная разновидность Культура речи

литературного языка

Затем в левый столбец запишите стили языка по В. В. Виноградову, Р.А.Будагову, М.Н.Кожиной, а в правый — стили речи, их варианты.

Как вы понимаете стилистическую норму? Распространяется ли она на стили речи? Почему В. В. Виноградов стилистику художественной ли­тературы выделил особо, не включив соответствующий стиль ни в стили языка, ни в стили речи?

41. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» найдите примеры следую­
щих стилей.

Нейтральный стиль; официальный, высокий стиль; эпистоляр­ный стиль в его вариантах: дружеская, официальная, деловая пе­реписка; разговорно-бытовой стиль в вариантах: салонный, се­мейный, солдатский, деревенский и пр.; ложный пафос; имита­ция народной речи; строгий научный стиль; элементы просторе­чия; стилистические особенности речи военных; индивидуальные стили персонажей: Платона Каратаева, князя Николая Болкон­ского, Пьера Безухова в моменты волнения, М. И. Кутузова, В. Де­нисова, по вашему выбору.

Попытайтесь выяснить (приблизительно), какой объем текста нужен для характеристики индивидуального стиля.

42. Предложенный текст порожден определенной ситуацией. Здесь
усложненный дискурс, проанализируйте его. В помощь вам предлагаются
вопросы: на какие части распадается разговор? Что «за кадром»? Можно
ли что-либо сказать о характерах персонажей? В каком стилевом ключе
идет разговор? Что вы скажете об этике и этикете?

Основное задание: отметить все стилистические особенности речи, всего текста.

— Я слушаю.

— Это вы, Мария Ивановна?
■— Да, это я. А с кем я говорю?

— Я Митя, Сережин друг. Здравствуйте, Мария Ивановна!

— Здравствуй, Митя. Тебе Сережу?

— Да, если можно.

— Сейчас позову.

' ~~ Алло! Митя, я слушаю.

~~ Сережа, вчера была защита курсовых, так всем нам в при-**еР ставили твою работу. Ты меня слышишь?


Да слышу, слышу.

—А почему молчишь?

—А что мне говорить? Работа как работа. И что это вздумали ее
хвалить, даже неудобно получается.

—Ну, не скромничай! Работа интересная. Принеси ее завтра
почитать.

—Хорошо, принесу, а сейчас прости, меня ждут. Всего!

—До завтра.

Обратите внимание: здесь нет авторских слов. Следовательно вся информация, необходимая для анализа дискурса, содержится в реп­ликах.

43. Устно охарактеризуйте стилистические признаки речи в следую­
щих ситуациях:

1. Текст инструкции по уходу за бытовым электроприбором
(например, холодильником).

2. Письмо солдата срочной службы своим родителям.

3. Богослужение в православной церкви.

4. Дневниковая запись немолодого артиста после успешного
спектакля.

5. Разговор детей младшего школьного возраста (свободное об­
щение).

6. Ответ ученика XI класса на уроке литературы.

7. Речь политического деятеля на митинге.

8. Телеграмма делового содержания.

Если сможете, то укажите, к какому из стилей языка можно отнести указанные тексты.

44. Рассмотрите в словарях синонимов (З.А.Александровой или под
ред. Е. П.Евгеньевой) стилистические пометы в скобках: прост., шутл.,
грубо-простореч., высок., разг., книжн., ирон., устар., неодобр., пре-
небр., нов., спец. и др.

Составьте собственные тексты со словами, имеющими такие пометы. В вашем тексте они должны оправдать себя. Один из текстов запишите.

Образец: Лет ему эдак за 50. Эдак (разг.). Работа выполнена на крайне низком уровне. На низком уровне (канц.).

45. Составьте и запишите:

1. Заявление в деканат о своем желании заниматься по индиви­
дуальному плану (должны быть обоснования, мотивировка).

2. Ответ на письмо друга, подруги.

3. Приглашение родителей на свадьбу дочери.

4. Отчет о командировке в Великобританию; командировка н
три месяца, отчитывается инженер-энегетик.

5. Любой текст, выдержанный в высоком стиле, обращенный
высшему лицу (начало XIX в.).


6. Отрывок из мемуаров пожилого человека (расцвет его дея­
тельности приходится на 50-е годы XX в.).

7. Лирические строки в стихах или в прозе (стиль поэтический,
образный, насыщенный иносказаниями, аллегориями).

Дайте устный комментарий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.