КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксис предложения и текста
Ранговые (дистантные) позиции слов в предложении Ряды подчиненных слов составляют цепи, где каждое слово по отношению к предикативной группе (сказуемому и подлежащему) занимает определенную позицию. Рассмотрим пример. Остаюсь я один среди бушующего моря, на обломках разбитого корабля, и уже вижу кругом акул, подплывающих к моим обломкам и жду-щих, когда я, обессиленный, свалюсь в воду. (А.Ф.Лосев) Позиции слов Я 1-я остаюсь один и вижу 1-я среди моря ■ 2-я бушующего 3-я на обломках 2-я корабля 3-я разбитого 4-я уже 2-я кругом 2-я Я/СК./7 2-Я подплывающих 3-я к обломкам 4-я л«жм 5-я ждущих 3-я когда 4-я я " 5-я обессиленный 6-я свалюсь 6-я 7-я Итог: в этом предложении высокие позиции (4-я и выше) занимают восемь слов по отношению к девяти низким — почти поровну. Просчитайте объем вашего упреждающего синтеза: на сколько слов ваша мысленная речь опережает письменную. Примерно такое же опережение предполагается и в устной речи, но подсчитать это труднее. Без такого опережения неизбежны ошибки в сочетаемости и синтаксических связях слов, да и непрерывная плавная речь была бы невозможна. Подсчитайте также средний размер предложений в вашем собственном написанном тексте (учебно-научная речь): у студентов он колеблется в интервале от 12 до 22. А у вас? Культура синтаксического строя речи, в первую очередь, состоит в свободе, легкости, плавности и, разумеется, правильности связей речевого потока, его ритмики и интонаций. Основные виды предложений достаточно подробно изучаются в школьном курсе синтаксиса: простые и сложные предложения, однородные члены предложения, сочинительные и подчинительные связи в сложном предложении, обособленные обороты — Распространенные второстепенные члены предложения, вводные и вставные конструкции и пр. Наиболее крупные предложения содержат и сочинительные, и подчинительные связи, и усложняющие конструкции. Когда человек говорит или пишет, он как бы развертывает синтаксические конструкции, не ставя цель употребить именно придаточное изъяснительное предложение или обособленное приложение, — он стремится выразить мысль. Но контролируя свою речь, он обращается к изученным синтаксическим формам и выверяет правильность их построения. 69. Одну и ту же мысль попытайтесь выразить с помощью разных Вариант 1: в форме диалога, где два высказывания. Вариант 2: в императивной форме. Вариант 3: с глаголом сослагательного наклонения, союзом если. Вариант 4: передать содержание пословицы в конкретном значении, без аллегории. Вариант 5: составить сюжет (повествование) и использовать пословицу в качестве вывода (текст в количестве нескольких предложений). Вариант 6: построить период на эту же тему. Вариант 7: построить антитезу и пр. Тему можно выбрать другую. Все составленные тексты (в одном или нескольких предложениях) необходимо тщательно отредактировать и, по возможности, убрать лишнее. 70. Расширьте предложение", введите новые члены предложения; раз Лес поредел, и передо мной открылись луга. Введите: предложение с последовательным подчинением 2—3 придаточных; стилистические фигуры — восклицания, параллелизмы, антитезы, сравнения, градацию и пр. Почувствуйте себя хозяином как содержания, так и синтаксической формы своего сочинения. Избегайте двух одинаковых синтаксических конструкций. 71. Запишите свою устную речь на магнитофон (хорошо бы записать Прослушайте запись с критической установкой: а) владение голосом, темп, интонации, управление силой — гром б) владение дикцией, артикуляцией; свобода или напряженность в) размеры предложений, соотношение завершенных и незавершен г) войдите в роль слушающего: как ваша речь воспринимается дру- человеком? Неплохо было бы действительно привлечь постороннего для оценки вашей речи. Критерии оценки: восприятие структуры речи, языковых конструкций; понимание смысла, возможные варианты понимания. 72. Студенты обычно пишут конспекты лекций, это один из тради Как вы считаете, содержит ли сам процесс конспектирования творческий элемент или это работа механическая? Может ли другое лицо пользоваться вашим конспектом или он слишком индивидуален? 73. Составьте текст любого жанра на любую тему или возьмите свой Проверьте его структуру по следующим показателям. 1. Единство стиля; как выражен стиль: многими средствами — 2. Безупречна ли логика; какими синтаксическими средствами 3. Корректны ли отношения темы и авторского замысла (воз 4. Соблюдены ли законы жанра (назвать несколько признаков 5. Охарактеризуйте внутренние связи текста или его компо 6. Чередование картин или сюжетных линий как композицион 7. Интонационный, просодический, рисунок текста или его Глава 14. ЭЛОКУЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (РИТОРИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |