Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистика художественного текста




Эту область стилистики принято выделять особо, во-первых, потому, что она древнее других, во-вторых, потому, что она вы­полняет эстетическую функцию. Средства художественного стиля противостоят стандартизации, они — результат поиска, выбора, творчества. Художественная литература, с одной стороны, служит основой формирования языковой нормы, выполняет охранитель­ную функцию в языковых процессах, с другой — допускает выход за строгие рамки нормы, как то: употребление диалектов и про­сторечия в необходимых случаях, например в речи персонажей; использование иноязычной лексики (нормативное, а подчас — искаженное); создание окказиональных неологизмов, не зафик­сированных толковыми словарями оттенков значения слов; со­здание бесчисленных тропов, аллегорий, гипербол, местоимений и многого другого.

Художественный эффект достигается созданием индивидуаль­ного своеобразия и в использовании нормативных форм языка: манерой построения текста и его расположения (например, дроб­ное деление текста на абзацы, расположение стихотворных строк, ритмика речи, рифмы, повторы); системой интонаций, особен­но — эмоциональных, что очень важно в устном исполнении, в театре, в музыкальной интерпретации, в экранных вариантах и пр.

Исследованию художественного мастерства писателей посвя­щены крупнейшие труды лингвистов, литературоведов: В. В. Ви­ноградова, Ю. Тынянова, Р. Якобсона, Ю. М. Лотмана, А. И. Ефи­мова. Можно в этом потоке выделить исследования индивидуаль­ного мастерства Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шо­лохова и многих других, общие своды правил, фигур, тропов, выбора синонимических средств, построения фразы и т. д.

В последние десятилетия в вузах, а отчасти — ив общеобразо­вательных школах используется лингвистический анализ божественного текста (Л. А. Новиков, Н. М. Шанский). Лучший способ совершенствования культуры своей речи — погружаться в атмосферу языкового мастерства поэтов, писателей, ораторов — Л1оДей одаренных, нашей интеллектуальной и художественной ЗДиты: «следить за мыслью великого человека» (А. С. Пушкин).

Схема анализа художественного произведения.

1- Прочтение выбранного произведения «про себя» и вслух (син-етическое, целостное, восприятие). Общая эстетическая оценка.


2. По возможности полное понимание смысла, авторского за­
мысла и общего, и в деталях. Понимание потока жизни и анали­
зируемого текста в этом потоке.

3. «Путь разыскания значений слов, оборотов, ударений, рит­
мов» (Л. В. Щерба). Своеобразная инвентаризация языковых
средств, создающих художественный стиль произведения.

4. Выполнение пункта 3 следует ориентировать не на перечни
поэтических средств, а на их роль, выполняемую в самом изучае­
мом произведении.

5. Анализ текста как языковой ткани произведения: его толко­
вание в развитии авторского замысла.

6. Замысел, пафос, образы, язык. Определение лингвистиче­
ской сущности:

а) устаревших слов и оборотов, фразеологии;

б) фактов поэтической символики;

в) диалектизмов, профессионализмов, терминов, особенно тех,
которые трудно понимаются современным читателем;

г) индивидуально-авторских элементов в области семантики,
словообразования, сочетаемости слов, грамматического формо­
образования;

д) современных синтаксических конструкций, их выразитель­
ных возможностей;

в) общего понимания языка «как формы эстетического освое­ния действительности» (Л. А. Новиков);

ж) анализа интонаций, фразовых ударений, тембра голоса, насколько это возможно при чтении.

46. Попробуйте применить предложенную схему к анализу хорошо
вам знакомых произведений литературы XIX в., затем — к анализу
малознакомых произведений. Примеры первой группы: «Смерть по­
эта» М.Ю.Лермонтова, «Хамелеон» А.П.Чехова; примеры потруднее:
«Возмездие» (Вступление) А. А. Блока, «Один день Ивана Денисовича»
А. И. Солженицына.

47. Поупражняйтесь в выразительном чтении стихов и прозы.
Выберите произведения разных эпох, жанров, авторов, например:

а) что-нибудь Г.Р.Державина, из поэзии XVIII в.;

б) стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, XIX в.;

в) диалоги из прозы Ф.М.Достоевского;

г) рассказы А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина;

д) стихи М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, И.Сельвинского, XX в.,
и пр.

При подготовке к выразительному чтению используйте пункты язы­кового анализа. Оценивая прочтение, постарайтесь связать интонации со своим желанием сделать те или иные акценты, что-то подчеркнуть голо­сом, каким-то оттенком интонации и тембра, создать патетические» непринужденные, иронические коннотации и пр.

48. Охарактеризуйте индивидуальное своеобразие языка и стиля еле
дующих писателей и использованных ими жанров.


1. А. П. Чехов. Дружеская и деловая переписка.

2. «Слово о полку Игореве»: сравнить переводы на современ­
ный русский язык Н.Заболоцкого и В.Жуковского.

3. Устные рассказы И. Л. Андроникова по выбору.

4. В. Ходасевич. «Путем зерна» или по выбору.

5. Тэффи (Н. А. Лохвицкая). «Ностальгия», рассказы, воспоми­
нания.

6. А. Платонов «Котлован».

7. В. Маяковский, по выбору.

8. А. И. Солженицын «Раковый корпус».

9. В. Распутин «Живи и помни».
Или другие авторы по выбору.

49. Напишите реферат, в течение двух недель в него не заглядывайте, затем подредактируйте, подшлифуйте и выступите с ним как доклад­чик, лектор, оратор. Продолжительность выступления до 20 минут.

Широкая тема — стилистика художественной речи. Узкие темы:

1. Стилистическое мастерство (моего любимого писателя).

2. Средства поэтического стиля (поэтика).

3. Аллегория: мастерство ее использования.

4. Аллюзия: мастерство ее использования в литературе и в жизни.

Темы даны на выбор, можно взять свою.

Главное впереди: это самооценка выступления по схеме:

Синтетическая оценка: речь удалась или не удалась.

Контакт с аудиторией был—был, но слабый, — его не было. Меня поняли, со мной согласились—не поняли, не согласились.

Как я держался во время речи? В каком эмоциональном состо­янии ухожу из аудитории?

Предположим, что выступление прошло хорошо. Но оратор не испытывает полной удовлетворенности. Какой-то червячок гложет его: это неосознанная тревожность не дает покоя. Найти ее, понять причину — это уже задача детальной, аналитической оценки.

Аналитическая оценка:

1. Как аудитория встретила оратора? — Доброжелательно. Рав­
нодушно. Сдержанно. Недоверчиво. Неприязненно. С открытой
враждебностью.

2. Как началась речь? Вызвала ли вводная часть заинтересован­
ность, оживление, настороженность, безразличие, неприятие?

3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на про­
тяжении речи? Оно изменялось в пользу оратора или наоборот?
° каких частях речи оратора это можно было заметить? Как это
вЫразилось? Возможные причины этого отношения.

4. Если аудитория реагировала отрицательно как в целом, так и
Ча отдельные части речи оратора, то чем это могло быть вызвано?

5. Как сам оратор реагировал на неудачи или на успех?


6. Как он сам оценивает выбор темы, ее раскрытие, свою пози­
цию; план, композицию, логику, начало, окончание? Если ора­
тор оценивает это все положительно, то как объяснить неудачу в
целом?

7. Как оратор оценивает свою устную речь: дыхание (не хватало
глубины дыхания, было затруднено дыхание через носовую по­
лость и пр.), были ли вынужденные паузы для вдоха, что можно
сказать о громкости, плавности речи, темпе? Свободно лилась
речь или с запинками, поправками, повторами, не было ли из­
лишнего напряжения, или вялости, или излишнего упрощения,
фамильярности?

8. Как аудитория отзывалась на примеры, обращения, шутки,
вставные сюжеты?

9. Как держался оратор: было ли заметно волнение, не поправ­
лял ли галстук, не злоупотреблял ли жестами, мимикой?

10. Какие уроки можно извлечь из этого пробного выступления?
Постоянное общение с людьми, хорошо владеющими языком,

с безупречным произношением, с людьми, умеющими владеть собой, мастерами слова, не лишенными артистизма, — необхо­димое условие культуры речи личности, ее индивидуальности, своеобразного шарма, обаяния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.