КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стилистика художественного текста
Эту область стилистики принято выделять особо, во-первых, потому, что она древнее других, во-вторых, потому, что она выполняет эстетическую функцию. Средства художественного стиля противостоят стандартизации, они — результат поиска, выбора, творчества. Художественная литература, с одной стороны, служит основой формирования языковой нормы, выполняет охранительную функцию в языковых процессах, с другой — допускает выход за строгие рамки нормы, как то: употребление диалектов и просторечия в необходимых случаях, например в речи персонажей; использование иноязычной лексики (нормативное, а подчас — искаженное); создание окказиональных неологизмов, не зафиксированных толковыми словарями оттенков значения слов; создание бесчисленных тропов, аллегорий, гипербол, местоимений и многого другого. Художественный эффект достигается созданием индивидуального своеобразия и в использовании нормативных форм языка: манерой построения текста и его расположения (например, дробное деление текста на абзацы, расположение стихотворных строк, ритмика речи, рифмы, повторы); системой интонаций, особенно — эмоциональных, что очень важно в устном исполнении, в театре, в музыкальной интерпретации, в экранных вариантах и пр. Исследованию художественного мастерства писателей посвящены крупнейшие труды лингвистов, литературоведов: В. В. Виноградова, Ю. Тынянова, Р. Якобсона, Ю. М. Лотмана, А. И. Ефимова. Можно в этом потоке выделить исследования индивидуального мастерства Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова и многих других, общие своды правил, фигур, тропов, выбора синонимических средств, построения фразы и т. д. В последние десятилетия в вузах, а отчасти — ив общеобразовательных школах используется лингвистический анализ божественного текста (Л. А. Новиков, Н. М. Шанский). Лучший способ совершенствования культуры своей речи — погружаться в атмосферу языкового мастерства поэтов, писателей, ораторов — Л1оДей одаренных, нашей интеллектуальной и художественной ЗДиты: «следить за мыслью великого человека» (А. С. Пушкин). Схема анализа художественного произведения. 1- Прочтение выбранного произведения «про себя» и вслух (син-етическое, целостное, восприятие). Общая эстетическая оценка. 2. По возможности полное понимание смысла, авторского за 3. «Путь разыскания значений слов, оборотов, ударений, рит 4. Выполнение пункта 3 следует ориентировать не на перечни 5. Анализ текста как языковой ткани произведения: его толко 6. Замысел, пафос, образы, язык. Определение лингвистиче а) устаревших слов и оборотов, фразеологии; б) фактов поэтической символики; в) диалектизмов, профессионализмов, терминов, особенно тех, г) индивидуально-авторских элементов в области семантики, д) современных синтаксических конструкций, их выразитель в) общего понимания языка «как формы эстетического освоения действительности» (Л. А. Новиков); ж) анализа интонаций, фразовых ударений, тембра голоса, насколько это возможно при чтении. 46. Попробуйте применить предложенную схему к анализу хорошо 47. Поупражняйтесь в выразительном чтении стихов и прозы. а) что-нибудь Г.Р.Державина, из поэзии XVIII в.; б) стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, XIX в.; в) диалоги из прозы Ф.М.Достоевского; г) рассказы А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина; д) стихи М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, И.Сельвинского, XX в., При подготовке к выразительному чтению используйте пункты языкового анализа. Оценивая прочтение, постарайтесь связать интонации со своим желанием сделать те или иные акценты, что-то подчеркнуть голосом, каким-то оттенком интонации и тембра, создать патетические» непринужденные, иронические коннотации и пр. 48. Охарактеризуйте индивидуальное своеобразие языка и стиля еле 1. А. П. Чехов. Дружеская и деловая переписка. 2. «Слово о полку Игореве»: сравнить переводы на современ 3. Устные рассказы И. Л. Андроникова по выбору. 4. В. Ходасевич. «Путем зерна» или по выбору. 5. Тэффи (Н. А. Лохвицкая). «Ностальгия», рассказы, воспоми 6. А. Платонов «Котлован». 7. В. Маяковский, по выбору. 8. А. И. Солженицын «Раковый корпус». 9. В. Распутин «Живи и помни». 49. Напишите реферат, в течение двух недель в него не заглядывайте, затем подредактируйте, подшлифуйте и выступите с ним как докладчик, лектор, оратор. Продолжительность выступления до 20 минут. Широкая тема — стилистика художественной речи. Узкие темы: 1. Стилистическое мастерство (моего любимого писателя). 2. Средства поэтического стиля (поэтика). 3. Аллегория: мастерство ее использования. 4. Аллюзия: мастерство ее использования в литературе и в жизни. Темы даны на выбор, можно взять свою. Главное впереди: это самооценка выступления по схеме: Синтетическая оценка: речь удалась или не удалась. Контакт с аудиторией был—был, но слабый, — его не было. Меня поняли, со мной согласились—не поняли, не согласились. Как я держался во время речи? В каком эмоциональном состоянии ухожу из аудитории? Предположим, что выступление прошло хорошо. Но оратор не испытывает полной удовлетворенности. Какой-то червячок гложет его: это неосознанная тревожность не дает покоя. Найти ее, понять причину — это уже задача детальной, аналитической оценки. Аналитическая оценка: 1. Как аудитория встретила оратора? — Доброжелательно. Рав 2. Как началась речь? Вызвала ли вводная часть заинтересован 3. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на про 4. Если аудитория реагировала отрицательно как в целом, так и 5. Как сам оратор реагировал на неудачи или на успех? 6. Как он сам оценивает выбор темы, ее раскрытие, свою пози 7. Как оратор оценивает свою устную речь: дыхание (не хватало 8. Как аудитория отзывалась на примеры, обращения, шутки, 9. Как держался оратор: было ли заметно волнение, не поправ 10. Какие уроки можно извлечь из этого пробного выступления? с безупречным произношением, с людьми, умеющими владеть собой, мастерами слова, не лишенными артистизма, — необходимое условие культуры речи личности, ее индивидуальности, своеобразного шарма, обаяния.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |