КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы и их виды
План— это начальный этап творческого процесса: он позволяет автору, создателю чего-то нового, представить свой предмет в общем виде, его составных частях. План моделирует этот предмет. План — это схема, эскиз, чертеж, словесный набросок, общий вид намеченного. План — это матрица, которая постепенно заполняется предметным содержанием, скелет, каркас будущего сооружения. Виды планов разнообразны по своей структуре, по детализации; они создаются в сознании человека, их словесное оформление придает им стройность, четкость, упорядоченность, необходимую для дальнейшей работы, корректировки, кроме того, — для сохранения, передачи другим людям. Принято считать, что план (модель, чертеж) создает только человек, животное же действует по инстинкту. Как известно, пчелы лепят соты для меда с удивительной точностью, термиты строят высокие башни, паук сплетает геометрически безупречную паутину. Впрочем, нестандартные решения задач встречаются и в животном мире. В риторике, построении текстов, литературе используются словесные планы: их пункты формулируются в виде номинативных предложений, вопросов и пр. Планы подразделяются на словесные, текстовые; графические; картинные, изобразительные; предметные, например модель строящегося моста; математические -~ в виде формул. Планы подразделяются по степени их дробления, объему частей: простой план, обычно из 4—8 пунктов; сложный план — с подпунктами; микротемный план как предел дробления. План выполняет свою роль в подготовке к речи, докладу, лекции, написанию статьи, книги, а потом обычно не хранится. Но в процессе обучения учитель, профессор все же предлагает учащимся сдавать курсовую или дипломную работу на проверку с планом, чтобы видеть процесс работы и расположение ее частей. Книги выходят с оглавлением (содержанием), которое помогает читателю ориентироваться в их разделах. Современные опытные ораторы редко составляют письменный текст своих докладов, лекций, для них достаточно подробного плана, к которому прилагаются числовые материалы, даты, фамилии и пр. Такой план служит основой импровизации, а она ценится слушателями очень высоко в сравнении с чтением по написанному. У некоторых начинающих авторов, например у старшеклассников, реже у студентов, наблюдается пренебрежительное отношение к планам предстоящего сочинения, устного рассказа, ответа на уроке. Это пренебрежение не может быть оправдано: дело в том, что без плана текст никто не составляет. Мысленный план составляется все равно, но он отличается от письменного не в лучшую сторону: во-первых, такой план охватывает лишь начальную часть предстоящего текста; во-вторых, он не может быть достаточно продуман и тем более — отшлифован; наконец, без записи он забывается и искажается. Изучение черновиков великих писателей позволяет проследить их работу над планами, выбором слов, текстом рукописей. У большинства из них обнаруживаются планы и черновые наброски не только прозы, но даже лирических стихотворений. Бесплановость приводит к плохой координации частей, содержательным повторам, пропускам. Старые риторики рекомендуют такую последовательность в работе над текстом выступления (сочинения, устного рассказа): Первоначальное намерение —> выбор темы —> план —> подробный план — ¥ тезисы —> написание или продумывание частей — > полный текст —> исполнение. Системы образования не допускают пренебрежительного отношения к моделированию и планированию: это квалификационные характеристики специалиста, стандарты, учебные планы, программы, алгоритмы умственных действий, чертежи и многое другое. 28. Составьте план доклада на тему «Животный мир региона (обла-Сти, республики), где я живу». По ступеням доведите этот план до выс- шей степени детализации. Запишите план и отложите на две недели. Затем проведите тщательную корректировку плана. Подсчитайте процент доработки. Тему можно изменить в зависимости от ваших предпочтений, интересов. 29. По одному из разделов плана напишите тезисы, имея в виду, что Опытные ораторы обычно подобные «опоры» изображают на карточках небольшого формата с отчетливой нумерацией. 30. Потренируйтесь в импровизации с опорой на план. При этом имейте Импровизатор должен уметь контролировать себя, как минимум, по четырем мысленным параллельным линиям: Первая линия — ведущее опережение, оратор намечает ближайшую перспективу на объем микротемы, иногда и больше. Вторая линия — одновременное построение ближайшей части высказывания с опережением на 7—9 слов (так называемый упреждающий синтез, по Н.И. Жинкину). Третья линия — определение отдаленной перспективы, например оратор принимает решение изменить порядок частей в следующем блоке своего доклада или ввести что-то новое, не предусмотренное ранее, или сократить что-либо (время торопит). Четвертая линия: оратор следит за залом, опытный — видит каждого слушателя, замечает признаки усталости, любое отвлечение внимания и реагирует на все это. И, возможно, на ходу что-то перестраивает в своем докладе. Нетрудно понять, что такие умения приходят не с первого раза, не с первой попытки. Нужен опыт, тренинг. 31. Приготовьтесь к виртуальному диспуту на тему: «Как строить свою Диспут будет воображаемый, но рекомендуем записать наиболее остроумные аргументы в пользу каждой позиции. 55. Композиция и жанры речевых произведений В разных областях деятельности людей сложились типы текстов произведений устной и письменной литературы, документов и пр-Термин жанры и сама типология жанров разрабатывались и использовались еще тысячелетия тому назад. В наши дни приняты типологии текстов, обладающих четкими, иногда жесткими структурами, употребляемыми в государственной деятельности, профессиональных сферах, даже в быту (так называемые формы речевого этикета), в среде военных, публицистике, театре, судебной практике, медицине (рецепт, история болезни, ежедневные конференции врачей и пр.), учебных заведениях. Особенно тщательно разработана система жанров в художественной литературе — в эпосе, лирике, драматических произведениях. В античной риторике выделены также жанры, не зависящие от сфер общественной жизни, — описание, повествование и рассуждение (теперь их называют типами речи-текста). В описании указываются признаки предметов, явлений, рисуются картины — портрет человека, пейзаж, интерьер. В описании сюжет не играет существенной роли, действующие лица — это описываемые объекты и сам автор. В повествовании излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги. В повествование нередко включаются описания, зарисовки, действие переносится в пространстве и во времени. Рассуждение строится на логических умозаключениях, причинно-следственных связях, обобщениях и выводах. Истинность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов. Тексты различаются также по стилям, языковым характеристикам, причем нередко жанр обладает собственными особенностями: стиль басни, эпистолярный стиль, народно-поэтический стиль. 32. Охарактеризуйте композицию 4 — 5 жанров, относящихся к трем родам литературы:. Эпос Лирика Драма поэма, рассказ, житие, элегия, дружеское водевиль, трагедия летопись, былина, ро- послание, эпиграмма, (древнегреческая), ман в письмах, балла- эпитафия, сонет, па- киносценарий, коме- да, легенда, сага, эдда родия, пастораль, ли- дия масок и пр. и пр. рическая проза и пр. Отнесите следующие литературные жанры к родам, которые указаны выше. Гимн, новелла, частушка, пейзаж, эссе, пословица, притча, Панегирик, автобиографическая повесть, заговор, анекдот, философский роман, научно-фантастическая повесть, гражданская Поэзия, ода, рубай, памфлет, псалмы, духовный стих, плач, свадебные песни. В случае затруднения выпишите жанр отдельно. Возможно, вы отне-ете их в такие рубрики: ритуальные и обрядовые тексты, эпистолярные
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |