КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Языковая политикаВ мире есть немало государств многонациональных: Канада, Индия, Швейцария; в России ситуация одна из сложнейших. Кроме русского языка — весьма развитого, накопившего богатейшую художественную и научную литературу, можно насчитать десятки национальностей и языков: татарский, башкирский, якутский, бурятский, карельский, лакский, аварский, хакасский, калмыцкий, удмуртский, чувашский и др. Кроме того, в России живет немало украинцев, немцев, евреев, армян, азербайджанцев, китайцев, грузин, корейцев. Русский язык преобладает и по числу говорящих на нем, и по разнообразию литературы, он выполняет функции государственного языка Российской Федерации, служит целям межнационального общения. Он неплохо выполняет свои функции, но в ряде ситуаций становится причиной недовольства и конфликтов. Так, русскоязычное население, проживающее в национальных регионах, обычно не испытывает потребности знать язык основной народности. Особенно остро это недовольство ощущалось в прибалтийских республиках СССР, ибо русские, живущие, например, в Эстонии, не желали изучать эстонский язык, и только теперь поняли, что такое — языковая дискриминация, когда, по законам Эстонии, они лишаются и гражданства, и даже работы. Вторая причина неравенства языков — это образование, особенно высшее. Языком европейских университетов до XVIII в. была латынь, это, разумеется, задерживало развитие литературных языков Франции, Германии, но не подменяло все же роли родного языка, даже обогащало его. В России языком университетского образования изначально стал русский язык — это и позволило накопить научную литературу на русском языке, но в республиках СССР это привело к тому, что родители на Украине, например, еще в средней школе хотели дать образование своим детям на русском языке. В крупных городах Украины, например, было очень мало школ с укра' инским языком преподавания, что и вызвало антирусские настроения. На рубеже XX—XXI вв. все более выдвигается английский язЫ^ в качестве мирового. Причины таковы: а) огромное число англоговорящих — Великобритания, Австралия, США, в основном — Канада, в значительной степени " Индия; б) культурные и научные традиции в мире; в) высокий уровень изученности, методической обработки, а В некоторых странах уже вызывает тревогу проникновение английского языка: во Франции, например, есть закон в защиту французского языка, российская пресса выступает в том же духе. В Государственной Думе в настоящее время (2001 г.) подготовлен проект федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». После принятия закон, по-видимому, будет определять не только формы официальной речи (тексты государственных документов), но и разграничение стилей разговорного и литературного, границы употребления иностранных элементов, соблюдение этических норм, требования культуры речи. Во многих странах действуют жесткие тесты по культуре языка, по которым аттестуются государственные служащие, в сфере обслуживания и пр. Би- и полилингвизм населения — это тоже вопрос языковой политики. В развитых странах лица со средним образованием владеют кроме родного двумя языками. В России эта планка значительно ниже — и по количеству, и по качеству, но необходимость ее поднятия все более осознается. Ближе к этому идеалу жители национальных регионов; например, чуваш владеет родным и русским языками, а нередко — и английским. Назовем некоторые условия изучения неродных языков: а) понимание такой необходимости; б) международные контакты в экономике, культуре; в) финансирование образования; г) совершенствование методов обучения, учебников, привле Риторика в прежние времена не сталкивалась с такими проблемами многоязычия, перевода — вплоть до космической лингвистики. Все это проблемы глобальные, общечеловеческие. Языковое чутье (интуиция) Казалось бы, язык, в данном случае — русский, изучен до тонкостей, имеются целые библиотеки словарей и грамматик; менее изучены механизмы речи, а для риторики это важнейшая область; Но еще менее исследована языковая интуиция, лежащая в основе овладения языком в раннем детстве, выработки всех речевых на-вЫков, автоматизма говорения, аудирования, понимания, письма и чтения. Определений языковой интуиции много, они разнообразны: 'Интуитивная реакция на данную форму высказывания со сто- Р°Ны лица, для которого данный язык является родным, как |Фйтерий правильности речи» (Ах м а н о в а О. С. Словарь линг- Истических терминов. — М., 1966). Нетрудно заметить, что такое определение пригодно для взрослого человека, который уже имеет чутье языка, которое срабатывает непроизвольно. Как же возникает это чутье? Завесу таинственности приоткрывает психолог Н. И. Жинкин, он пишет: «При передаче сообщения (в мозг человека. — М. Л.) вводится два вида информации: а) о предмете и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. — М 1969. - С. 103). Свойства этого феномена, определяемого и как «практическое усвоение языка», и как «развитие речи», и как «чутье языка»: а) интуиция возникает лишь в усвоении закономерностей, б) интуиция возникает под влиянием аудирования в здоровой в) именно интуиция обеспечивает моментальные процессы Открытия в области природы языкового чутья в ближайшее время маловероятны. Иное дело — его исследование на уровне практики и моделирования как механизма моментального (и оптимального) выбора языковых единиц, форм, интонаций; то же — и в области восприятия речи. Не исключено, что в дальнейших успехах риторической теории и практики изучение языкового чутья даст наибольший эффект. Прямые передачи по телевидению наших парламентских дебатов 12-летней давности приводили зрителей в ужас: культура речи избранников народа была удручающе низка. Заканчивая теоретический раздел данного учебника, его автор случайно включил телевизор. Шло обсуждение в Думе вопроса ° доверии правительству Касьянова. Но автора интересовал уровеНь культуры дискуссии, владения речью: он несомненно повысил^ за прошедшие годы. Быть может, и риторика помогла? РАЗДЕЛ П. ПРАКТИКА Глава 10. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 47. Афоризмы: мастерство речи 1. Конечная цель красноречия — убеждать людей. (Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, XVIII в.) 2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, строй (Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, I в. до н.э.) 3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно гово (Ломоносов Михаил Васильевич, русский ученый-универсал, XVIII в.) 4. Чтение — вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека (Пушкин Александр Сергеевич, великий русский поэт, XIX в.) 5. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющая (Андроников Ираклий Луарсабович, русский литературовед, писатель, импровизатор) 6. Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, (Пушкин А. С.) 7. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страс- (Сперанский Михаил Михайлович, русский государственный деятель, XVIII — XIX вв.) 8- Обдумать надо мысль, а лишь потом писать! Пока неясно вам, что вы сказать хотите, Простых и ясных слов напрасно не ищите; Но если замысел у вас в уме готов, Вам нужные слова идут на первый зов. (Б у а л о Никола. Французский теоретик литературы, поэт, XVII в.) 9. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушате (Ключевский Василий Осипович, русский историк, XIX в.) 10. Только разработка предмета делает речь восхитительной... При (Цицерон М.Т.) 11. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжела (Карнеги Дэйл, философ, психолог, ритор, США, XX в.) 12. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не (Гюго Виктор, французский писатель, XIX в.) 13. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями (Вольтер Мари Франсуа Аруэ, французский писатель, философ, просветитель, XVIII в.) 14. Стих, как монету, чекань (Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, XIX в., «Из Шиллера») 15. Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех (Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, XIX в.) 16. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее (Платон, древнегреческий мыслитель, философ, ритор, V—IV вв. до н.э.) 17. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по (Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель, XIX— XX вв.) 18. Сила мысли — творческая сила. Во вселенной нет другой такой (Рерих Николай Константинович, русский художник, археолог, мыслитель, XIX — XX вв.) 19. Мысль изреченная есть ложь. (Тютчев Федор Иванович, русский поэт, XIX в.) 20. Свободным человек может быть только в мыслях. (Хайдеггер Мартин, немецкий философ, XX в.) 21. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы (Гегель Георг Вильгельм Фридрих, великий немецкий философ, XVIII—XIX вв.) 22. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно (Евангелие от Иоанна) 23. Ржавеет золото и истлевает сталь. И долговечней царственное слово. (Ахматова Анна Андреевна, поэт, XX в.) 24. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано (Шопенгауэр Артур, немецкий философ, XIX в.) 25. Ложь — это наиболее современная и актуальная форма зла. Фено (Бахтин Михаил Михайлович, русский философ, XX в.) 26. (Дело риторики. — М.Л.) не убеждать, а в каждом данном случае (Аристотель, древнегреческий мыслитель, универсальный ученый, IV в^до н. э.) 27. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, (Карнеги Д.) 28. Высказывание формируется в сложном процессе, который начи (Лурия Александр Романович, русский психолог, XX в.) 29. Лошадь узнают в езде, человека — в его речах. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Хочешь узнать человека — вслушайся в его речи. Не любо — не слушай, а врать не мешай. Слушать его можно, а верить нельзя. (Даль В. И. Пословицы русского народа) 1. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, ри 2. Выберите из учебника 2—3 афоризма и подготовьтесь обосновать 3. Создайте собственный афоризм на риторическую или любую ДРУ" 4. Распределите приведенные выше изречения по следующим тема 3) требования к форме, языковое мастерство; 4) фактор адресата, на-0равленность на слушающего; 5) весомость мысли, лежащей в основе высказывания; 6) главное в риторике, в мастерстве говорящего; 7) логика; 8) эстетика; 9) механизмы речи; 10) результат общения; Ц) парадоксы; 12) изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить. 48. Понятия — термины — определения Каждая область знания, отрасль науки имеет свой круг понятий, например, в классической риторике — «оратор», «диалог», «элокуция», в неориторике — «мотивация речи», «механизмы восприятия речи», «коммуникация». Понятие обобщает существенные признаки класса однородных предметов, в таком качестве оно служит формой мышления. Так, например, признаки диалога: два участника общения; единая тема общения; смена ролей «говорящий—слушающий»; необязательные признаки: устная форма — диалог может быть и письменным; участники видят друг друга — это условие не обязательно, хотя и желательно. Языковыми формами выражения понятий служат слова и словосочетания, в научном использовании это термины; большинство из них имеют межязыковые основы (из латыни, древнегреческого: дискуссия — лат., этос — греч., контраст — фр., компьютер — англ.). Термины, как правило, однозначны, принадлежат научному стилю языка. Понятия включаются в системы научного знания через дефиниции (определения). Они ограничивают объем понятия. Определить понятие — значит включить его в иерархию родов и видов и указать существенные признаки, отличающие его от смежных понятий. Поскольку сами явления, предметы, порождающие понятия, находятся в состоянии постоянного развития, то и дефиниции не достигают абсолютной точности. 5. Из 3—4 словарей выпишите определения (толкование) терминов 6. Обратите внимание на то, что понятие «риторика» как бы развет Как вы оцениваете эту двойственность? Покажите на примерах, где Риторика выступает как наука, и где — как искусство. В чем разница между оратором и ритором! Или эти термины взаимо-Заменимы? Составьте синонимический ряд к слову оратор: вития, краснобай и Т-П. Попытайтесь объяснить оттенки значения и особенности употребле-^Чя каждого синонима. Можно пользоваться словарями синонимов: а) под ред. Евгеньевой А. П.; б) словарем Н.Абрамова; в) словарем 7. Составьте свой словарь глаголов говорения и слушания по образцу. Образец: он (или я) произнес услышал пробормотал и т.д. Сравните первый и второй столбики. Что дают нам такие ряды синонимов? Подобным образом составьте и антонимические пары: {говорить — молчать, говорливый — молчаливый, говорун — молчун и пр. 8. Составьте текст (можно диалог), в котором были бы употреблены 9. Организуйте конкурс юмористических сочинений, афоризмов и 10. Постройте логические определения пяти понятий по выбору из Образец: Ближайший род: ^ свойство личности Определяемое понятие: «коммуникабельность» Отличительные признаки: 1) доброжелательное отношение к людям; 2) раскованность и сдержанность, умение владеть собой; 3) свободное владение языком и механизмами речи; 4) владение риторическими умениями, культурой речи. 11. В тех случаях, когда полное логическое определение вызывает труд б) введение понятия в текст (или использование готового текста, рас Примените какие-либо приемы к раскрытию следующих понятий. Терпение (отвлеченное и обобщенное понятие); терпение (конкретное значение, проявление терпения, терпеливые люди); космос (слово многозначно: а) в философском значении: мировой порядок, вселенная, мироздание; б) в конкретном употреблении: полеты в космос); куница демпинг; полетность голоса; парадокс (в логике, поэтике). 12. В работе над библиографией по риторике и культуре речи (как и п° 1. Классические труды: Аристотель, Демосфен, Цицерон, древнерУс' 2. Научные (исследовательские) труды, создающие теоретическую базу 3. Литература по смежным областям: лингвистика — общее языкозна 4. Учебная литература по риторике, теории речи, культуре речи, по 5. Собрания образцов речевого мастерства — речи великих ораторов, 6. Словари и справочники (по языку и иностранным языкам, разным Самостоятельно выберите тему; составьте к этой теме библиографию для: а) реферата, выступления на семинаре; б) углубленного изучения. 49. Участники речевых контактов, структура общения Представим себе расположение говорящих и слушающих: а) двое прогуливаются по дорожке в парке; б) трое охотников у костра обсуждают свои подвиги; в) оратор и человек 20 его слушателей расположились перед г) оратор в узком удлиненном зале; он на трибуне: Оратор слушатели слушатели слушатели Самое неудачное расположение 13. Спроектируйте и изобразите схематически следующие варианты К каждой ситуации — комментарий: Участники, их расположение в пространстве; есть ли ведущее лицо, и если да, то его роль; Цель общая или частная, индивидуальная; общение вербальное и невербальное; регламент, организационная структура и пр. 14. Выберите из какого-либо широко известного произведения рус Иг, ореве»). Примените к нему известную схему: Кто говорит? Кому? При каких обстоятельствах? Что говорит? Зачем (цель)? Как выражает мысль? Каков результат? На каждый пункт схемы может быть дан лаконичный, краткий ответ или ответ в виде тезисов. Должен получиться связный текст. Попытайтесь озаглавить его. Попытайтесь также охарактеризовать «риторический идеал» говорящего. 15. Примените данную в задании 13 схему к 2 — 3 ситуациям вашей Внимательно отнеситесь также к последнему пункту — результату 16. Отдельно проанализируйте текст из задания 13 по таким пунктам: Примените данную схему и к собственной речи. 17. Выберите какую-либо профессию — такую, которая вам неплохо 18. Пользуясь различными источниками (книжными, личным опытом Напишите, что вы особенно цените в каждом из них. 19. Дайте собственную характеристику каждого из слов левого и пра Златоуст болтушка, балаболка, мастер слова болтун, пустомеля, трепач, краснобай, (далее самостоятельно) врун, враль, брехун, трепло 20. Охарактеризуйте сами себя как языковую личность. Опирайтесь на Глава 11. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ИНВЕНЦИЯ» 50. Тема и ее выбор Толкование термина тема: 1. Предмет высказывания, речи, литературного произведений определяет содержание, мысленную основу речи. 2. Тот элемент предложения, высказывания, который определяет данное, уже известное, в отличие от нового, сообщаемого о теме, называется ремой. Одна тема может иметь разветвленную, обширную рематическую часть. В первом разделе (каноне) классической риторики — инвенции (в русских переводах — «изобретение») такая последовательность: выбор темы —» сбор материала —» мысленная основа речи —> позиция автора. Деление тем: широкая тема —> узкая —» подтема -» микротема (дальнейшему делению не подлежит). Пример сужения и субординации тем: Подтема — «Смутное время»; уже — «Минин и Пожарский». Микротема — «Подвиг Сусанина», еще уже — «Опера "Жизнь за царя"». Соотнесение темы и заглавия: Будни войны «Дни и ночи» К. Симонова Респрессии 30-х годов «Реквием» А.А.Ахматовой Победа над собой «Прекрасная Адыгене» В. Солоухина Н.А.Некрасова Жестокость подавления Поль- «За что?» Л. Н. Толстого ского восстания в 1830 г. 21. Расскажите, как возникли заглавия трех произведений литературы Приведите три своих примера несовпадения заглавия и темы (в их формулировках). Придумайте несколько заглавий к одной из тем: «Весна»; «Выбор профессии»; «Мой любимый писатель». Дайте обоснование выбора, укажите свой замысел, жанр предполагаемого сочинения. Примеры мотивов и критериев выбора темы: 1. Учебные мотивы студента: логика изучаемого предмета, что 2. Мотивы, идущие от ситуации и цели предстоящего сочине 3. Мотивы личные: духовные запросы личности, «духовная жаж- 22. Ниже дан перечень тем по разным предметам знания. Вам пред над нею; 3) по одной из тем, по вашему свободному выбору, подготовить доклад или сочинение, выступить с ним публично, затем дать самоанализ и сделать самооценку (мотивированную, разумеется, по критериям). Примеры для выбора (они ориентированы на возможности студентов): История 1. Распространение христианства на Руси (до 988 г. и после). 2. Афины, Аттика, Спарта. 3. Александр Македонский как личность. 4. Россия и Америка, XIX в. 5. Варфоломеевская ночь, причина и последствия. 6. Роль Новгорода в становлении государственности Руси. 7. Рим и Европа, 1-е тысячелетие. 8. В.О. Ключевский как историк. Народы мира 1. Современная Россия как многонациональное государство. 2. Русско-германские культурные связи. 3. Призвание варяжских князей: исторический парадокс или 4. Народы Индии. 5. Нивхи. 6. Жизнь Арапа Петра Великого. 7. Судьбы народов Поволжья. Путешествия 1. Восхождение на Фудзияму. 2. Из Петербурга в Москву — из Москвы в Петербург. 3. Русская литература «хожений». 4. Путешествия Николая Рериха. 5. Космические путешествия — наше будущее? 6. В глубины океана. 7. Туризм на рубеже веков. Человек 1. Человек прошлого — человек будущего. 2. Гуманизм как философское учение и как социальная прак 3. Что я понимаю под богатством духовного мира человека? 4. Действительно ли человек — венец природы? Психология 1. Психология личности. 2. Л. С. Выготский: воображение и творчество. 3. Современные теории бессознательного. Язык 1. Языки мира: судьбы языков. 2. Язык и речь — две стороны единого предмета. 3. Теория билингвизма. 4. Очерк семиотики. 5. Русский язык в славянском мире. 6. Стилистика. 7. Механизмы восприятия и понимания речи. Логика 1. Аристотель — автор «Логики». 2. Структура доказательства, ошибки в доказательстве. 3. Культура мышления. 4. Логика и грамматика. Жизнь выдающихся людей 1. Трагедия Жанны д'Арк. 2. Владимир Соловьев — мыслитель и поэт. 3. Императрица Екатерина II. 4. Альберт Швейцер. 5. Семья Цветаевых в русской культуре. 6. Жизнь и смерть Иоанна Крестителя. 7. Леонардо да Винчи. Литература и искусство 1. Архитектура — «застывшая музыка». 2. Споры о телевидении. 3. Литература эллинского периода. 4. Лев Толстой. 5. Волшебный мир балета (Майя Плисецкая). 6. Роль литературы в становлении норм языка (на примере Рос 7. «Гомер был слеп, но даль времен ясней, чем зрячий, ви 8. Музыка и язык. Образование и наука L. Образовательная система Великобритании. 2. Перспективы генетики. 3. Проблемы одаренных детей. 4. Какое обучение можно считать развивающим? 5. Рентабельность образования в широком социальном смысле. 6. Гуманитарные науки в высшей школе. 7. Крупнейшие университеты Европы. Закон 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Законы нравственные и юридические. 3. Русский юрист А. Ф. Кони. 4. Первые юридические акты на Руси. 5. Преступление и наказание — «Преступление и наказание». Деловой мир 1. Рентабельность наукоемкого производства. 2. Есть ли предел роста урожайности сельхозкультур? 3. Современный аэропорт. 4. Торговые пути Древней Руси. 5. Что такое Единая энергетическая система? 6. Экологические перспективы Европы. П олитика 1. Политическая партия — ее статус, права, функции. 2. Экономика и политика. 3. У. Черчилль. 4. Монархии современной Европы. 5. Роль СМИ в современном обществе. 6. Мир и война. Семья 1. Предки и потомки А. С. Пушкина. 2. Проблема отцов и детей. 3. Мемуарная литература XIX в. 4. Портрет конкретной современной семьи в России. Духовный мир личности 1. Нравственность: социальный и личностный аспекты. 2. А. Ф.Лосев: жизнь и мировоззрение. 3. Нагорная проповедь Иисуса Христа. 4. Н. Бердяев «Царство Кесаря». 5. Ценностные ориентации молодежи в России на рубеже веков. 6. К. Д. Ушинский о роли родного языка в духовном мире чело 23. Самостоятельно составьте подобную тематику по вашим личным интересам, увлечениям (не более 10 тем). 51. Источники материала и его накопление Источники непосредственного Источники опосредованного 1. Опыт текущей жизни. 1. Системы образования. 2. Целенаправленные наблю- 2. Печатное слово: книги, жур- 3. Научный эксперимент по ме- 3. СМИ. ■юдологии, принятой в той или 4. Музеи, выставки, заповедни- 4. Участие в экспедициях, науч- пр. ных и социальных программах. 5. Информационные системы 5. Креативные источники: во- типа Интернета, Оценочный аспект: непосредственный опыт ценнее в том отношении, что пережит автором, субъектом, окрашен эмоциями, актуален. Опосредованный опыт объективнее, он обычно многократно проверен, нередко — строгими логическими методами, признан всеми или многими, проверен практикой; при издании книг проводится жесткая экспертиза. В бытовых ситуациях предпочтительнее опыт первой группы, но в общественной жизни преобладает опыт второй группы; так, в дипломном вузовском сочинении на основе опыта второй группы обязателен и опыт первой группы в виде проектирования, конструирования, составления проекта, какой-то разработки (например, в строительном вузе — проектирование одной из опор моста, обоснование всех расчетов, вычерчивание узлов и деталей). В создании текстов автор придерживается разумного соотношения, гармонии своего собственного и заимствованного материала. Это соотношение определяется разными факторами, например жанром сочинения или устного выступления. Так, в дружеском письме или в дневнике наверняка будет преобладать материал опыта первой группы, в лекции профессора — материал опыта второй группы, в реферате свое мнение выразится лишь в умении кратко передать чужое и не исказить при этом. Приемы накопления и упорядочивания материала: 1. Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее ин 2. Выбор темы в какой-то мере определяется тем материалом, 3. Успеху способствует предварительный набросок плана, со На начальных этапах сбора материала намечаются основные Разделы и стержневые идеи замысла предстоящей речи. 4. Накопляемый материал всегда должен быть избыточен- 5. При избытке материала успешнее протекает процесс его от 6. Накопление материала рассчитывается так, чтобы иметь за 7. О композиции речевого выступления будет сказано в следу 8. Должен быть приготовлен иллюстративный материал: экран Надо знать и свои возможности, ибо многих начинающих ораторов подводит преувеличенная надежда на свою способность импровизации. Все должно быть подготовлено мысленно, проверено и перепроверено. Следует также изучать черновики писателей, ученых, общественных деятелей: наброски планов, поправки — зачеркнутые строки и тексты. Такие материалы сохраняются в музеях, архивах, они также публикуются в академических изданиях сочинений наиболее прославленных авторов. Работе над темой, материалом уделяли внимание все риторы, особенно в ситуациях увлечения внешней красотой речи, ее украшениями в ущерб весомости содержания. 52. Топика. «Общие места» Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, много раз уже встречавшееся, избитое. Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержания речи. Само слово изобретение указывает на творческий характер инвенции. «Общие места» использовали М.В.Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. БелиН- ский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что-бУ по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В. Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512). Однако подобные вопросы действительно могут оказаться полезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Александров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Основы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моделям») более 30 страниц. Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге понятий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала: Род и вид: лиственные деревья — липа, береза. Целое и часть: дерево — корни, ствол, ветви. Причина и следствие: (примеры подберите сами). Сходство и различие: (примеры) Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует на объект, во втором случае они меняются местами. Сопоставление и противопоставление: (примеры) Количество и качество (количественная оценка чего-либо — качественная оценка). Примеры единичных «общих мест»: Имя, наименование Место Время Признаки и свойства Обстоятельства Определение Пример И многое другое. Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр. Предполагалось использование топов и при «изобретении», Мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не Пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано. Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, организации наблюдений, сборе и организации Материала, его отборе. Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в создании текстов делового и научного стилей. 24. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова или в 25. Дайте к 2 — 3 выбранным вами топам свои пояснения по следую применение топа в вашем сочине- Топ Р Р' нии, устном высказывании на конк- описание ретную тему. Пример реализации (изобретения содержания) темы «Жизнь растений»: подробное описание жиз- деревья, кустарники, тра- _ _ тт _ ни грибов, примеры наб- Целое и части вы, мхи, грибы, водорос- ^^ ^^ миц£_ лия и пр. 53. Возбуждение интереса слушателей (Практические советы) Независимо от размеров высказывания в нем всегда так или иначе отражается личность говорящего, пишущего. Она проявляется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов, т. е. в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мимике, позах. Замысел автора, его позиция определяются разными факторами: его убеждениями, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям. Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю). Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это личность, важны все три линии: личность не может не иметь доминанты, так же как и не может не владеть самоконтролем. Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса. Кстати, контакт зависит и от расположения людей — участий' ков диалога: наилучшее общение проходит в свободном кружке,Б 1: удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в удлиненном зале. Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, профессии, интересов, уровня образованности, а также того, в каком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию или вынужденно. Если все же субъект речи вынужден обстоятельствами к общению, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства, сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика. Необходимо знать также зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа. В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи возбудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь оратор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спектакль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в первом акте... К третьему акту зал опустеет. Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.). Признаки усталости или понижения интереса слушателей побуждают оратора оживить свою речь: а) примерами — они обращены к чувственному познанию и б) вопросами, обращенными к слушателями, — они их акти в) шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, воз Если лектор заметил усталость, он может сократить лекцию, снять самый трудный материал. Но возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заготовленный материал слишком рано: нечем заполнить время. Следовательно, говорящий должен иметь резерв материала, который Пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов На вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями. Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докладе, беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай 2—3 варианта концовки. Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв. 26. Заведите тетрадь — копилку полезных советов. Но будьте требова 27. Составьте схему — модель всего раздела «Инвенция» от Аристоте Не забудьте, что содержание этого раздела (как, впрочем, и последующих) адресовано лишь одной стороне акта общения — лицу говорящему, пишущему. Но неориторика, которая включает в сферу своих интересов и вторую сторону акта, не дает этому лицу никаких преимуществ. Постарайтесь это отразить в вашей модели. Глава 12. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ДИСПОЗИЦИЯ»
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |