Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П Ib8°8 129





подобное: глаза читают строку за строкой, но мысль занята со­всем другим предметом...

Перейдем к моделированию.

Шаг А. Установка слушающего или читающего, готовность ме­ханизмов аудирования или чтения; возникновение интереса к пред­стоящему диалогу, к собеседнику (автору) как к личности, под­готовка слушающего к включению нового в систему сведений, полученных ранее. Все это — шаг подготовительный, ориентиру­ющий.

Шаг Б. Нерасчлененное, целостное восприятие всего высказы­вания, если оно невелико, или его начальной части. Воспринима­ется акустический поток, в котором еще не выделены фонетиче­ские слова, но ритм уже улавливается. Грамматическое мышле­ние, которое сформировано у современных людей, ориентирует на восприятие предложения, этому способствует не только его структура, но и произносительный рисунок, и относительная са­мостоятельность смысла.

Но восприятие текста легко перешагивает синтаксические гра­ницы, устная речь воспринимается непрерывно по мере ее раз­вертывания. Это первоначальное восприятие дает слушающему общую ориентировку: он осознает, на каком языке говорят, к кому обращена речь, о чем она.

Этому целостному, ориентировочному восприятию придают большое значение психологи, особенно Л. С. Выготский, С. Л. Ру­бинштейн.

Восприятие письменной речи кое в чем отличается от слуша­ния. Дело в том, что при чтении глаз движется рывками, у опыт­ного чтеца в поле чтения попадает 5 — 6 слов, в результате про­цесс чтения теряет плавность. Но это относится только к зритель­ному фактору, восприятие смысла носит синтетический харак­тер.

Шаг В. Восприятие невербальных средств — силы голоса, тем­бра, интонаций, языка телодвижений, пауз, мимики и пр. Оно, по-видимому, тоже должно быть понято, т. е. соотнесено с каки­ми-то эталонами-образами в эмоциональной сфере слушающего и видящего человека; их восприятие внушает собеседнику соот­ветствующие переживания, несет информацию о настроениях и чувствах говорящего. Так, крикливый тон передает раздражение, улыбка, наоборот, свидетельствует о добрых чувствах или, по мень­шей мере, о вежливости говорящего.

Язык слов и язык невербальных средств чаще всего совпадают-второй нередко оказывается сильнее первого.

Шаг Г. Напомним, шаг Б — восприятие нерасчлененного пото­ка речи. Если нет помех или они преодолены, то происходит сег­ментация потока по законам ритма. Выделяются синтагма и фоне­тические слова, чему способствуют словесные ударения и микр0"


л между фонетическими словами, интонационный рисунок произносимой фразы.

Естественно, что сказанное не относится к чтению: здесь слова разделены пробелами, интервалами, они уже выделены — даже если непонятны чтецу.

В устном варианте выделению слов способствуют свойствен­ные данному языку смысловые интонации — перечислительная, выделительная, интонация конца предложения, логические уда­рения.

При чтении слова уже выделены, но здесь особенность в том, что напечатанные буквы надо обозначить звуками — вслух или мысленно.

Шаг Д. Предположим, что слушающий успешно разделил ре­чевой поток на составляющие его слова. Но сам процесс разделе­ния требует их опознания. Опознание мыслится как сличение их с эталонами, хранящимися в речевой памяти. Выделению фоне­тических слов способствует совокупность всех звуковых характе­ристик, принятых в родном (или втором) языке при полном вла­дении им: ритмика, интонации, особенности произношения всех звуков речи и пр. Иногда всего лишь одно опознанное слово по­могает опознать и другие слова.

Опознание фонетических слов — это их признание и черновое понимание.

Шаг Д при чтении не создает трудностей: буквенный состав слова служит в качестве единого, совокупного знака, слово вос­принимается и как лексическая единица, и как грамматическая; но эта легкость создается при помощи интервалов между словами. Напомним, что в памятниках древнерусской литературы интерва­лов нет и выделение отдельных слов там затруднено.

Значение шага-Д настолько велико, что требуется дополни­тельный комментарий.

Мы не знаем, в каком виде хранятся в речевой памяти этало­ны слов (есть гипотезы); но известно, что они хранятся долго, в сущности, в течение всей жизни человека, и нуждаются в акти­визации: каждое новое употребление препятствует забыванию.

Поиск слова при говорении, по наблюдениям, не всегда по­лон: говорящему не всегда удается довести его до предела, и он берет не самое лучшее слово. При аудировании (тоже по наблюде­ниям) операция узнавания фонетического слова протекает успеш­но: случаи узнавания задним числом сравнительно редки.

Ключ к опознанию слов — это развитый фонематический

сЛух (ФС), обеспечивающий восприятие фонем как смыслораз-

Личителя; ФС родного языка начинает формироваться у ребенка с

^рвого года жизни и, в основном, завершается к 5 годам. При

т°м фонема не может рассматриваться как абстракция, ибо она

ЫПолняет вполне реальную функцию в речи.


Наконец, узнавание каждого отдельного слова — это еще да­леко не понимание отрезка речи, а только доступ к пониманию.

Шаг Е. Представим себе такую ситуацию: воспринят отрезок потока речи, состоящий из семи слов: возможно, что это предло­жение. Для шести слов в памяти нашлись эталоны, а для одного не нашлось. Здесь возможны два варианта:

а) понимание не состоялось, контакт прервался;

б) непонятное слово все же будет понято предположительно
по догадке, на основе предвосхищения значения всего предложе­
ния (антиципация).

Догадке благоприятствуют: общий смысл дискурса, контекста, языковая интуиция, склонность человека к поиску^ знание темы разговора.

Вероятность догадки достаточно высока, для большинства лю­дей она выше 67 % и зависит от общего развития, активности, прошлого опыта. Это предвидение, предвосхищение результата решения задачи до того, как она будет решена логическим путем.

Пример антиципации в обучении: в читаемый текст по иност­ранному языку вводятся явно новые слова, которые угадываются по тексту.

Предвосхищение — основа творческой деятельности, как и ин­туиция, тревожность, воображение...

Шаг Ж. На этой ступени речь или ее отрезок осознаются структурно, в их внутренних связях, выделяются сочетания слов, осмысливается их последовательность в предложении. Осознание связей происходит, разумеется, не по вопросам, не по называ­нию падежей или времен. Здесь «работает» чутье языка, его форм и значений — тех глубинных, неосознанных сообщений, которые формируются у человека в раннем детстве и определяют грамма­тически правильную собственную речь и правильное восприятие чужой.

Осознание и, следовательно, понимание языковых структур на данном шаге лишь начинается: в дальнейшем оно выходит за рам­ки минимальных объемов восприятия, за рамки предложения, охватываются значительные по объему компоненты текста.

Шаг 3. При переходе от понимания малых блоков к целостно­му тексту мы вновь возвратимся к просодическому, интонацион­ному, рисунку воспринимаемой речи и пониманию соответству­ющих коннотаций — дополнительных окрасок речи, придают11'1 ей подчас самые важные оттенки значения: так, один и тот *е текст может прозвучать и как нейтральная информация, и каК просьба, и как приказание, и как выражение сожаления й-"1 упрека... Для понимания таких дополнительных эмоциональны или нравственных ситуационных наслоений обычно требуетС учесть и другие паралингвистические средства, сопровождаю^11 вербальную речь.


Шаг И. Включение воспринятого и понятого текста в общий контекст диалога, полилога, сценария, а также в систему ранее приобретенных знаний помогает оценить информацию с точки зрения ее новизны, актуальности, правдивости.

Шаг К. Еще на двух предыдущих шагах намечается и затем за­вершается разгадка, расшифровка и оценка различного рода ино­сказаний, образов, метафор, аллегорий, гипербол, стилистиче­ских вариантов. Это довольно сложные операции, требующие от воспринимающего тонкого знания языка, гибкости ума, его кри­тичности. Понимание скрытых смыслов может быть длительным, даже отсроченным. Сказанное полностью относится и к чтению: его преимущество состоит лишь в том, что читающий имеет запас времени для перечитывания и раздумий, слушающий же, участ­ник устного общения, как правило, таких возможностей не имеет. Он должен реагировать немедленно, промедление иногда слиш­ком дорого обходится.

Шаг Л. Существенное место принадлежит оценке языкового мастерства и интеллектуального уровня говорящего или пишуще­го: удачный или неудачный выбор слов, ясность и убедительность речи, ее выразительность, уместность образности, соблюдение литературной нормы, остроумие, юмор, оригинальность выбора языковых средств или стандартность.

В обычном общении оценочная ступень необязательна, но для профессионального оратора, политика, юриста и пр. критичность восприятия есть профессиональное качество.

Еще раз обратимся к поиску вариантов понимания восприня­того текста: нередко оказывается, что это — наиболее важная цель понимания. Что кроется за открытым высказыванием, скажем, политика или дипломата? Как должен вести себя адресат, вос­принявший речь своего адресанта?

Шаг М. Оценка личности говорящего по формуле Сократа: «За­говори, чтобы я тебя увидел» (так Сократ сказал своему новому Ученику). В речи почти неизбежно раскрывается человек, его куль­тура, манеры, характер, темперамент.

Люди очень разные: одного видишь сразу, другой — загадка, Многие проходят длительную тренировку на непроницаемость.

Это, кстати, тоже вид общения, хотя и безмолвного.

В варианте чтения эта ступень состоит в формировании образа автора в воображении читателя: его идеи, нравственная позиция, Мастерство выбора картин жизни, своеобразие индивидуального стиля.

Шаг Н. Результат восприятия и понимания; стратегия дальней­шего поведения, речевого и неречевого; переход к посткоммуни-^тивному этапу общения или речевого акта. Ограничится ли акт ОсПриятием чужой речи? Как собеседник будет строить свой от-ет и как реагировать?


Подведем итог: восприятие речи — не пассивный процесс; ак­тивность перципиента состоит:

а) в полноте восприятия и, особенно, понимания;

б) в выделении наиболее важного, того, что может потребо­
вать продолжения;

в) в уверенности, что все сказанное соответствует истине.
Не так все это просто...

Подведя итог, напомним: весь процесс восприятия и понима­ния не дискретен, а совмещен, этапы и шаги здесь выделены в целях анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.