КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П Ib8°8 129
подобное: глаза читают строку за строкой, но мысль занята совсем другим предметом... Перейдем к моделированию. Шаг А. Установка слушающего или читающего, готовность механизмов аудирования или чтения; возникновение интереса к предстоящему диалогу, к собеседнику (автору) как к личности, подготовка слушающего к включению нового в систему сведений, полученных ранее. Все это — шаг подготовительный, ориентирующий. Шаг Б. Нерасчлененное, целостное восприятие всего высказывания, если оно невелико, или его начальной части. Воспринимается акустический поток, в котором еще не выделены фонетические слова, но ритм уже улавливается. Грамматическое мышление, которое сформировано у современных людей, ориентирует на восприятие предложения, этому способствует не только его структура, но и произносительный рисунок, и относительная самостоятельность смысла. Но восприятие текста легко перешагивает синтаксические границы, устная речь воспринимается непрерывно по мере ее развертывания. Это первоначальное восприятие дает слушающему общую ориентировку: он осознает, на каком языке говорят, к кому обращена речь, о чем она. Этому целостному, ориентировочному восприятию придают большое значение психологи, особенно Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Восприятие письменной речи кое в чем отличается от слушания. Дело в том, что при чтении глаз движется рывками, у опытного чтеца в поле чтения попадает 5 — 6 слов, в результате процесс чтения теряет плавность. Но это относится только к зрительному фактору, восприятие смысла носит синтетический характер. Шаг В. Восприятие невербальных средств — силы голоса, тембра, интонаций, языка телодвижений, пауз, мимики и пр. Оно, по-видимому, тоже должно быть понято, т. е. соотнесено с какими-то эталонами-образами в эмоциональной сфере слушающего и видящего человека; их восприятие внушает собеседнику соответствующие переживания, несет информацию о настроениях и чувствах говорящего. Так, крикливый тон передает раздражение, улыбка, наоборот, свидетельствует о добрых чувствах или, по меньшей мере, о вежливости говорящего. Язык слов и язык невербальных средств чаще всего совпадают-второй нередко оказывается сильнее первого. Шаг Г. Напомним, шаг Б — восприятие нерасчлененного потока речи. Если нет помех или они преодолены, то происходит сегментация потока по законам ритма. Выделяются синтагма и фонетические слова, чему способствуют словесные ударения и микр0" л между фонетическими словами, интонационный рисунок произносимой фразы. Естественно, что сказанное не относится к чтению: здесь слова разделены пробелами, интервалами, они уже выделены — даже если непонятны чтецу. В устном варианте выделению слов способствуют свойственные данному языку смысловые интонации — перечислительная, выделительная, интонация конца предложения, логические ударения. При чтении слова уже выделены, но здесь особенность в том, что напечатанные буквы надо обозначить звуками — вслух или мысленно. Шаг Д. Предположим, что слушающий успешно разделил речевой поток на составляющие его слова. Но сам процесс разделения требует их опознания. Опознание мыслится как сличение их с эталонами, хранящимися в речевой памяти. Выделению фонетических слов способствует совокупность всех звуковых характеристик, принятых в родном (или втором) языке при полном владении им: ритмика, интонации, особенности произношения всех звуков речи и пр. Иногда всего лишь одно опознанное слово помогает опознать и другие слова. Опознание фонетических слов — это их признание и черновое понимание. Шаг Д при чтении не создает трудностей: буквенный состав слова служит в качестве единого, совокупного знака, слово воспринимается и как лексическая единица, и как грамматическая; но эта легкость создается при помощи интервалов между словами. Напомним, что в памятниках древнерусской литературы интервалов нет и выделение отдельных слов там затруднено. Значение шага-Д настолько велико, что требуется дополнительный комментарий. Мы не знаем, в каком виде хранятся в речевой памяти эталоны слов (есть гипотезы); но известно, что они хранятся долго, в сущности, в течение всей жизни человека, и нуждаются в активизации: каждое новое употребление препятствует забыванию. Поиск слова при говорении, по наблюдениям, не всегда полон: говорящему не всегда удается довести его до предела, и он берет не самое лучшее слово. При аудировании (тоже по наблюдениям) операция узнавания фонетического слова протекает успешно: случаи узнавания задним числом сравнительно редки. Ключ к опознанию слов — это развитый фонематический сЛух (ФС), обеспечивающий восприятие фонем как смыслораз- Личителя; ФС родного языка начинает формироваться у ребенка с ^рвого года жизни и, в основном, завершается к 5 годам. При т°м фонема не может рассматриваться как абстракция, ибо она ЫПолняет вполне реальную функцию в речи. Наконец, узнавание каждого отдельного слова — это еще далеко не понимание отрезка речи, а только доступ к пониманию. Шаг Е. Представим себе такую ситуацию: воспринят отрезок потока речи, состоящий из семи слов: возможно, что это предложение. Для шести слов в памяти нашлись эталоны, а для одного не нашлось. Здесь возможны два варианта: а) понимание не состоялось, контакт прервался; б) непонятное слово все же будет понято предположительно Догадке благоприятствуют: общий смысл дискурса, контекста, языковая интуиция, склонность человека к поиску^ знание темы разговора. Вероятность догадки достаточно высока, для большинства людей она выше 67 % и зависит от общего развития, активности, прошлого опыта. Это предвидение, предвосхищение результата решения задачи до того, как она будет решена логическим путем. Пример антиципации в обучении: в читаемый текст по иностранному языку вводятся явно новые слова, которые угадываются по тексту. Предвосхищение — основа творческой деятельности, как и интуиция, тревожность, воображение... Шаг Ж. На этой ступени речь или ее отрезок осознаются структурно, в их внутренних связях, выделяются сочетания слов, осмысливается их последовательность в предложении. Осознание связей происходит, разумеется, не по вопросам, не по называнию падежей или времен. Здесь «работает» чутье языка, его форм и значений — тех глубинных, неосознанных сообщений, которые формируются у человека в раннем детстве и определяют грамматически правильную собственную речь и правильное восприятие чужой. Осознание и, следовательно, понимание языковых структур на данном шаге лишь начинается: в дальнейшем оно выходит за рамки минимальных объемов восприятия, за рамки предложения, охватываются значительные по объему компоненты текста. Шаг 3. При переходе от понимания малых блоков к целостному тексту мы вновь возвратимся к просодическому, интонационному, рисунку воспринимаемой речи и пониманию соответствующих коннотаций — дополнительных окрасок речи, придают11'1 ей подчас самые важные оттенки значения: так, один и тот *е текст может прозвучать и как нейтральная информация, и каК просьба, и как приказание, и как выражение сожаления й-"1 упрека... Для понимания таких дополнительных эмоциональны или нравственных ситуационных наслоений обычно требуетС учесть и другие паралингвистические средства, сопровождаю^11 вербальную речь. Шаг И. Включение воспринятого и понятого текста в общий контекст диалога, полилога, сценария, а также в систему ранее приобретенных знаний помогает оценить информацию с точки зрения ее новизны, актуальности, правдивости. Шаг К. Еще на двух предыдущих шагах намечается и затем завершается разгадка, расшифровка и оценка различного рода иносказаний, образов, метафор, аллегорий, гипербол, стилистических вариантов. Это довольно сложные операции, требующие от воспринимающего тонкого знания языка, гибкости ума, его критичности. Понимание скрытых смыслов может быть длительным, даже отсроченным. Сказанное полностью относится и к чтению: его преимущество состоит лишь в том, что читающий имеет запас времени для перечитывания и раздумий, слушающий же, участник устного общения, как правило, таких возможностей не имеет. Он должен реагировать немедленно, промедление иногда слишком дорого обходится. Шаг Л. Существенное место принадлежит оценке языкового мастерства и интеллектуального уровня говорящего или пишущего: удачный или неудачный выбор слов, ясность и убедительность речи, ее выразительность, уместность образности, соблюдение литературной нормы, остроумие, юмор, оригинальность выбора языковых средств или стандартность. В обычном общении оценочная ступень необязательна, но для профессионального оратора, политика, юриста и пр. критичность восприятия есть профессиональное качество. Еще раз обратимся к поиску вариантов понимания воспринятого текста: нередко оказывается, что это — наиболее важная цель понимания. Что кроется за открытым высказыванием, скажем, политика или дипломата? Как должен вести себя адресат, воспринявший речь своего адресанта? Шаг М. Оценка личности говорящего по формуле Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (так Сократ сказал своему новому Ученику). В речи почти неизбежно раскрывается человек, его культура, манеры, характер, темперамент. Люди очень разные: одного видишь сразу, другой — загадка, Многие проходят длительную тренировку на непроницаемость. Это, кстати, тоже вид общения, хотя и безмолвного. В варианте чтения эта ступень состоит в формировании образа автора в воображении читателя: его идеи, нравственная позиция, Мастерство выбора картин жизни, своеобразие индивидуального стиля. Шаг Н. Результат восприятия и понимания; стратегия дальнейшего поведения, речевого и неречевого; переход к посткоммуни-^тивному этапу общения или речевого акта. Ограничится ли акт ОсПриятием чужой речи? Как собеседник будет строить свой от-ет и как реагировать? Подведем итог: восприятие речи — не пассивный процесс; активность перципиента состоит: а) в полноте восприятия и, особенно, понимания; б) в выделении наиболее важного, того, что может потребо в) в уверенности, что все сказанное соответствует истине. Подведя итог, напомним: весь процесс восприятия и понимания не дискретен, а совмещен, этапы и шаги здесь выделены в целях анализа.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |