КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие о речевом акте
ПО Формы обратной связи при МК — звонки на телестудию, письма в редакцию и тому подобные средства — не могут оказать серьезного воздействия на позиции МК. В развитых странах (США, Японии, Великобритании и пр.) созданы НИИ, изучающие эффективность МК, моделирующие образ типичного слушателя и зрителя, ранжирующие средства МК по силе их воздействия. Выясняется, как средства МК формируют общественное мнение в стране, какое сплетение искусств обладает наибольшей эффективностью. Для этой цели используется схема Лассвелла: кто сообщает? кому? что? посредством какого канала? с каким эффектом? Схема напоминает топы античной риторики. Опыт МК обогащает риторику: во-первых, в использовании технических средств, современных видов искусств; во-вторых, в использовании смежных наук: лингвистики — для изучения «языкового вкуса эпохи», психологии — для проникновения в лабораторию формирования ценностных ориентации у человека, социологии — для изучения динамики общественного мнения. Даже математика привлекается: математическая статистика, теория вероятности, корреляция, математическое моделирование, информатика и программирование. МК стала сегодня неотъемлемой частью быта людей: это прекрасно, так как и телевизор, и журналы, и газеты суть порождения разума. Но опасно сокращение сферы самовыражения, внутреннего и внешнего диалога, живого общения, в общем — деятельностного начала в человеке, которое всегда расширяла риторика. Психология речи изучает ее виды: внешнюю в двух кодовых вариантах — устную и письменную, и внутреннюю — на разных ступенях глубины, с разными степенями вербальности; ситуационную и мотивационную основу общения, включая речевое; структуру мышления; проблемы языка и сознания, речи и мышления, работу памяти, столь важные в порождении речевых высказываний и в аудировании, и многое другое.
По всеобщему признанию, особенно значима проблема речи и мышления. Риторика, особенно в изложении Аристотеля, придавала большое значение мысленной основе речи: богатству мысли, ее структуре, доказательности и обоснованности, весомости, актуальности. На последующих этапах истории риторики центр внимания перемещался в сторону языкового выражения мысли, вплоть До сведения функций риторики до культуры речи, до соблюдения ее языковой нормы (см.: Пешков И. В. Введение в риторику Поступка. — М., 1998. — С. Ill и далее). Действительно, овладение языком — его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферой создает внутренний °браз мироздания людей и каждого человека, а также предпосылки для структурирования мысли, развития интеллекта, усложне- ния когнитивной деятельности: «Речь — это канал развития интеллекта» (Н. И.Жинкин). В речи мы формулируем мысль, обеспечивая кодовый переход на акустический или графический коды, включая, таким образом, главный критерий проверки качества мысли — ее понимание другими людьми. Языковое оформление мысли способствует четкости самой мыс Внутренняя, мысленная, речь без цели ее озвучивания — это размышления, как бы диалог с самим собой, с разной степенью структурной оформленности составляет внутренний, духовный, мир человека. Природа предусмотрела возможность сохранить тайну мысли: есть надежда, что науке не удастся нарушить эту тайну. Согласно одной из гипотез, мыслительные коды, в основном, индивидуальны и вербализуются в знаках конкретного языка лишь в последние моменты перед произнесением. Эта вербализация может происходить на любом из языков, которыми субъект владеет. Возможность мыслить на неродном языке, кстати, есть критерий полного билингвизма (так называемого координационного в противоположность субординационному).
Во второй половине XX в. возникла теория языковой личности (Ю. Н. Караулов и др.). Понятие «языковая личность» (ЯЛ) восходит к психологическому определению индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. С точки зрения современной риторики, ЯЛ характеризуется следующими признаками: а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем б) владением неродными языками в соединении с языковой и в) личностными интересами, способностями и умениями в со г) творческими данными: поэт, актер, импровизатор и т. п. Несомненно, что каждый человек обладает указанными свойствами (и другими, не указанными здесь) в разной степени и в разных сочетаниях. Если он, в добавление к сказанному, обладает нравственно-волевыми качествами, богатыми знаниями, активностью и пр., то о нем говорят: это личность. Понятие ЯЛ хорошо вписывается в образ носителя риторических знаний и умений, но термин ЯЛ пока используется лишь в исследованиях по данной тематике. Примерно в это же время сформировалась и лингводидак-х и к а как фундаментальная часть теории обучения родному и неродным языкам в массовой школе. В ее проблематику входят: описание языка изучаемого, родного и неродного в целях обучения ему; сравнительная типология родного и изучаемого языков; изучение процессов овладения языками в детском возрасте и позже, процессов речевого развития человека, трудностей, встречающихся на этом пути; разработка принципов и методов обучения речи устной и письменной в вариантах говорения, аудирования, письма и чтения и пр. Все это, несомненно, имеет прямое отношение к овладению риторическим мастерством.
Развитие наук о речи актуализировало понятие и термин языковая способность (ЯС) человека (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнаро-вич). Сама идея восходит к трудам Л. В. Щербы. В американской психолингвистике ЯС понимается как биологически заложенная и развивающаяся способность ребенка; в России предпочтение отдается социальным факторам, но признается физиологическая основа этого феномена. Развитие ЯС обусловлено влиянием речевой среды, восприятием ребенком речи окружающих людей, собственными попытками речи, постепенным усвоением правил языка в соответствии с его уровнями и формированием языкового чутья, интуиции. Одно из самых перспективных направлений — теория речевых актов. Она будет рассмотрена подробнее. Речевым актом (РА) (действием) называют любое высказывание и как текст, т. е. продукт речевой деятельности, и как весь процесс: от ситуации, требующей высказывания, к внутренней, мысленной, подготовке, через устное или письменное выражение мысли говорящего к восприятию речи слушающим или читающим, перципиентом, к пониманию речи и к другим последствиям — новому акту речи или иным действиям, что называется обратной связью. Речевой акт предполагает коммуникативную ситуацию «говорящий—слушающий», но допускаются и варианты: а) рассроченное общение, например, переписка, рукопись, б) автор один, но читателей и слушателей многие тысячи; в) речь, обращенная к воображаемому лицу или к человеку, Речевой акт по размерам может состоять из одного слова до Целой книги, которую автор писал в течение нескольких лет; в Этом случае акт создания книги как единого речевого произведе- ния может распадаться на отдельные, более мелкие акты. Перечитывая спустя несколько месяцев после написания главу книги, автор сам превращается в читателя и даже критика. Иными словами, речевой акт — это в известном смысле условность, но моделирование ступеней этого действия, процесса ведет человека по пути совершенствования своей речи и общения. Модель речевого действия:
Речевой акт Докоммуникатив- Коммуникативный Посткоммуникатив а) ситуация; а) переход с мыс- обратная связь: б) созревание моти- ленного кода на а) новый акт речи; в) внутренняя, мыс- графический; и языковой формы перципиентом Теоретически законченным речевым актом можно считать лишь полный цикл коммуникации, но на практике так бывает далеко не всегда и это не подрывает значимости теоретической модели. Временных границ акт речи, человеческого ума и таланта, его чувств, духовного богатства вообще не имеет. «Слово о полку Иго-реве» создано восемь столетий тому назад, но акт не завершен и до наших дней. Его неизвестный автор вот уже восемь веков говорит со своими потомками. Научная разработка речевых актов относится ко второй половине XX в.: это труды Дж. Серля, Дж. Седок, М.М.Бахтина, Н.Д.Арутюновой, Е. В. Падучевой, Н. А. Безменовой. Черты РА как единицы теории речи: а) намеренность (интенциональность); б) целенаправленность, целеустремленность; в) соответствие правилам речевого поведения, принятым в дан г) речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего; д) последовательность этапов РА создает дискурс (речь в пото е) в РА говорящий оказывает на других лиц воздействие, не Классы РА по целям, функциям: информативные, сообщающие; побуждающие, директивные; вопросительные, требующие информации; акты принятия обязательств; экспрессивные, выражающие эмоциональные состояния; этикетные, формулы вежливости; декларативные, заявляющие, устанавливающие порядок чего-то, планирующие, оперативные; формулирующие принятые решения и др. Крупные РА обычно бывают смешанными, точнее, в них могут быть выделены разные по классам и типам элементы. В исследованиях РА существенное место отводится личным позициям участников акта, их отношению к истинности высказанного, доброй воле. Соответствие речи, высказываний намерениям говорящего, т. е. его искренность, признается обязательным (общественное мнение). Понятие структуры РА помогает в исследовании механизмов речи, понимании сложнейших процессов подготовки, реализации высказываний, их восприятии и понимании, а также результатов и последствий. Велика роль ситуаций в порождении РА, их называют речевыми ситуациями, хотя это и неточно. Речь используется как инструмент разрешения ситуаций жизни: быта, труда, социальных отношений, познавательной деятельности, конфликтов. Речевой акт крайне редко бывает самоценен: можно назвать лишь ситуацию изучения неродного языка, когда действительно высказывания на изучаемом языке имеют целью языковую правильность. Даже в ролевой игре цели выходят за пределы языковых, что, кстати, оживляет и опредмечивает обучение языку, создает иллюзию дискурса. Рассмотрим примеры ситуаций и соответствующих им РА. Журналист вернулся из поездки в Испанию, изучал там судебную систему. Он срочно должен подготовить статью для своей газеты, а также статью для ежемесячного журнала, где его не торопят. Специфика ситуации в том, что, в сущности, одна и та же тема должна быть разрешена в двух различных ключах: в ключе текущей политики и с прицелом на адресата, лишь поверхностно, дилетантски знакомого с проблемами судопроизводства, — и в ключе научном, для настоящих профессионалов. Естественно, что и проблематика, и отбор фактов, и уровень аргументации, и даже языковые средства должны быть разные, так же как и объем статей, и система образов, и стиль. Приближается день рождения сына, живущего в Иркутске. Прежде чем набрать номер телефона, отец прикинет (как бы начерно), что нужно сообщить после поздравления и что спросить у сына: у него семья, дочери 15 лет. Разговор, однако, протекает не совсем по намеченному плану, возникают неожиданные темы, Например, сын готовится к командировке в Японию. Это изменя-ет не только содержание, но и эмоциональный уровень разгово-Ра, отец забывает задать намеченный вопрос. В обоих примерах РА сложные, их модели несколько отклоняется от общей, стандартной, структуры. Кроме того, в первом Примере оба акта могут быть обстоятельно разобраны лишь на этапе авторского конструирования, восприятие адресатом пока не состоялось, и пишущий его лишь предугадывает, а обратная связь вообще в тумане. Второй пример: телефонный разговор — это диалог, очень сложный: в нем не только два десятка реплик, т. е. самостоятельных высказываний, но можно догадаться, что и участники диалога сменяются. Здесь и эмоции, и восклицания, целая гамма интонаций... Однако речевым актом можно считать не только каждую отдельную реплику, но и весь диалог в целом. Это и есть речь в потоке жизни, хотя она (речь) и лишена картин окружающего мира. Еще одна ситуация. Пожилой человек, участник Великой Отечественной войны, с грустью провожая своих сверстников и предвидя неизбежное, после долгих колебаний решает писать мемуары, потому что многое, что он знает, чему был свидетелем, уйдет в неизвестность вместе с ним. Он покупает толстую тетрадь — и вот уже пишет, и это часы счастья: прошедшее оживает вновь, давно ушедшие друзья становятся его собеседниками. Как будет дальше развиваться его труд, доведет ли он его до конца, хотя бы относительного? Будут ли мемуары изданы, или хотя бы приняты в архив, или их будут читать мыши на чердаке? Количество ситуаций неисчислимо, их разнообразие беспредельно; тем не менее делаются попытки выделить типовые ситуации, моделировать их: ситуации встреч и расставаний, спора и дискуссий, учебно-познавательные, экстремальные ситуации (где на решение и высказывание отводится доля секунды), творческие, интимные, производственные ситуации. Ситуация определяет фрейм (рамку) — модель ситуации или сценарий, в котором представлено развитие ситуации. Фрейм помогает понять, как следует воспринимать высказывание: как шутку или всерьез, как приказ или совет друга, как научный факт или предмет для дискуссии. Моделирование ситуаций используется в прикладной лингвистике, оказывает влияние на языковые структуры высказывания, определяет выбор просодических и паралингвистических средств в общении. В ситуации и ее модели учитываются и социокультурные, этнографические аспекты стратегии высказывания, и психология общения. Они определяют в порождении речи ее темп, стиль, меру спонтанности или строгости, степень прямолинейности в выражении позиции говорящего и т. п, а также помогают говорящему предугадывать реакции слушающего собеседника, предусмотреть возможные варианты понимания. Сама ситуация способствует сжатию языковой структуры высказывания; речь, насыщенную эллиптическими конструкциями, называют ситуативной. Степень ситуативности неодинакова; наибольшей ситуативностью обладает речь в игре детей: отдельные вЫ- крики, реплики. У взрослых ситуативность наблюдается в экстремальных условиях, высока она и в диалогах. Высокоситуативная речь характеризуется краткостью реплик, номинативными и неполными предложениями, жестами, мимикой, богатством интонаций. Ситуация во многом определяет потребность, содержание и форму РА, но сама все же еще не входит в его состав.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |