Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о речевом акте




ПО


Формы обратной связи при МК — звонки на телестудию, пись­ма в редакцию и тому подобные средства — не могут оказать серь­езного воздействия на позиции МК.

В развитых странах (США, Японии, Великобритании и пр.) созданы НИИ, изучающие эффективность МК, моделирующие образ типичного слушателя и зрителя, ранжирующие средства МК по силе их воздействия. Выясняется, как средства МК формируют общественное мнение в стране, какое сплетение искусств облада­ет наибольшей эффективностью. Для этой цели используется схе­ма Лассвелла: кто сообщает? кому? что? посредством какого кана­ла? с каким эффектом? Схема напоминает топы античной рито­рики.

Опыт МК обогащает риторику: во-первых, в использовании тех­нических средств, современных видов искусств; во-вторых, в ис­пользовании смежных наук: лингвистики — для изучения «языко­вого вкуса эпохи», психологии — для проникновения в лаборато­рию формирования ценностных ориентации у человека, социоло­гии — для изучения динамики общественного мнения. Даже мате­матика привлекается: математическая статистика, теория вероят­ности, корреляция, математическое моделирование, информати­ка и программирование. МК стала сегодня неотъемлемой частью быта людей: это прекрасно, так как и телевизор, и журналы, и газеты суть порождения разума. Но опасно сокращение сферы са­мовыражения, внутреннего и внешнего диалога, живого обще­ния, в общем — деятельностного начала в человеке, которое все­гда расширяла риторика.

Психология речи изучает ее виды: внешнюю в двух кодо­вых вариантах — устную и письменную, и внутреннюю — на раз­ных ступенях глубины, с разными степенями вербальности; ситу­ационную и мотивационную основу общения, включая речевое; структуру мышления; проблемы языка и сознания, речи и мыш­ления, работу памяти, столь важные в порождении речевых вы­сказываний и в аудировании, и многое другое.

По всеобщему признанию, особенно значима проблема речи и мышления. Риторика, особенно в изложении Аристотеля, прида­вала большое значение мысленной основе речи: богатству мысли, ее структуре, доказательности и обоснованности, весомости, ак­туальности. На последующих этапах истории риторики центр вни­мания перемещался в сторону языкового выражения мысли, вплоть До сведения функций риторики до культуры речи, до соблюдения ее языковой нормы (см.: Пешков И. В. Введение в риторику Поступка. — М., 1998. — С. Ill и далее).

Действительно, овладение языком — его лексикой, граммати­кой, стилистикой, произносительной сферой создает внутренний °браз мироздания людей и каждого человека, а также предпосыл­ки для структурирования мысли, развития интеллекта, усложне-


ния когнитивной деятельности: «Речь — это канал развития ин­теллекта» (Н. И.Жинкин).

В речи мы формулируем мысль, обеспечивая кодовый переход на акустический или графический коды, включая, таким обра­зом, главный критерий проверки качества мысли — ее понимание другими людьми.

Языковое оформление мысли способствует четкости самой мыс­
ли: формулируя ее, мы ее в то же время формируем (С. Л. Рубин­
штейн). Стройные, веками отшлифованные языковые структуры,
накладываясь на аморфную мысль, дисциплинируют ее; многие
известные ученые, писатели (А. Пуанкаре, В. Глушков, Э. По) от­
мечали, что, пытаясь донести до читателя, слушателя свою мысль,
они проясняли ее и для самих себя, а иногда обнаруживали ошибки
собственного мышления. ^

Внутренняя, мысленная, речь без цели ее озвучивания — это размышления, как бы диалог с самим собой, с разной степенью структурной оформленности составляет внутренний, духовный, мир человека. Природа предусмотрела возможность сохранить тайну мысли: есть надежда, что науке не удастся нарушить эту тайну. Согласно одной из гипотез, мыслительные коды, в основном, индивидуальны и вербализуются в знаках конкретного языка лишь в последние моменты перед произнесением. Эта вербализация мо­жет происходить на любом из языков, которыми субъект владеет. Возможность мыслить на неродном языке, кстати, есть критерий полного билингвизма (так называемого координационного в про­тивоположность субординационному).

Во второй половине XX в. возникла теория языковой личности (Ю. Н. Караулов и др.). Понятие «языковая личность» (ЯЛ) восходит к психологическому определению индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. С точки зрения современной риторики, ЯЛ характеризуется следующими призна­ками:

а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем
ее разнообразии;

б) владением неродными языками в соединении с языковой и
коммуникативной компетенцией;

в) личностными интересами, способностями и умениями в со­
циальной жизни, в частности профессиональными (учитель, ад­
вокат, политик, ученый-лингвист, переводчик, военный и пр.);

г) творческими данными: поэт, актер, импровизатор и т. п.

Несомненно, что каждый человек обладает указанными свой­ствами (и другими, не указанными здесь) в разной степени и в разных сочетаниях. Если он, в добавление к сказанному, обладает нравственно-волевыми качествами, богатыми знаниями, активно­стью и пр., то о нем говорят: это личность. Понятие ЯЛ хорошо вписывается в образ носителя риторических знаний и умений,


но термин ЯЛ пока используется лишь в исследованиях по данной тематике.

Примерно в это же время сформировалась и лингводидак-х и к а как фундаментальная часть теории обучения родному и не­родным языкам в массовой школе. В ее проблематику входят: опи­сание языка изучаемого, родного и неродного в целях обучения ему; сравнительная типология родного и изучаемого языков; изу­чение процессов овладения языками в детском возрасте и позже, процессов речевого развития человека, трудностей, встречающихся на этом пути; разработка принципов и методов обучения речи устной и письменной в вариантах говорения, аудирования, пись­ма и чтения и пр. Все это, несомненно, имеет прямое отношение к овладению риторическим мастерством.

Развитие наук о речи актуализировало понятие и термин язы­ковая способность (ЯС) человека (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнаро-вич). Сама идея восходит к трудам Л. В. Щербы. В американской психолингвистике ЯС понимается как биологически заложенная и развивающаяся способность ребенка; в России предпочтение отдается социальным факторам, но признается физиологическая основа этого феномена. Развитие ЯС обусловлено влиянием рече­вой среды, восприятием ребенком речи окружающих людей, соб­ственными попытками речи, постепенным усвоением правил язы­ка в соответствии с его уровнями и формированием языкового чутья, интуиции.

Одно из самых перспективных направлений — теория ре­чевых актов. Она будет рассмотрена подробнее.

Речевым актом (РА) (действием) называют любое вы­сказывание и как текст, т. е. продукт речевой деятельности, и как весь процесс: от ситуации, требующей высказывания, к внутрен­ней, мысленной, подготовке, через устное или письменное вы­ражение мысли говорящего к восприятию речи слушающим или читающим, перципиентом, к пониманию речи и к другим послед­ствиям — новому акту речи или иным действиям, что называется обратной связью. Речевой акт предполагает коммуникативную си­туацию «говорящий—слушающий», но допускаются и варианты:

а) рассроченное общение, например, переписка, рукопись,
Прочитанная и, возможно, опубликованная через много лет;

б) автор один, но читателей и слушателей многие тысячи;

в) речь, обращенная к воображаемому лицу или к человеку,
Который никогда не узнает об этом, или даже к самому себе.

Речевой акт по размерам может состоять из одного слова до Целой книги, которую автор писал в течение нескольких лет; в Этом случае акт создания книги как единого речевого произведе-


ния может распадаться на отдельные, более мелкие акты. Перечи­тывая спустя несколько месяцев после написания главу книги, автор сам превращается в читателя и даже критика. Иными слова­ми, речевой акт — это в известном смысле условность, но моде­лирование ступеней этого действия, процесса ведет человека по пути совершенствования своей речи и общения. Модель речевого действия:

Речевой акт

Докоммуникатив- Коммуникативный Посткоммуникатив­
ный этап этап ный этап

а) ситуация; а) переход с мыс- обратная связь:

б) созревание моти- ленного кода на а) новый акт речи;
вов высказывания; акустический или б) действия

в) внутренняя, мыс- графический;
ленная, подготовка б) восприятие речи
речи, ее содержания и ее понимание

и языковой формы перципиентом

Теоретически законченным речевым актом можно считать лишь полный цикл коммуникации, но на практике так бывает далеко не всегда и это не подрывает значимости теоретической модели.

Временных границ акт речи, человеческого ума и таланта, его чувств, духовного богатства вообще не имеет. «Слово о полку Иго-реве» создано восемь столетий тому назад, но акт не завершен и до наших дней. Его неизвестный автор вот уже восемь веков гово­рит со своими потомками.

Научная разработка речевых актов относится ко второй поло­вине XX в.: это труды Дж. Серля, Дж. Седок, М.М.Бахтина, Н.Д.Арутюновой, Е. В. Падучевой, Н. А. Безменовой.

Черты РА как единицы теории речи:

а) намеренность (интенциональность);

б) целенаправленность, целеустремленность;

в) соответствие правилам речевого поведения, принятым в дан­
ном обществе, а также нормам языка;

г) речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего;

д) последовательность этапов РА создает дискурс (речь в пото­
ке жизни);

е) в РА говорящий оказывает на других лиц воздействие, не
всегда адекватное замыслу инициатора РА.

Классы РА по целям, функциям: информативные, сообщаю­щие; побуждающие, директивные; вопросительные, требующие информации; акты принятия обязательств; экспрессивные, выра­жающие эмоциональные состояния; этикетные, формулы вежли­вости; декларативные, заявляющие, устанавливающие порядок


чего-то, планирующие, оперативные; формулирующие принятые решения и др. Крупные РА обычно бывают смешанными, точнее, в них могут быть выделены разные по классам и типам элементы.

В исследованиях РА существенное место отводится личным по­зициям участников акта, их отношению к истинности высказан­ного, доброй воле. Соответствие речи, высказываний намерениям говорящего, т. е. его искренность, признается обязательным (об­щественное мнение).

Понятие структуры РА помогает в исследовании механизмов речи, понимании сложнейших процессов подготовки, реализа­ции высказываний, их восприятии и понимании, а также резуль­татов и последствий.

Велика роль ситуаций в порождении РА, их называют ре­чевыми ситуациями, хотя это и неточно. Речь используется как инструмент разрешения ситуаций жизни: быта, труда, социальных отношений, познавательной деятельности, конфликтов.

Речевой акт крайне редко бывает самоценен: можно назвать лишь ситуацию изучения неродного языка, когда действительно высказывания на изучаемом языке имеют целью языковую пра­вильность. Даже в ролевой игре цели выходят за пределы языко­вых, что, кстати, оживляет и опредмечивает обучение языку, со­здает иллюзию дискурса.

Рассмотрим примеры ситуаций и соответствующих им РА.

Журналист вернулся из поездки в Испанию, изучал там судеб­ную систему. Он срочно должен подготовить статью для своей га­зеты, а также статью для ежемесячного журнала, где его не торо­пят. Специфика ситуации в том, что, в сущности, одна и та же тема должна быть разрешена в двух различных ключах: в ключе текущей политики и с прицелом на адресата, лишь поверхност­но, дилетантски знакомого с проблемами судопроизводства, — и в ключе научном, для настоящих профессионалов.

Естественно, что и проблематика, и отбор фактов, и уровень аргументации, и даже языковые средства должны быть разные, так же как и объем статей, и система образов, и стиль.

Приближается день рождения сына, живущего в Иркутске. Прежде чем набрать номер телефона, отец прикинет (как бы на­черно), что нужно сообщить после поздравления и что спросить у сына: у него семья, дочери 15 лет. Разговор, однако, протекает не совсем по намеченному плану, возникают неожиданные темы, Например, сын готовится к командировке в Японию. Это изменя-ет не только содержание, но и эмоциональный уровень разгово-Ра, отец забывает задать намеченный вопрос.

В обоих примерах РА сложные, их модели несколько отклоня­ется от общей, стандартной, структуры. Кроме того, в первом Примере оба акта могут быть обстоятельно разобраны лишь на этапе авторского конструирования, восприятие адресатом пока


не состоялось, и пишущий его лишь предугадывает, а обратная связь вообще в тумане.

Второй пример: телефонный разговор — это диалог, очень сложный: в нем не только два десятка реплик, т. е. самостоятель­ных высказываний, но можно догадаться, что и участники диало­га сменяются. Здесь и эмоции, и восклицания, целая гамма инто­наций... Однако речевым актом можно считать не только каждую отдельную реплику, но и весь диалог в целом. Это и есть речь в потоке жизни, хотя она (речь) и лишена картин окружающего мира.

Еще одна ситуация. Пожилой человек, участник Великой Оте­чественной войны, с грустью провожая своих сверстников и пред­видя неизбежное, после долгих колебаний решает писать мемуа­ры, потому что многое, что он знает, чему был свидетелем, уй­дет в неизвестность вместе с ним. Он покупает толстую тетрадь — и вот уже пишет, и это часы счастья: прошедшее оживает вновь, давно ушедшие друзья становятся его собеседниками. Как будет дальше развиваться его труд, доведет ли он его до конца, хотя бы относительного? Будут ли мемуары изданы, или хотя бы приняты в архив, или их будут читать мыши на чердаке?

Количество ситуаций неисчислимо, их разнообразие беспре­дельно; тем не менее делаются попытки выделить типовые ситуа­ции, моделировать их: ситуации встреч и расставаний, спора и дискуссий, учебно-познавательные, экстремальные ситуации (где на решение и высказывание отводится доля секунды), творчес­кие, интимные, производственные ситуации.

Ситуация определяет фрейм (рамку) — модель ситуации или сценарий, в котором представлено развитие ситуации. Фрейм по­могает понять, как следует воспринимать высказывание: как шут­ку или всерьез, как приказ или совет друга, как научный факт или предмет для дискуссии.

Моделирование ситуаций используется в прикладной лингви­стике, оказывает влияние на языковые структуры высказывания, определяет выбор просодических и паралингвистических средств в общении.

В ситуации и ее модели учитываются и социокультурные, эт­нографические аспекты стратегии высказывания, и психология общения. Они определяют в порождении речи ее темп, стиль, меру спонтанности или строгости, степень прямолинейности в выражении позиции говорящего и т. п, а также помогают говоря­щему предугадывать реакции слушающего собеседника, пред­усмотреть возможные варианты понимания.

Сама ситуация способствует сжатию языковой структуры вы­сказывания; речь, насыщенную эллиптическими конструкциями, называют ситуативной. Степень ситуативности неодинакова; наи­большей ситуативностью обладает речь в игре детей: отдельные вЫ-


крики, реплики. У взрослых ситуативность наблюдается в экстре­мальных условиях, высока она и в диалогах. Высокоситуативная речь характеризуется краткостью реплик, номинативными и не­полными предложениями, жестами, мимикой, богатством инто­наций.

Ситуация во многом определяет потребность, содержание и форму РА, но сама все же еще не входит в его состав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.