Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические ошибки




Орфоэпия. Ударения

Орфоэпическая норма опирается на фонетические законы, традицию и собственные правила, которые изложены в «Словаре трудностей русского произношения» М. Л. Каленчук и Р. Ф. Ка­саткиной (М., 1997). Расхожее мнение, будто орфоэпия не имеет правил, ошибочно. Но нельзя не признать, что орфоэпия трудна и дает огромное количество ошибок; приводятся примеры:

Норма Ошибки

докум'ент докум э нт

кон'н'ик конн'ик

д'еф'ект дэф'ект

подпочеч'ный подпочешный

куз'н'ечик кузн'ечик

перес'н'ять пересн'ть

экспрэс экспресс (долгий с).

Kyp'jep Kypjep.

В упомянутом справочнике дано 15 тысяч трудных случаев про­изношения: самые трудные связаны с мягкостью согласных (знак мягкости ['])•

К орфоэпическим ошибкам близки неправильные ударения; в справочниках даются перечни слов, «опасных» в смысле ударе­ний; приводим примеры:

Алфавит и производные баловаться, но балованный

верблюды гнал, гнала, гнали

гребень, гребни, гребня гусеница, гусеничный


задал, задала, задали, задано зажил, зажила, зажило (о травме)
заперта дверь запыхался

звонит, звонят, звонишь изредка

искра, искрой, но искристый (двоякое ударение)

Примеры фонетических законов:

а) долгие согласные на конце слова теряют свою долготу;

б) в сочетании стс не произносится звук [т]: не [шестьсот], а
[шессот] и пр.

Примеры орфоэпических правил:

а) на стыке суффиксов -ист- и -ск- на месте букв -стек- могут
произноситься -сек- и -ск-: альпини[сс]кий или альпини[с]кий;

б) в сочетании -стл- в большинстве случаев не произносится
звук -т-\ [счаслйвый], [жалосливый], но [костлявый].

Произносительные недочеты возникают по следующим при­чинам:

а) плохо развито речевое дыхание: говорящему хватает одного
набора воздуха лишь на 5—6 слов, он делает частые паузы; это
нарушает ритм речи, интонации, рисунок фразы. Необходима тре­
нировка: надо приучить себя одним выдохом произносить 10 слов,
затем 12 и так до 20—25.

б) нарушается необходимая громкость: один ее превышает —
кричит, другого никак не расслышишь;

в) нередко общению мешают патологические явления, напри­
мер заикание, или привычки: шепелявость, грассирование. Все
это противоречит культуре речи. Впрочем, есть оригиналы, умыш­
ленно искажающие нормы языка;

г) нельзя умолчать и о плохой дикции, нечетком артикулиро­
вании звуков.

Нарушения интонационных конструкций ИК-1 — ИК-7 редко встречаются в родном языке, но чаще имеют место в речи иност­ранцев.

По мнению исследователей, они занимают второе место после произносительных. Но не всегда бывает ясно, что считать ошиб­кой: так, в предложении Сегодня оттепель: восемь градусов мороза ошибка очевидна, следовало сказать потепление, а не оттепель. Но общая претензия к говорящему и пишущему — бедность сло­варя, и это самое плохое качество речи; однако конкретной ошибки указать невозможно. Невозможно конкретизировать ошибку и в ситуации «неудачный выбор слова»: писатель, бывает, до десяти раз заменяет слово, такой поиск наилучшего слова мучителен. Кстати, изучение лаборатории поэта бывает очень поучительно.


Назовем некоторые типичные ошибки:

а) неудачный выбор слова по его значению;

б) употребленное слово не соответствует стилю, например раз­
говорное слово в официальном тексте;

в) употребление диалектных, просторечных слов в строго ли­
тературной речи;

г) неоправданный повтор одного и того же слова;

д) искажение слова, обычно малознакомого;

е) неуместное употребление иноязычного слова, особенно та­
кого, которое непонятно слушателям;

ж) анахронизм: например историзм применен к современным
событиям;

з) смешение паронимов;
и) канцелярит;

к) выбор слова приводит к двусмысленности: машинист и ма­шинистка по аналогии с парой радист и радистка;

л) искажение фразеологизма: «кричит на всю демьяновскую».

Ошибкой считается и образование окказионализмов (это раз­решается лишь поэтам — вспомним И. Северянина, В. Хлебнико­ва и многих других).

Но и любому носителю языка приходится иногда вводить в свою речь новообразованные слова. Они образуются: с помощью аффиксов — приставок, суффиксов, сложением основ, усечени­ем основ, сокращением двух или нескольких слов (аббревиация), введением новых значений старых слов. Лексический фонд обога­щается за счет введения слов другого языка. Следовательно, не исключены ошибки и в образовании слов.

88. Словообразовательные ошибки

Наиболее вероятны ошибки в тех ситуациях, которые в слово­образовании плохо упорядочены — нет единых и четких правил. Это:

а) аббревиатуры: их образуют все. Например УНИ — Управле­
ние налоговой инспекции.
Таких слов десятки тысяч, созданы и упот­
ребляются в рамках ведомств, но они и в прессе, и на вывесках, и
даже в устном общении, и это порождает множество недоразуме­
ний;

б) образования, связанные с географическими названиями:
имена прилагательные типа средиземноморский; можно ли сказать
по аналогии баренцевоморский, желтоморскии! В речи возникают
и такие образования, по-видимому, ошибки;

в) ошибки в образовании названий жителей городов, других
населенных пунктов, территорий. Житель и жительница Якутска,
как правильно: якутчанка, якутянка? Как назвать жителей села
Михайловка, городов Улан-Удэ, Полотняный завод?;


г) ошибки в полуслитных (дефисных) образованиях типа эко­номико-статистический.

Усечение слов происходит из-за трудности произношения: «тру­дящие».

Увлечение абстракциями, отвлеченными именами существи­тельными с суффиксами -ение, -ание, -ость: протоколоведение; не хватает терпеливости, высокоинтеллектуальность и т. п.

Ошибки, связанные со словообразованием, не исследованы: их частотность, типы, причины да и сам факт ошибки трудно установить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.